Первый китайский святой из Тироля
Деревня Ойес, где 12 апреля 1852 года родился Иосиф Фрейнадемец, расположена в самом сер дце Доломитовых Альп, в долине Бадия. Местное население здесь до сих пор говорило на древнем языке ладино. На небольшой семейной ферме, лежащей на 1500-метровой высоте, маленький Иосиф учился молиться и работать. Там его воспитали в христианской вере и традициях своего народа и вместе с братьями и сестрами осознал что значит иметь дом и чувствовать себя в безопасности.
Будучи ещё мальчиком, Иосиф покинул родительский дом и отправился в город Бриксен, чтобы учиться там. В то время в долине Бадия не было еще дорог, и можем себе только представить, как страшно было 10- летнему парнишке, покидать родные края, когда с каждым шагом его родной дом становился все дальше и дальше. Но это был всего лишь первый из многих шагов, каждый из которых будет уводить его всё дальше и дальше от дома, семьи, друзей. Первый из многих шагов, что приведут его к осуществлению мечты всей его жизни, но как же много шагов предстоит ещё сделать, чтобы достичь того далёкого края, где обитает его мечта. Он был готов покинуть свою отчизну, своих друзей и родственников, потому что они жили в его сердце. Цель его путешествия совпала с целью его жизни- жить для Бога и для ближних. Именно Китай был тем местом, где цель эта могла осуществиться наиболее совершенным образом. Иосиф хотел реализовать свою цель в жизни вместе с китайцами и для китайцев.
В 1875 году стал священником и в 1878 году вступил в конгрегацию Общества Слова Божьего, основанную св. Арнольдом Янссеном. В 1879 году отправится в Китай вместе со своим другом по семинарии о. Анцером, который со временем стал епископом.
Жизнь в любви
Но всё это оказалось не таким уж простым. Вскоре после прибытия в Китай Иосифу пришлось перенести ряд горьких разочарований. Из его отчёта отцу Арнольду Янсссену, касающегося первых двух лет пребывания в Китае, видно, как трудно ему было. Дома его уважали, любили, принимали. В Китае, особенно в период двухлетнего проживания в Гонконге, он чувствовал себя изолированным; он был всего лишь иностранцем-маргиналом. Он должен был бороться, чтобы не пасть духом и не впасть в уныние. Он откровенно признаёт, что жизнь миссионера – а теперь это его собственная жизнь – богата страданиями. «Терниями покрыта его стезя». Жизнь почти в полной изоляции, напряжённая работа, не приносящая почти никаких плодов, неизбежно дали о себе знать, что выразилось в первоначальном предвзятом мнении о местном народе. «Характер у китайцев привлекателен мало, — пишет он в своей первоначальной разочарованности. Если миссионерам недостаёт более высокой мотивации, то «они сразу же уедут обратно домой на следующим корабле». Это язык типичный для человека, который разочарован, ожидания которого не сбылись. Но Иосиф все-таки не остановился на своих предрассудках; боролся со своей первоначальной разочарованностью.. Несколько лет спустя он бы не выдержал, если кто-нибудь в его присутствии посмел бы плохо отзываться о китайцах.
Мы не должны забывать, каким странным и чуждым казался ему Китай. Это было время империализма, когда белая раса чувствовала себя выше всех остальных рас. Все другие народы оценивались исходя из этого положения. Хотя Иосиф пытался сделать все возможное, чтобы преодолеть эту точку зрения, он должен был признать, что внешнее только приспособление, использование китайской одежды, или китайское имя, не сделало его другим человеком. И тогда Иосиф понял, что перед ним еще долгий и трудный путь. С большим энтузиазмом он начал изучать «китайскую точку зрения, китайские обычаи и традиции, китайский характер, их надежды и ожидания». Он при этом понимал, что не достигнет всего этого «в один день, или год, но только после многих и иногда болезненных действий». «Главная вещь», которую наконец увидит, это «внутреннее преображение человека».
Чем дольше Иосиф жил с китайцами и работал для них, тем лучше их понимал, и тем лучше развивались его личностные качества. «Приятная и открытая дружелюбность была, отчасти, его естественный даром. Но только отчасти; иначе он не мог бы сохранять в отношениях с другими всегда такое постоянство и принципиальность», – говорил об этом позже епископ Хеннингхаус.
Крепкий как и положено настоящему горцу, Иосиф не позволил себе пасть духом. Вместе со всё лучшим знанием китайского языка, созревала в нем и святость, формировалась личность, чья самоотдача была абсолютной, в соответствии со своим же собственным принципом: «никому ни в чём не отказывать и не желать ничего для себя самого». Или, же, как говорил о. Иосиф по свидетельству о. Йоханна Блика. «Язычники будут обращены только силой Божией благодати и, позвольте нам добавить, к этому нашу любовь». Потому что «язык любви – это единственный язык, который все язычники понимают». Этот язык любви Иосиф выучил очень хорошо и владел ним в совершенстве.
Ничто, ни физические труды, ни злостные сплетни, ни болезненные удары, ни смертельно опасные угрозы, не были в состоянии изменить его любви к китайцам. Он не только носил их одежду, но также в совершенстве владел их языком и старался даже думать так, как они. И таким образом, по мнению многих, он даже стал настоящим китайцем, да и он сам чувствовал себя все больше и больше одним из них. «Я стал китайцем и хочу остаться китайцем также на небесах».
Пока он не отбросил понимание этого мира как странного и чужого ему, он не был в состоянии стать настоящим миссионером. Адаптация это еще не все; необходимо было «внутреннее преображение», его собственное обращение.
Жизнь веры
В том, что он избрал именно такого рода путь служения людям и Богу и следовал по нему до конца, велика была заслуга его семьи. Жизнь в родительском доме определялось верой. Каждый день обязательно читался в его доме розарий, а по воскресениям все они ходили на мессу в деревню Санкт-. Леонард. Если появлялась возможность, то кто-нибудь из них посещал Мессу и в течение недели. Общие молитвы и совместные посещения Св. Мессы были лишь видимыми знаками той глубокой веры, что была укоренена во внутренней жизни и которая определяла семью Фрейнадемецов. Та же самая вера сформировала Иосифа и поддерживала его всю жизнь, и все это имело свои корни в Ойес, в его семье. Вера для него была драгоценной семейной реликвией, которой, однако, он не мог оставить только для себя, но должен был передать её другим.
И теперь Церковь ставит его перед нами как пример для нас. В данной связи это означает, что мы не можем ту веру, что мы унаследовали, прятать, так сказать, в наших карманах, там, где никто её не видит. Нет, мы, как и он, должны передавать её другим. Заниматься именно этим в Китае было призванием о. Иосифа. Мы же должны спросить самих себя, где наш Китай, где то место, в котором в нашей жизни мы встречаем тех людей, которым мы имеем право или даже обязанность передать нашу веру непосредственным и конкретным образом.
Жизнь молитвы
Когда Иосиф Фрайнадемец был рукоположен в сан священника, он чувствовал понимание и поддержку со стороны своей семьи. И даже будучи уже миссионером в далеком Китае, он постоянно ощущал незримое присутствие и поддержку своих родственников. Без прикрас он делился со своими родителями, братьями и сестрами, радостями и трудностями миссионерской жизни. Почти во всех его письмах семье и Талеру – его другу – появляется просьба не забывать в молитве вверенных ему китайцев, молиться и за всю миссию, со своей же стороны подчеркивает, что никогда не забывает о них и постоянно посвящает их в молитве Святейшему Сердцу и Божией Матери. Даже перед тем как покинуть свой дом, чтобы его никогда уже больше не увидеть, он написал: «Молитесь и благодарите Бога каждый день, читая, по крайней мере Отче наш и Радуйся Мария, благодарите Его за то, что за то что именно из нашей семьи Он соблаговолил призвать миссионера». В письме родителям во время путешествия в Китай он признает, как тяжко было для него оставить семью и дом. Однако утешает их, говоря, что придет день, когда они встретятся снова, и если уж не в Oйес, то в небе – несомненно. «Молитесь за меня, и я буду молиться за вас, чтобы этот день был днем радости для всех нас. Молитесь также, чтобы мне была дана благодать сперва много потрудиться в винограднике Господнем для спасения душ».
В библейском духе он пишет своим братьям и сестрам: «как можно по раньше учите ваших детей пренебрегать миром и его богатствами». «Пренебрегать» – значит не уделять им главного места в своей жизни. «Учите их страху Божьему и Его любви и, учите их молиться, быть кроткими и послушными. И молитесь также и за меня!»
Иосиф верил в силу молитвы. Именно эта вера делала его бесстрашным. Даже если весь мир будет рушиться, Бог не оставит ни одной молитвы не выслушанной. «Только одно действительно необходимо – много молиться. Жизнь без молитвы – это прямая дорога в ад. Никогда не забывайте молиться за нас и за всех миссионеров». Он осознавал, что Бог не имеет нужды в наших молитвах; это наша жизнь нуждается в молитве. И он никогда не забывал, что молитва должна касаться не только наших собственных забот и проблем, но и, прежде всего, забот и проблем других. Когда мы молимся, мы становимся голосом Церкви в мире, точно так же, как Иосиф был голосом Церкви в Китае.
Что Иосиф Фрайнадемец может сказать нам сегодня, нашему секуляризованному миру?
1. Вера – это призвание. Она несет c собой и обязанность «помогать прийти к вере тем людям которые борются со своей верой».
2. Мы призваны к молитве; Бог не нуждается в молитве; но сама наша жизнь нуждается в молитве. Только посредством этого мы, может быть, не изменим мира так, чтобы изменения эти стали заметными, но сила молитвы (а это Божия сила) – это именно то, что способно воодушевить людей , чтобы они претворяли мир в духе Евангелия, пока он не достигнет своей полноты в Боге.
3. Мы призваны к бытию в общине. Обратившийся на путь любви человек становится мостом между народами и их культурами.
4. Мы призваны к тому, чтобы быть благословением для других.
В проповеди во время епархиального паломничества епископ Вильгельм Эггер из Южного Тироля сказал: «мы станем благословением для других, когда будем говорить об Иисусе Христе и нести Его Благую Весть. Мы станем благословением, когда будем вести себя как Иисус и, как Он, делать добро. Давайте будем возвращаться домой, исполненные благословения. А жизнь тех, которые позволили Иисусу благословить себя, будет преображена».
Peter Irsara SVD
katolik.ru
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ