6 мая. Святой Георгий (Победоносец), мученик. Память

Георгий, прозванный Победоносцем (известен также как Георгий Каппадокийский или Георгий Лиддский) – весьма популярный в традиционном благочестии святой, мученик, принявший смерть за Христа во время гонений императора Диоклетиана в 303 или 304 году.

Житие св. Георгия называет его уроженцем города Лидды в Палестине с детства воспитанным в христианской вере. Он поступил на военную службу, где вскоре выдвинулся благодаря своему уму, храбрости и физической силе. К тому же в 20 лет он получил богатое наследство, так что в конце концов стал любимцем императора Диоклетиана и одним из видных офицеров его гвардии (или даже ее начальником). Но когда император объявил гонения на христиан, Георгий, проживавший в то время в императорской ставке в Никомидии (Малая Азия), раздал всё свое имущество бедным, а сам объявил себя христианином, после чего был арестован и подвергнут истязаниям.
Семь дней его подвергали самым невообразимым пыткам, но всякий раз раны на теле святого чудесным образом исцелялись и он оказывался невредимым. В это время он совершил несколько чудес, в частности, воскресил умершего человека и падшего вола, вследствие чего многие обратились в христианство. Георгия приговорили к смертной казни, а ночью ему явился Спаситель в золотом венце и сообщил своему верному исповеднику, что уже завтра он будет в раю. Тогда Георгий повелел своему слуге записать всё происшедшее и завещал перевезти свое тело в Палестину. Наутро к Георгию пришел сам император Диоклетиан и еще раз предложил ему отречься от Христа. Георгий будто бы согласился, но для этого предложил отвести себя в храм Аполлона. Оказавшись в храме, он бросил вызов языческому божеству и осенил его статую крестным знамением. Тогда живший в ней бес признался, что он – падший ангел, а все идолы в капище сокрушились.
Разъяренные жрецы Аполлона принялись избивать святого, а императрица Александра, пораженная увиденным, напротив, обратилась ко Христу и, пав к ногам Георгия, стала просить прощения за мужа-тирана. Взбешенный император закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Григорий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой пошел навстречу палачу. Вместе с ним была казнена и Александра Римская, которую Житие называет супругой императора Диоклетиана (хотя имя реальной супруги императора, известной по историческим источникам, было Приска).
Святой Георгий был похоронен, согласно своему завещанию, в городе Лидда (нынешний Лод в Израиле), и над его гробницей был воздвигнут храм его имени, который ныне находится в ведении православного Иерусалимского Патриархата.

Латинские варианты Жития св. Георгия первоначально были переводами с греческого, но со временем в них появились значительные отличия, в основном, в сторону преувеличения приписываемых святому подвигов. Так сообщается, что под влиянием чудес св. Георгия обратилось ко Христу 40 900 человек, а после казни Георгия и Александры император был испепелен огнем с неба. Вместе с ним были испепелены все идолы и жрецы.

6 мая. Святой Георгий (Победоносец), мученик. Память 1

Однако же самым известным чудом св. Георгия является его посмертная победа над змием (драконом). Этот змий опустошал землю языческого царя в Бейруте, требуя отдавать себе на съедение самых красивых девушек. Но когда жребий пал на царскую дочь, явился Георгий на белом коне, пронзил змея копьем, чем спас царевну от смерти. В итоге все жители той страны обратились в христианство.
Считается, что эту историю следует толковать символически и иносказательно. Царевна – это Церковь, а дракон – это язычество или же «змий древний», т.е. сатана (ср. Откр 12,2; 20,3).

Легендарный характер Жития св. Георгия признавался многими уже в древности. В частности, Папа Римский Геласий (конец V века) отвергал акты мученичества св. Георгия как еретическую фальсификацию и относил его к святым, которые более известны Богу, чем людям.
Некоторые параллели с Житием св. Георгия можно усмотреть в историческом свидетельстве Евсевия Кесарийского о безымянном мученике времен гонений Диоклетиана:
«Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один – самый старший – и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Возможно, здесь перед нами – единственное историческое свидетельство о св. Георгии, если речь идет действительно о нем.

Тем не менее, культ св. Георгия приобрел огромнейшую популярность уже начиная с V века, а в дальнейшем только ширился. Некоторые историки указывают на его заместительный характер по отношению к культам популярных на Востоке умирающих и воскресающих божеств Таммуза и Диониса или же видят здесь сознательную деятельность пастырей Церкви, вытеснявших культом св. Георгия культ Диониса. Так, например, храмы в честь св. Георгия часто строились на месте капищ Диониса, а дни памяти святого отмечались в период так называемых дионисий.
Святой Георгий становится небесным покровителем рыцарства и вообще военного сословия, а также земледельцев (имя «Георгий» означает «земледелец»), пастухов, а кое-где – и путешественников.
Интересно, что Георгия почитают также мусульмане под именем Гиргиса, Джирджиса или аль-Хидра: он – один из главных некоранических персонажей, а исламская легенда о нем весьма напоминает греческий и латинский варианты.

Св. Георгий почитается главным небесным покровителем Грузии, «крест Св. Георгия» (прямой красный крест на белом фоне) представлен на флагах Великобритании и Англии, Грузии, на флаге и гербе Милана.
На Русь культ св. Георгия пришел сразу же после принятия христианства. Князь Ярослав Мудрый основал в Киеве и Новгороде монастыри во имя св. Георгия (Юрия) и повелел по всей Руси «творити праздник» св. Георгию 26 ноября. Русский народ почитал св. Георгия (Егория) как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. Дни его поминовения 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) были известны под именем «Юрьева дня». В весенний Юрьев день крестьяне в первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения св. Георгия издавна помещались на княжеских монетах и печатях. Позднее с именем св. Георгия были связаны знаки высшего воинского отличия: Георгиевский крест, Георгиевская медаль, Георгиевская ленточка.

6 мая. Святой Георгий (Победоносец), мученик. Память 2

Св. Георгий является также небесным покровителем Москвы (со времени Дмитрия Донского), поскольку этот город был основан тезоименитым ему князем Юрием Долгоруким. Всадник, поражающий копьем дракона, изображен на гербе Москвы и входит в состав герба Российской Федерации.

День памяти св. Георгия в Восточной и Западной Церкви – 23 апреля. Но по решению Конференции католических епископов Российской Федерации католики в России отмечают его 6 мая (23 апреля по Юлианскому календарю), вместе с православными братьями.

Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости