Покровительница женщин, несчастных в браке
Святая Рита из Кашии
Церковь часто называет её младшей сестрой двух великих святых Умбрии, Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского, замужняя женщина, которая после смерти мужа стала монахиней, героическая мать, вдова, сумевшая примирить две семьи, связанные кровной местью. Но чуть-чуть подробнее, чтобы понять кто была эта святая…
Детство Святой Риты
Святая Рита из Кашии родилась в 1371 году (некоторые историки указывают 1381 год, но тогда все события сдвигаются на 10 лет) в Роккапорена возле Кашии в регионе Умбрии. Её жизнь от момента рождения до смерти была полна чудес и удивительных событий. Её родители Антонио Лоттиус и Амата Ферри были немолоды, когда Бог подарил им долгожданного ребёнка. Биографы святой Риты рассказывают, что когда мать ожидала её рождения, во сне ей явился ангел, который обещал ей рождение девочки и велел назвать ребёнка Ритой. Позднее в этом усмотрели сходство с обстоятельствами рождения Иоанна Крестителя – также единственного сына пожилых родителей уже потерявших надежду иметь детей. Может быть, даже по обстоятельствам рождения её стали считать святой «безнадёжных случаев». Её крещение прошло в церкви Святого Иоанна Крестителя на самой вершине горы, на которой расположена Кашия. Хотя опять же некоторые историки указывают другую церковь Санта Марии делла Плебе в Кашии, но по последним найденным документам точно известно, что на тот момент она находилась за стенами города.
Некоторые легенды повествуют, что, когда она была ещё маленькой девочкой произошло ещё одно чудесное происшествие. Её родители отправились поработать в поле, а корзинку с крошечной дочкой заботливо поставили в тени большого дерева. Малышка спала в своей передвижной колыбельке, когда рой пчёл спустился на неё и, не навредив ребёнку, оставил на её губах и в раскрытом ротике мёд. Это чудо, возможно, прошло бы незамеченным, если бы в это время один из работников её родителей не поранился серпом и не пошёл в деревню перевязать рану. Пока он со страхом смотрел, как пчёлы кружат вокруг корзинки с ребёнком, его рана затянулась сама собой.
Родители Риты не были аристократами, но занимали видное положение в своей коммуне. Благодаря своей славе справедливых людей и добрых христиан они стали «миротворцами». В те времена Перуджа, а в особенности Кашия, славилась страшными вендеттами, в которые вовлекались целые семьи, из поколения в поколение истреблявшие друг друга из-за кровной мести, и конца этому кровопролитию не было видно. «Миротворцы» призваны были способствовать примирению враждующих кланов и заключению между ними соглашений о мире, которые признавались судебными властями.
Юность Святой Риты
Когда Рита была подростком, с ней произошло очередное чудо, подобное тому, какое произошло со святым Франциском из Ассизи – когда она молилась в церкви Святой Марии Магдалины монастыря сестёр августинок, которую очень любила, и в которую часто ходила, Христос обратился к ней с Креста, сказав: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» и с этой минуты, как писал о ней летописец «… она пламенно возлюбила Иисуса и начала служить Ему… Отныне она могла изливать свою душу только Ему, жить только для Него, ходить только с Ним, общаться с другими только через Него». Самым горячим желанием Риты с того мгновения стало вступление в монастырь.
Однако, у её родителей, хотя и людей очень набожных, были совершенно другие планы на будущее дочери – ей уже нашли жениха. В то время в основе брака лежали политические и имущественные интересы семей жениха и невесты мнением же детей никто не интересовался. Рите оставалось только послушаться родителей. Её муж, Фернандо Манчини, прославился сварливостью и скверным вспыльчивым характером, от которого страдала не только его юная жена, но и многие жители коммуны. Мало кто мог ожидать, что этот брак окажется счастливым, но Рите удалось кротостью и послушанием (она спрашивала у мужа разрешения даже на то, чтобы пойти к Мессе) смягчить его скверный нрав, к большой радости соседей. В этом браке родились мальчики-близнецы Джакомо Антонио и Паоло Мария, воспитывавшиеся матерью в христианском духе. Но, к сожалению, несмотря на влияние матери, мальчики восприняли и обычаи Кашии — вражды и кровной мести.
На пятнадцатом году брака муж Риты был убит. По обычаям, распространённым в Кашии, все мужчины семьи Манчини теперь оказались вовлечены в кровавую вендетту. Ещё не успевшая оплакать мужа, Рита видела, что её сыновья неизбежно будут принесены в жертву диким обычаям Кашии – сначала они будут поражены ненавистью, которая обречёт их бессмертные души на вечную муку, а затем будут убиты семьёй убийцы отца или приговорены к смерти за участие в вендетте. В слезах она просила Бога спасти её сыновей от язвы ненависти и мести, которые лишат их надежды на вечное спасение. И Господь, вняв молитве матери, призвал её детей к Себе – оба сына Риты заболели, бушевавшей в то время, чумой и умерли, раньше, чем запятнали себя ненавистью и убийством. Оплакивая своих детей, но, возможно, одновременно со скорбью ощущая и покой, потому что они были спасены от участи худшей, чем просто физическая гибель, осиротевшая мать решила вступить в монастырь.
Путь в монастырь
Удивительно, но монастырь не пожелал принять её, так как опасались, что здесь её, как вдову убитого в процессе вендетты, будут преследовать убийцы мужа, и монастырь будет втянут в эту вражду. Долгое время святая потратила на то, чтобы добиться мирового соглашения между семьёй Манчини и её обидчиками и, в конце концов, мир был достигнут. Однако, монастырь запер двери перед Ритой, и только чудо, одно из тех, которые сопровождали её всю жизнь, позволило ей стать монахиней – летописец свидетельствует, что святая вошла в обитель сквозь запертые двери, поддерживаемая святым Августином, святым Иоанном Крестителем и святым Николаем из Толентино. Итак, в последующие сорок лет «… она с верностью и любовью служила Богу».
Её монашеская жизнь была полна смирения и послушания. Делами милосердия, молитвой, кротким нравом, благоразумием новая монахиня снискала любовь и уважение сестёр. Вспоминают об одном её простом и радостном послушании: «Однажды достопочтенная мать настоятельница пожелала испытать послушание блаженной Риты. Она поручила ей в течение долгого времени поливать сухое растение в её огороде, и Рита делала это охотно и терпеливо». И с тех пор этот побег снова начал давать обильные плоды.
Однажды, после проповеди о муках Христа, она молилась о том, чтобы разделить страдание с Иисусом, и Он отметил лоб святой раной от тернового венца. Эту рану Рита с любовью и терпением несла в течение пятнадцати лет – до того момента, когда 22 мая 1447 года родилась для неба. Но последние дни её жизни были отмечены ещё одним чудом.
Она была уже тяжело больна, не могла вставать с постели, не могла есть, и единственной её пищей стала Евхаристия, когда родственница, пришедшая навестить её, спросила не хочется ли ей чего-нибудь. «Да, — ответила Рита, — я хотела бы, два плода инжира и розу из твоего сада. Женщина подумала, что больная бредит, потому что был разгар зимы, но когда вернулась домой, то увидела на замерзшем дереве два спелых фрукта, а на кусте одну распустившуюся розу. «Итак, — написал об этом биограф святой, — Господь Бог наш соблаговолил подать явные знаки Своей любви к возлюбленной невесте. Знаки, что её муж и двое сыновей были приняты Богом в вечную обитель».
Этот эпизод объясняет также предание о розах. Повсюду, где есть церковь, посвященная Рите, в день её праздника, 22 мая, к этим местам стекаются толпы верующих с букетами роз, которые потом освящаются. В самой Кашии в этот день с вертолета сбрасывают на собранных паломников лепестки свежих роз. Это было не просто доброе чудо, но и мистический обмен: в течение стольких лет Рита носила на лбу болезненную рану от шипа и теперь, в конце её страданий, Христос даровал ей взамен розу.
Почитание Святой Риты
Почитание Риты началось сразу же после смерти. Когда Рита умерла «… немедленно колокола монастыря сами собой зазвонили», к её телу потянулся нескончаемый поток знакомых и верующих, а от тела исходил сильный аромат (что было неоднократно засвидетельствовано вплоть до наших дней), поэтому её тело, согласно старинному свидетельству, «никогда не было захоронено и никогда не портилось». Тело Риты было сразу же выставлено для поклонения на хорах монастыря.
С тех пор на иконах Святая Рита изображается с розами или иными свежими цветами. В 1457 году один нотариус зарегистрировал одиннадцать чудес, которые святая свершила только в этом году. А в ходе процесса канонизации в 1626 году было проанализировано двести шестнадцать старинных табличек для голосования, сто восемь из них подробно описано: все они содержали сведения о чудесах и благодеяниях, свершенных при содействии этой святой. Беатификация (официальное причисление Риты к лику блаженных) состоялось только в 1627 году, а канонизация (причисление к лику святых) в 1900, но Рита оставалась и остаётся одной из самых любимых святых не только в Италии и Европе, но и во всём мире. Базилика, названная в честь этой Святой, была построена в 1937 году, а освящена только после войны в 1947 году. Здесь в этой базилике покоятся мощи Святой Риты и по настоящее время. Папа Лев XIII назвал её «драгоценной жемчужиной Умбрии», а верующие «розой из Роккапорены», а чудеса, совершённые её заступничеством, побуждают считать её «святой невозможных случаев», к помощи которой прибегают в неразрешимых ситуациях.
Кассия притягивает к себе не только туристов, интересующихся историей и культурой, но и многочисленных поломников. Церковь находится на самом верху города, на высоте 560 м над уровнем моря. Место в базилике, где находятся мощи святой, закрыто решеткой, а рядом с ракой всегда находится монахиня из ордена Святого Августина. И если протянуть руку, она положит в ладонь несколько лепестков розы.
Людмила Толстая, https://katolyki-krasnodara.ru/.
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ