«Таинства Церкви – плод искупительной Крестной жертвы Иисуса», — Катехизис Католической церкви.
Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия, видимые знаки невидимой благодати Божией. Они помогают верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.
О таинствах
Римско-Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств. Согласно Катехизису Католической церкви различают таинства христианского посвящения: Крещение, Миропомазание (или Конфирмация) и Евхаристия; таинства исцеления: Покаяние, Елеосвящение (или Елеопомазание больных, Соборование); таинства на службе общения и миссии верных: Священство и Брак. Они касаются важных моментов христианской жизни. Все таинства устремлены к Евхаристии «как к своей сугубой цели» (Святой Фома Аквинский). Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.
Согласно вероучению Церкви, таинства совершаются Богом, а осуществляются благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.
История появления таинств
В Римско-католической церкви учение о семи Святых таинствах было определено соборно, как догмат, сначала на Втором Лионском соборе в 1274 году (XIV Вселенский), а потом на Флорентийском соборе в 1439 году (XVII Вселенский). Окончательное закрепление в качестве доктрины это учение получило уже в период Контрреформации, на Тридентском соборе (XIX Вселенский), который провозгласил: «Если кто-либо говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом; или что их больше или меньше семи… или же что какое-либо из них по истине и строго говоря не есть таинство, да будет отлучен от сообщества верных».
Таким образом, церковь установила семь Святых таинств:
- Крещение.
- Миропомазание.
- Евхаристия.
- Покаяние.
- Елеопомазание.
- Священство.
- Брак.
Таинства крещения, миропомазания и священства не могут совершаться повторно.
Католические служители (епископ, священник, диакон), как правило, уделяют таинства только католикам. Верующие католики, как правило, принимают таинства только от католических служителей.
Исключения:
Для подлинной духовной пользы католики могут принимать таинства исповеди, Евхаристии и помазания больных, от некатолических служителей, в церкви которых эти таинства существуют действительным образом (напр., в православной), если физически или морально не могут обратиться к католическому служителю, избегая при этом опасности заблуждения или безразличия в отношении к своей Церкви.
Католические служители могут уделить таинства исповеди, Евхаристии и помазания больных верующим Восточных церквей, не находящимся в полном общении с католической Церковью (напр., православным) – если они сами об этом попросят и будут подобающим образом готовы к их принятию.
В опасности смерти католические служители те же таинства могут преподать и другим христианам, которые не имеют полного общения с католической Церковью (напр., протестантам), если они не смогут обратиться к служителю своей церкви, сами об этом попросят и проявят католическую веру в отношении этих таинств.
В случае необходимости (опасность смерти, невозможность обратиться к священнику и т.п.) крещение может совершить каждый человек, если есть у него надлежащее намерение совершить крещение, и он делает это правильным образом: погружением в воду или обливанием водой и при этом говорит слова: «…(Имя крещаемого), я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ