ПОСЛАНИЕ ПАПЫ НА XXXV ВДМ 2020 г.

ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

НА XXXV ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОЛОДЕЖИ 2020 г.

«Юноша! тебе говорю, встань!» (ср. Лк 7, 14)

Дорогие юноши и девушки!

В октябре 2018 г., вместе с епископским синодом на тему «Молодежь, вера и распознание призваний» Церковь инициировала процесс размышлений о вашем положении в сегодняшнем мире, о ваших поисках смысла и цели жизни, о ваших отношениях с Богом. В январе 2019 г. я встречался с сотнями тысяч ваших сверстников со всего мира, съехавшимися в Панаму на Всемирный день молодежи. События такого рода – Синод и ВДМ – выражают один из аспектов самой сути Церкви: «совместное странствие».

В этом странствии каждый раз, когда мы достигаем важной вехи, Бог и сама жизнь не позволяют нам остановиться, толкая нас вперед. Вы, молодые, в этом эксперты! Вы любите путешествовать, видеть все новые места и лица, испытывать новые впечатления. Потому я и выбрал целью вашего следующего межконтинентального паломничества в 2022 году Лиссабон, столицу Португалии. Оттуда в XV и XVI вв. огромное число молодых людей, в том числе и множество миссионеров, отплывали в неизвестные земли, чтобы, помимо прочего, поделиться с другими народами и странами своим опытом общения с Иисусом. Тема лиссабонского ВДМ: «Встав, Мария с поспешностью пошла» (ср. Лк 1, 39). В оставшиеся два года мне хотелось бы поразмышлять с Вами над двумя другими библейскими текстами: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк 7, 14) в 2020 г. и «Встань! Поставлю тебя свидетелем того, что ты видел» (ср. Деян 26, 16) в 2021 г.

Как вы сами можете заметить, все три темы объединяет один глагол: «встать». Данное слово может также передавать идею воскресения, пробуждения к жизни. Этот глагол то и дело повторяется в увещевании «Christus vivit» («Христос жив»), которое я посвятил вам после Синода 2018 г. и которое затем вместе с итоговым документом Церковь предложила вам как фонарь, способный осветить тропы вашей жизни. Искренне надеюсь, что путь, который поведет нас в Лиссабон, будет сопровождаться во всей Церкви мощными усилиями руководителей молодежного душпопечения по реализации этих двух документов.

Но давайте-ка вернемся к нашей теме на этот год: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк 7, 14). Этот стих из Евангелия я процитировал уже в «Christus vivit»: «Если ты утратил внутреннюю силу, мечты, энтузиазм, надежду и великодушие, перед тобой встает Иисус, как встал перед мертвым сыном вдовы, и со всей Своей силой Воскресшего Господь взывает к тебе: «Парень, тебе говорю, встань!» (п. 20).

Данный отрывок рассказывает нам, как Иисус, входя в галилейский городок Наин, столкнулся с похоронной процессией, провожавшей в последний путь молодого парня, единственного сына овдовевшей матери. Иисус, тронутый терзаниями этой женщины, совершает чудо воскрешения ее сына. Но это чудо происходит после определенной череды действий и слов: «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились». Подошел и коснулся гроба, а носители остановились» (Лк 7, 13-14). Давайте-ка и мы остановимся и подумаем над некоторыми из этих жестов и слов Господа.

Увидеть боль и смерть

Иисус внимательно и сосредоточенно смотрит на эту похоронную процессию, замечает в толпе женщину, лицо которой исполнено крайнего страдания. Взгляд Господа приводит к встрече – источнику новой жизни. Не нужно много слов.

А как же мой взгляд? Смотрю ли я внимательно или только бросаю взгляд, как, например, когда быстро просматриваю тысячи фотографий в своем мобильном телефоне или в социальных сетях? Сколько раз сегодня нам довелось стать очевидцами стольких событий, в которые мы так и не попробовали вникнуть! Часто наша первая реакция – записать всё на мобильник, пожалуй, не глядя даже в глаза участникам сцены.

Вокруг нас, а иногда и внутри нас мы сталкиваемся с реальностью смерти: физической, духовной, эмоциональной, социальной. Мы замечаем это или просто видим лишь последствия? Можем ли мы что-то сделать, чтобы вернуть жизнь?

Мне на ум приходит множество болезненных ситуаций, в которые попадают ваши сверстники. Есть, например, такие, кто сегодня ставит всё на кон, рискуя своей жизнью ради экстремальных впечатлений. Другие уже «мертвы», так как утратили надежду. Как-то одна девушка мне сказала: «Глядя на моих друзей, я вижу, что у них нет запала к жизни, мужества встать». К сожалению, среди молодежи также распространяется депрессия, которая в некоторых случаях может довести и до попытки самоубийства. Сколько парней и девушек живет в апатии, теряется в бездне тоски и угрызений совести! Сколько плачет, и никто не слышит вопля их душ! Часто вокруг они встречают лишь одни рассеянные и равнодушные взгляды тех, кто, возможно, как раз спешит на распродажу и предпочитает остаться в стороне.

Есть такие, кто обитает на поверхностности, полагая, что живет, но они мертвы внутри (ср. Откр 3, 1). Бывает, что и в двадцать лет человек уже тянет себя вниз вместо того, чтобы тянутся вверх к высотам своего достоинства. Всё сводится к тому, чтобы «пожить, как хочется», ища каких угодно радостей: чуть-чуть веселия, капельку внимания и симпатии других… А еще широко распространен своеобразный цифровой нарциссизм, которому подвержены не только молодые, но и взрослые. Многие живут так! Некоторые из них, возможно, надышались окружающим их материализмом тех, кто думает лишь о том, как заработать денег и устроиться, как будто это единственные цели в жизни. А ведь в будущем их неизбежно ждет глухое беспокойство, апатия, скука, причем всё более и более мучительные.

Негативное отношение к жизни может быть вызвано личными неудачами, когда что-то, что человек лелеял в сердце, над чем трудился, не движется вперед или не приносит ожидаемых результатов. Что-то не получилось в школе либо университете, не реализовались спортивные или творческие амбиции… Конец «мечте» может вести к внутренней смерти. Но неудачи – часть жизни каждого человека, и иногда они могут даже оказаться благодатью! Часто то, что, как мы думали, принесет счастье, на деле оказывается иллюзией, фетишем. Фетиш требует от нас всего, порабощая нас, но ничего не давая нам взамен. И в итоге рассыпается, оставляя только пыль и дым. В этом смысле неудачи, если они рушат идолы – это благо, даже если они причиняют нам страдания.

Можно было бы и далее перечислять различные ситуации физической или моральной смерти, в которых молодой человек может оказаться, такие, например как наркомания, преступность, нищета, тяжелое заболевание… Но предоставляю вам самим подумать и осознать всё то, что породило «смерть» в вас или в ком-то рядом с вами в настоящем или прошлом. В то же время, не забывайте того парня из Евангелия, который умер по-настоящему, но вернулся к жизни, потому что на него взглянул Некто, Кто желал, чтобы он жил. Такое может случиться и сегодня, и в любой другой день.

Сжалиться

Священное Писание часто описывает состояние души того, кто позволяет чужому горю тронуть себя «до глубины души». Внутреннее движение Иисуса делает Его сопричастником реальности другого. Он берет на себя беду другого. Боль этой матери становится Его болью. Смерть ее сына становится Его смертью.

Вы, молодые, очень часто проявляете свою способность сострадать. Достаточно посмотреть, сколько из вас великодушно жертвует собой, когда этого требуют обстоятельства. Ни одно стихийное бедствие, землетрясение, наводнение не обходится без толпищ юных добровольцев, готовых протянуть руку помощи. И огромная мобилизация молодежи, вставшей на защиту творения, говорит о вашем умении слышать вопль земли.

Дорогие юноши и девушки, не позволяйте украсть у себя эту чуткость! Чтобы вы всегда могли слышать стоны страдающих, чтобы ваши сердца трогали те, кто плачет и умирает в сегодняшнем мире. «Некоторые реалии жизни видны лишь глазами, промытыми слезами» («Christus vivit», 76). Если вы будете уметь плакать с плачущими, то станете по-настоящему счастливыми. Столько ваших сверстников лишено возможностей, терпит насилие и преследования. Пусть их раны станут вашими, будьте глашатаями надежды в этом мире. Вы сможете сказать брату и сестре: «Встань, ты не один», и помочь ему испытать, что Бог Отец нас любит, а Иисус – это Его рука, протянутая нам, чтобы снова нас поднять.

Подойти и «прикоснуться»

Иисус останавливает похоронную процессию. Он подходит, становится ближним. Близость рвется дальше и делает смелый жест, чтобы другой жил. Пророческий жест. Прикосновение Иисуса, Живого, дает жизнь. Прикосновение, которое вливает Святого Духа в мертвое тело парня и вновь запускает его жизненные функции.

Это прикосновение пронизывает реальность скорби и отчаяния. Это прикосновение Божественного, снисходящего также посредством подлинной человеческой любви и открывающего немыслимые горизонты свободы, достоинства, надежды, новой и полной жизни. Действенность этого жеста Иисуса неизмерима. И это напоминает нам о том, что даже самый простой, но конкретный знак близости может пробудить силы воскресения.

Да, и вы, молодые, можете подойти к реалиям боли и смерти, с которыми вы сталкиваетесь, можете прикоснуться к ним и пробудить жизнь, как Иисус. Это возможно благодаря Святому Духу, если сначала вас самих коснулась Его любовь, если ваше сердце взволновано опытом Его доброты к вам. Итак, если вы ощущаете внутри себя щемящую нежность Бога к каждому живому существу, особенно к этому конкретному брату – голодному, жаждущему, больному, нагому, заключенному, то вы сможете подойти, как Он, прикоснуться, как Он, и передать Его жизнь вашим умершим душой, страдающим или потерявшим веру и надежду друзьям.

«Юноша! тебе говорю, встань!»

Евангелие не называет имени того парня, которого Иисус воскресил в Наине. Это такой намек читателю отождествиться с ним. Иисус говорит тебе, мне, каждому из нас: «Встань!» Все мы прекрасно понимаем, что и нам, христианам, порой случается упасть, а потом приходится вставать. Не падает лишь тот, кто не идет, но он и не продвигается вперед. Поэтому нам нужно принять вмешательство Христа и совершить акт веры в Бога. И первый шаг – это согласиться встать. Новая жизнь, которую Он даст нам, будет доброй и стоящей того, чтобы ее прожить, так как ее поддержит Тот, Кто пойдет рядом и в будущем никогда нас не покинет, помогая нам прожить нашу жизнь достойно и плодотворно.

Это действительно новое творение, новое рождение. Не просто психологическое состояние. Многим из вас, наверное, доводилось слышать, как в трудные мгновения люди повторяют «волшебные» слова, которые сегодня входят в моду и могут якобы решить все проблемы: «верь в себя», «открой свои ресурсы», «почувствуй позитивную энергию в себе»… Но всё это только слова, и в случае тех, кто по-настоящему «мертв изнутри», они не работают. У слова Христова другая сила, оно бесконечно выше. Это божественное и творческое слово, и только оно одно может вернуть жизнь туда, где она угасла.

Новая жизнь «воскресших»

Юноша, как рассказывает Евангелие, «стал говорить» (Лк 7, 15). Первая реакция человека, которого Христос коснулся и возвратил к жизни – это высказаться, без страха и каких-то комплексов выразить то, что у него внутри, свою личность, свои желания, свои потребности, свои мечты. Возможно, раньше он никогда не делал этого, был убежден, что никто не сможет его понять!

Говорить – это также значит вступить в отношения с другими. Когда человек «мертв», он замыкается в себе, отношения рвутся либо сводятся к чисто поверхностным, фальшивым и лицемерным контактам. Когда Иисус вновь дарует нам жизнь, Он «возвращает» нас другим (ср. ст. 15).

Сегодня часто есть «контакт», но нет общения. Несбалансированное использование электронных устройств может навсегда приклеить нас к экрану. В этом послании мне также хотелось бы вместе с вами, молодыми, воззвать всех к культурному сдвигу, к которому должно нас побудить это Иисусово «встань». Пусть в культуре, стремящейся изолировать и закрыть молодежь в виртуальных мирах, благодаря нам постоянно звучит это слово Иисуса: «Встань!» Это призыв открыть себя реальности, которая намного больше виртуальной. Речь не идет о пренебрежении к технологиям: нужно использовать их как средство, а не цель. «Встань» значит также «мечтай», «рискуй», «старайся изменить мир», вновь разожги в себе желания, смотри на небеса, на звезды, на окружающий мир. «Встань и стань тем, кто ты есть!» Сколько уже погасших парней и девушек вокруг нас, услышав эту весть, вновь оживет и станет прекраснее любой виртуальной реальности.

Ведь, если ты даешь жизнь, то кто-то ее получает. Одна девушка сказала мне однажды: «Ты встанешь с дивана, если увидишь что-то прекрасное и захочешь сделать то же самое». Прекрасное пробуждает страсть. И если парень увлечется чем-то, а вернее, Кем-то, то наконец-то встанет и начнет творить великие дела; из мертвеца, которым был, он может превратиться в свидетеля Христа и отдать жизнь ради Него.

Дорогие юноши и девушки, какие у вас желания и мечты? Дайте им волю и, следуя им, предложите миру, Церкви, другим вашим сверстникам нечто прекрасное в духовной, творческой и социальной сфере. Скажу вам это еще раз на моем родном языке: hagan lìo! Заварите кашу! От одного парня я услышал такие слова: «Если бы Иисус занимался Своими делами, то сын вдовы не воскрес бы».

Воскресение того юноши воссоединило его с матерью. В этой матери мы можем видеть образ Марии, нашей Матери, Которой мы вверяем всю молодежь мира. В ней же мы можем увидеть и символ Церкви, которая хочет с нежностью принять каждого юношу и каждую девушку, без какого бы то ни было исключения. Итак, помолимся Марии о Церкви, чтобы она всегда была матерью своих умерших детей, плача и умоляя об их возрождении. В каждом своем сыне, который умирает, умирает и Церковь, и в каждом сыне, который воскресает, воскресает и она.

Благословляю ваше путешествие. А вы, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне.

Рим, Латеранская базилика Св. Иоанна, 11 февраля 2020 г,

в память Лурдской Богоматери

ФРАНЦИСК

Источник: Кредо

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости