Навечерие Пасхи в святую Ночь

Литургия навечерия Пасхи – самое длительное богослужение литургического года, но это неудивительно. В течение одной литургии воспоминается не только переход Христа от смерти к жизни. Воспоминается вся история творения, вся история отношений человека и Бога, которая в Евхаристии вместе с хлебом и вином приносится на алтарь Агнца, чтобы стать освященной и преображенной Его жизнью.

Навечерие Пасхи состоит из четырех частей – светильничного богослужения, литургии слова, литургии крещения и евхаристической литургии.

«Литургия света» (Lucernarium)

Возжигание ритуального светильника в шабат и вечернее жертвоприношение огня и ароматов в Храме – ветхозаветные обычаи, которые продолжает христианское светильничное богослужение, иначе еще называемое «литургией света».

В вечерней храмовой жертве Ветхого Завета Церковь видит пророческий знак жертвоприношения, совершенного на Кресте истинным Светом, Иисусом Христом.  Возжигаемый же заново огонь  христианами был воспринят как  самый яркий – в полном смысле слова – символ Воскресения Иисуса.  Желая вспоминать момент Воскресения Господа, первые поколения христиан иначе, чем сейчас, обращались со светом:  в ходе «светильничной Евхаристии» возжигалась не одна свеча или светильник, а сразу множество, наполняя все помещение сиянием так, как Христос осветил Собою мир. Светильники, подвешенные к сводам храмов, символизировали звезды и светила, сияющие на открытых перед спасенными Небесах.  Переживание радости становилось воистину светлым.

Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского (Exsultet)

Ночной сумрак скрывает от наших глаз тайну Воскресения, темнота – наше неведение о том, когда именно, а там более – как Иисус воскрес.

«О воистину блаженная ночь — та единственная, что удостоилась знать время и час, когда Христос воскрес от ада! Это ночь, о которой написано: и ночь будет светла как день; и ночь — свет мой в ликование мне» (Exsultet)

Начало Литургии света  — обретение нового огня – совершается, по возможности, вне стен храма.

На улице разжигают костер, перед которым собирается народ, выходит целебрант,  священники и министранты,  выносят и свечу – пасхал.

Навечерие Пасхи в святую Ночь 1

Перед тем, как благословить огонь, священник провозглашает, что сегодня «Церковь приглашает детей своих, рассеянных по всей земле, собраться вместе для бодрствования и молитвы».

Во тьме трудно найти друг друга, увидеть ближнего можно только при свете.  Обнаружить в темном лесу человеческое жилье можно только если в окнах горит свет. Чтобы стать Церковью, разбежавшимся ученикам необходимо идти на свет. Свет Христов выводит к жизни и собирает воедино.

Навечерие Пасхи в святую Ночь 2

Священник благословляет огонь, от которого и зажигают пасхал. Пасхал – необычная свеча: он символизирует Самого Христа, а о том, Кто Христос для нас, говорит молитва приготовления пасхала, в которой слова сочетаются с действиями.

Сначала священник резцом рисует на свече большой крест:

Христос – вчера и сегодня (проводит вертикальную черту); Начало и конец (проводит горизонтальную черту); Альфа и Омега (рисует сверху креста букву альфа, внизу – букву омега); Ему принадлежат времена (ставит первую цифру года в первом квадрате креста); И века (ставит вторую цифру года); Его слава и владычество (ставит третью цифру); Во веки веков (ставит четвертую цифру года)

После начертания символов священник вонзает в свечу пять крупиц ладана, по числу пяти ран Христовых,  располагая их также в форме креста, со словами: Ранами своими (первая крупица); и славными (вторая) защищает (третья) и хранит ; нас(четвертая) Христос Господь (пятая).

Затем пасхал зажигается с молитвой:

«Свет  Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах!»

Затем процессия готовится к возвращению в храм. Священник или диакон, шествующий впереди с пасхалом, первый раз поднимает свечу с возгласом:— Свет Христов!

— Благодарение Богу! – отвечает народ и по возможности чинно пытается вслед за процессией вернуться на свои места в церкви.

Теперь наступает замечательный момент: пасхал вносится в храм. Один простой знак указывает сразу на несколько непостижимых разуму событий: пришествие Христа в мир – воплощение, сияние Предвечного света в темноте материнского лона Марии – матери Церкви; победа Воскресшего над тьмой смерти; преображение ночи падшего творения в творение новое; освещение светом благодати Божией темноты душ человеческих.

«Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча, которая пылает огнём во славу Божию; и её сияние не угасает, хотя её пламя разделяется, раздавая свет» (Exsultet)

Помимо света вести о воскресении Христа разливающийся по храму свет символизирует Самого Господа, раздающего Себя в Слове и в Евхаристии бесконечно и не умаляясь. На чем большее число крошечных огоньков разделяется этот свет, тем светлее становится вокруг.  На сколько бы частей не разделялся пасхальный огонь, пламя каждой свечки – тот же самое пламя, которым горит пасхал. Сколько бы Иисус не раздавал Себя в евхаристии, в каждой частице Его Тела и Крови мы обретаем Его Самого целиком.

Свет пасхала во время вигилии — символ Воскресения – и одновременно эсхатологический знак грядущего Христа во славе: Итак, мы молим Тебя, Господи, пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего, продолжает гореть, не угасая, чтобы рассеять мрак этой ночи. И пусть она, принятая, как приятное благоухание, соединится с небесными светилами. Пусть её пламя сияет до той поры, когда его встретит Утренний Свет, Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом человеческий род и живёт и царствует во веки веков. (Exsultet)

Первая часть гимна – радость о возгоревшемся Свете и совершившейся Господней пасхе:

«Воистину достойно и праведно всем сердцем и душой многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего и Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа; Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины. Ибо ныне — пасхальные торжества, когда совершается заклание истинного Агнца, и Его кровь освящает двери верных.»

Вторая часть предвосхищает Литургию Слова – воспоминание истории Завета и великих дел Божиих:

«Это ночь, в которую некогда отцов наших, сынов Израиля, Ты вывел из Египта и перевёл через Красное море сухими стопами. Это ночь, когда тьму греховную рассеял столп света. Это ночь, которая ныне во всём мире верующих во Христа, освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной, возвращает к благодати и собирает в общение святых. Это ночь, когда, разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем.  Ибо тщетным было бы наше рождение, если бы Он не искупил нас! О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение! О, сколь неизреченно богатство любви: ради искупления раба, Ты предал Сына! О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!»

Наконец, предвосхищается крещальная литургия и литургия Евхаристии – гимн торжественно провозглашает, что несут собой эти Таинства, что дает сегодняшняя ночь человеку:

«Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину, возвращает падшим невинность и унывающим радость, изгоняет вражду, рождает согласие и покоряет всякую власть».

Теперь остается только приготовиться к длинному путешествию через Литургию Слова: путь, который для нас, в отличие от народа Божия Ветхого Завета, освещает свет Христов.

Литургия слова

Самая продолжительная в году Литургия Слова начинается призывом предстоятеля:

«Возлюбленные братья и сестры, торжественно начав Пасхальное бдение, благоговейно выслушаем Слово Божие. Будем размышлять о том, как Бог в минувшие времена спасал народ Свой, и, когда пришла полнота времен, послал нам Сына своего как Искупителя. Помолимся, чтобы Бог наш совершил в нас дело пасхального спасения и привел к полноте искупления».

Девять чтений – семь из Ветхого Завета, эпистола и Евангелие – ведут общину верных через всю историю мироздания к кульминации истории творения – Воскресению Христа. Это уникальное время для того, чтобы благодарить Господа за щедрость, с которой Он делится с людьми Своим знанием о собственном замысле истории мира, знанием, которым Он обладает извечно, а нам открывает в Сыне. Сотни и сотни лет пути –  пути обретений и потерь, обещаний и веры, блужданий во тьме и пророческих прозрений — протекают перед нами в течение получаса. Саму возможность смотреть на необозримое полотно истории в целости, с точки зрения Бога дает только соединение с Его Сыном. То, что на протяжение пути казалось разрозненным, непонятным и бессмысленным, в свете Сына становится упорядоченным, ясным и наполненным Божией любовью.

Литургия слова навечерия Пасхи – это не только описание пути. В ней отчетливо виден протянувшийся через времена диалог между Богом и творением (чтение – обращение Творца, псалом – ответ народа).  Кроме того, молитва, произносимая  после каждого чтения, объясняет, как данное слово и обетование Бога исполняется сегодня во Христе.

Первое чтение – Быт. 1:1 – 2:2 повествует о сотворении мира

Второе чтение – Быт. 22:1-18 — рассказ о жертве Авраама;

Третье чтение – Исх. 14:15 – 15:1 — повествование о переходе иудеев через Красное море.

Четвертое чтение — Ис. 54:5-14 – пророчество о Новом Иерусалиме

Пятое чтение снова берется из пророка Исайи: Ис. 55:1-11: это обещание спасения для всех людей

Шестое чтение взято из книги Варуха Вар. 3:9-15,32 – 4:4 – говорит о Боге как источнике премудрости

Седьмое чтение берется из пророка Иезекииля – о обетовании нового сердца и нового духа (Иез. 36:16-28)

По окончании молитвы после седьмого чтения в храме зажигаются все светильники и свеч на алтаре, звонят все колокола и звонки, а священник начинает гимн «Слава в вышних Богу»: наступает время Нового Завета!

Эпистола вигилии, восьмое по счету чтение —  Рим. 6:3-11: слова апостола о смерти для греха и жизни во Христе Иисусе – провозглашение победы над смертью.

Перед евангелием первые после Великого Поста торжественно поется «Аллилуйя!» — древний возглас радости от встречи с Господом.

Евангелие от Матфея – Мф. 28:1-10 окончательно рассеивает сумрак ночи ожидания и переносит нас в утро воскресения, тишину и свежесть кладбищенского сада, где если кто и погребен навсегда – так это смерть, а Иисус – жив, нужно только пойти и увидеть!

Литургия Крещения

Для некоторых присутствующих в храме Литургия Навечерия становится их собственной, не символической, а вполне реальной Пасхой – переходом от жизни в ветхом Адаме к жизни вечной во Христе. Это те, кто в эту ночь принимает крещение.

За своих катехуменов община молится в единстве со всей Церковью, а значит, в ней участвуют не только ныне живущие ее члены, но и те, кто уже созерцает Господа лицом к лицу. Литания всем святым, которая поется, пока к крещальной купели выносят пасхал, напоминает собравшимся, какие замечательные люди сейчас молятся за наших катехуменов.

Навечерие Пасхи в святую Ночь 3

Но сначала освящается сама купель с крещальной водой. Священник один или три раза погружает горящий пасхал в купель с водой: это воспоминание и о крещении Иисуса в Иордане, и о Его погружении в смерть. Прикосновение к водам Бога Отца посредством Духа Святого делает бесплодную чистую воду рождающей, плодоносящей, и главный ее плод — жизнь. Точно так же Христос, входя в жизнь крещаемого, делает его жизнь плодоносящей, рождающей «любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру». Силой Духа Святого воды потопа и смерти становятся водами жизни, «чтобы все, через крещение погребенные со Христом в смерть, с Ним же и совоскресли».

Каждый год на пасхальной литургии вместе с катехуменами все верные обновляют свои крещальные обеты. Вместе с катхуменами мы отрекаемся от сатаны и всех дел его, и провозглашаем, что веруем во все, во что верит и чему учит Святая Церковь.

И вот на головы катехуменов изливается вода крещения, а на их чело – миро, помазание Духа Святого.  Остальных же верных также окропляют освященной водой.

Евхаристическая Литургия

Далее литургия продолжается обычным образом – а в первой в своей жизни Евхаристии участвуют несколько новых сыновей и дочерей Божиих.

Ну, и, конечно, какая же Пасха без самого главного пасхального возгласа?

Перед благословением священник обращается к верным с самой главной радостной новостью в мире:

— Христос воскрес!

— Воистину воскрес!

Анастасия Паламарчук

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости