Oсновывается на всеобщем нравственном законе, который является объективным и не меняется со временем, поскольку принадлежит самой природе человека как разумного существа, сотворенного Богом. Добровольное и сознательное нарушение нравственных норм является грехом — поступком, объективно отдаляющим человека от Бога.
Ветхий Завет содержит несколько сотен запрещающих и предписывающих норм, составляющих так называемый иудейский закон. Помимо собственно нравственных норм, он включает ритуальные нормы и гражданские законы древнего царства Израиля. Основой ветхо-заветного закона является Декалог (десять заповедей: Исх 20, 2–17; Втор 5, 6–21), весьма значимый и для христианской морали. Главный принцип этического учения Иисуса Христа — любовь к Богу и ближнему, причем подлинная любовь к Богу рассматривается как неотделимая от любви к ближнему, которым для христианина является каждый человек. Под любовью к нему подразумевается не просто желание ему блага, а соответствующие поступки. Иисус толковал ветхо-заветные заповеди расширительно, согласно их духу, а не только букве: например, заповедь «не убивай» Он понимал не только как запрет убийства как такового, но даже гневного слова (ср. Мф 5, 21–22). Согласно Иисусу, не все заповеди одинаково важны: так, ритуальные предписания менее важны, чем выполнение обязанностей по отношению к ближним.
Согласно католической морали, человек должен не только совершать определенные предписанные ему поступки, но и заботиться о формировании добродетелей, т.е. постоянных, устойчивых черт характера, связанных со способностью к совершению благих дел. Все добродетели — результат воздействия Бога (ср. Прем 8, 7), но их формирование требует усилий и со стороны самого человека, определенных навыков, достигаемых путем повторяющихся упражнений. К основным (кардинальным) добродетелям относят благоразумие, справедливость, умеренность, мужество. Важной христианской добродетелью является смирение, связанное со справедливой оценкой самого себя и пониманием того, что все человеческие заслуги в конечном итоге — дары от Бога. Смирение противоположно пороку гордыни — безудержному стремлению к самопревознесению.
Христианское этическое учение произвело реальное преображение в человеческом обществе: характерное для современной цивилизации уважение к правам человека и общечеловеческим ценностям — во многом итог развития принципов христианской морали, в конце концов получивших признание даже среди нехристиан.
Католическая Церковь всегда отстаивала высочайшее достоинство каждого человека независимо от его экономического и социального положения, национальности, цвета кожи, гражданства, образования, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого из них Христос отдал Свою жизнь. Исчезновению института рабства в средне-вековой Европе во многом способствовали именно христианские идеалы. Начиная с эпохи Великих географических открытий Римские папы неизменно выступали против порабощения жителей колонизируемых территорий и подчеркивали, что обращение в христианство не должно осуществляться насильственными методами. Большая роль в борьбе с национальной и расовой дискриминацией принадлежала католическим миссионерам, добившимся, напр., установления более человечных законов в отношении индейцев, проживавших в исп. колониях в Америке. Большую роль католичество сыграло и в утверждении прав женщины. Отношение Иисуса Христа к женщинам было более уважительным, чем это предписывалось законоучителю иуд. обычаями того времени; образ Девы Марии — первой среди святых — высоко поднял достоинство женщины в глазах христиан.
Традиционным для католической морали является и миротворчество (ср. Мф 5, 9). Так, Папа Лев I Великий потратил много усилий и денежных средств, чтобы остановить Аттилу, вождя гуннов, у ворот Рима. Во время феодальных междоусобиц X–XI вв. под влиянием Церкви на местах организовывались «союзы Божьего мира», направленные на предотвращение вооруженной борьбы между христианами. Во время вооруженных конфликтов Церковь часто призывает воюющие стороны к переговорам и выполняет функции посредника при этих переговорах.
Особое значение в деятельности Церкви получила забота о бедных и других нуждающихся, включая больных, странников, заключенных. По словам Христа, всякий человек, помогающий нуждающемуся, помогает Самому Христу, а отвергающий нуждающегося отвергает Христа (ср. Мф 25, 31–46). Уже в ранней Церкви существовал институт диаконии, целью которого была материальная поддержка малоимущих христиан (вдов, сирот и др.). В Средние века практически вся организованная помощь бедным, старикам и больным находилась в ведении церковных структур — епархий, приходов, монастырей, братств; лишь в сравнительно недавнем прошлом она перешла в компетенцию государства. Но традиция католической благотворительности активно развивается и в наше время (в частности, в деятельности международной организации «Каритас»); среди современных подвижников католической благотворительности — всемирно известная Тереза Калькуттская, основательница Конгрегации миссионерок Божественной любви и лауреат Нобелевской премии мира.
Во все времена Католическая Церковь стремилась не только верно передавать учение Христа, но и применять его к живым вопросам современности. В XIX–XX вв. было разработано социальное учение Католической Церкви, т.е. официальное учение Церкви по вопросам, относящимся к социальной жизни. Первым документом социального учения Католической Церкви стала энциклика Папы Льва XIII Rerum novarum (1891), посвященная положению рабочих. Энциклика категорически осудила безудержное стремление к наживе, приводящее к бесчеловечным последствиям, но вместе с тем отвергла социалистические методы общественных преобразований. Появление этой энциклики было подготовлено деятельностью католический рабочих ассоциаций (католический профсоюзов) и придала импульс их дальнейшему развитию. Последующие церковные документы уделяли внимание роли государства в управлении обществом и экономикой, праву работников на создание объединений, проблеме справедливой оплаты труда. Начиная с 1940-х документы социального учения Католической Церкви рассматривали такие вопросы, как политическая и юридическая организация международного сообщества, соблюдение справедливости в международной экономике и политике, предотвращение войны. Начиная с 1970-х в центре внимания оказались проблемы растущего разрыва между богатыми и бедными странами, загрязнения окружающей среды, новых форм политического и экономического угнетения и т.д.
Социальное учение Католической Церкви в свете христианской веры отвечает на вопросы, касающиеся общественного порядка. Основные принципы этого учения — уважение к человеческому достоинству и стремление к общему благу. Экономическая и социальная деятельность должны осуществляться исходя из нужд всех людей, а это значит, что каждый имеет право участвовать в принятии решений, которые его касаются. Нельзя жертвовать основными правами личности и социальных групп во имя чьих-либо политических и экономических интересов. Собственность — гарантия человеческого достоинства, но при этом использование собственности должно принимать в расчет нужды неимущих людей. Труд играет огромную роль в жизни человека и общества, но человек не должен быть порабощен своим трудом: важно приспособить экономические программы к нуждам человека, который должен иметь время на отдых, семейную, культурную, общественную и религиозную жизнь.
Важным вопросом, находящимся в центре внимания К.Ц., является также этика семейных отношений. К.Ц. благословляет и защищает брак, утверждает его священный характер и нерасторжимость (ср. Мк 10, 9). Назначение семьи — стать сообществом, основанном на бескорыстной любви и взаимном уважении. Отстаивая нерасторжимость брака, Католическая Церковь призывает женатых людей быть до конца верными слову, данному друг другу. Повторный брак католика (при живом первом супруге) не исключает его из Церкви, но не позволяет ему приступать к таинству Евхаристии: этот брак уже нельзя освятить в Церкви.
Церковь считает, что призвание каждой семейной пары — давать жизнь. В то же время Католическая Церковь признает необходимость ответственного родительства и одобряет лишь естественное планирование семьи, основанное на физиологических циклах женского организма. Кроме того, Католическая Церковь активно протестует против государственной политики контроля рождаемости.
Выступая за безусловное уважение к любой человеческой жизни, Католическая Церковь считает аборты убийством и категорически их осуждает. Аналогично отношение Церкви к самоубийствам и к эвтаназии. Церковь отвергает клонирование человека как недопустимое с христианской точки зрения манипулирование человеческой жизнью.
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ