Мониторы в жизни подростка: как без нервов поставить конкретные границы?

В вашей семье царит нервная атмосфера из-за гаджетов? Дни проходят в бесконечных и бесполезных дискуссиях о количестве времени за мониторами? Не ошибитесь! Вот несколько идей, которые помогут вам ограничить время, которое ваш ребенок-подросток проводит перед экраном.

Психотерапевт Дидье Плё, автор книги «Развитие самоконтроля у детей», считает, что регулирование времени использования мобильного телефона может научить подрастающего человека справляться с разного рода ограничениями.

Почему у родителей так много проблем с установлением временных рамок использования гаджетов?

Дидье Плё: сейчас подходы к воспитанию изменились и ограничения ребенок воспринимает как посягательство на его свободу, а не воспитание. Но ребенок не может делать все, что захочет и все время.

Подростки, да и мы взрослые, привыкли носить телефон всегда с собой, как одежду. С его помощью он может жить своей жизнью и, конечно же, убегать от семьи и избегать вступления в отношения. Это экстремальный случай, но недавно ко мне приходила мать, которая ограничила своему подрастающему ребенку время использования телефона, так как его результаты в школе стали ухудшаться, а подросток пришел в полицейский участок, обвинив мать в применение насилия… Необходимо объяснить детям, что мобильный телефон — это средство связи, а не неотъемлемое право.

Родители в некоторых ситуациях полностью исключают мониторы из жизни ребенка? Это оправдано?

Дидье Плё: Да, когда подросток не в состоянии контролировать себя, например, когда он посещает запрещенные сайты. Как правило, родители руководствуются сочувствием к своему ребенку, но они также имеют право действовать вопреки его ожиданиям и возражать ему. Для ребенка-одиночки, который использует свой телефон для текстовых сообщений друзьям, управление временем, которое он проводит перед экраном, совершенно неконтролируемо.

Такая зависимость появляются у детей, менее устойчивых, хуже терпящих неудачи или подверженных влиянию. Без контроля взрослых посещают сайты социальных сетей или часами играют в видеоигры, достигая мгновенного удовольствия, доступного у него под рукой. Если подросток в избытке пользуется мобильным телефоном или посещает сайты, доступные для совершеннолетних, почему мы должны давать ему это в руки?

Если мы заберем у него смартфон, он сможет заглянуть в интернет у друзей и выйти на то же самое…

Дидье Плё: он это сделает вне дома и без разрешения родителей, и это огромная разница, потому что тогда он знает, что он нарушает определенный запрет.

Как будет выглядеть… «Семейный кодекс поведения» при использовании телефона?

Дидье Плё: Это будет соглашение, установленное родителями, которое будет определять время, затрачиваемое на использование мобильного телефона, аналогично установленным часам вечернего возвращения домой. Наличие телефона по своему усмотрению предполагает самоконтроль, но сможет ли контролировать себя  11 -12 летний ребенок?

Сеть кишит, разной информацией, и в окружении наших детей обязательно найдутся «доброжелательные» друзья, которые с удовольствием расскажут новичкам, как получить доступ.

После того, как мы установили временные рамки для доступа в интернет, как помочь детям справиться с этими ограничениями?

Начинать надо как можно раньше, иначе нас ждет непрекращающаяся война. Ограничивать не значит наказывать, лишать свободы или приводить к гневу; на первом этапе это означает повышать порог терпимости вашего ребенка путем выработки в нем способности давать что самому своей семье. Помогает ли он по дому, участвует в приготовлении ужина, заботится о своей одежде?

Если он не живет по определенному семейному ритму, у него нет назначенных обязанностей, например, он ест, когда ему хочется, как он может вдруг принять полный запрет на использование телефона? Родители должны научить ребенка правильному восприятию реальности и показать ему смысл усилий в соответствии с его возрастом. Можно разрешить ему пользоваться интернетом после того, как мы поговорим с ним и узнаем, с какой целью он собирается это сделать. На более позднем этапе санкции и «тяжелая артиллерия» не решат, к сожалению, основной проблемы.

Не могли бы Вы сказать, в какой момент уже слишком поздно вводить ограничения?

Если родитель сам в течение дня не расстается с телефоном, это будет сложнее. Наше отношение будет менее последовательным, когда мы отрежем ребенку доступ к телефону, если раньше у него не было ограничений, если его эго чрезмерно развито, если он уже не может усвоить правило русского языка или сосредоточиться на уроке физики.

Все взаимосвязано, и, если ребенок все время живет в окружении одних только удовольствий, малейшее ограничение окажется неприемлемым. Если же ребенок умеет доставлять себе удовольствие, например, прогулкой с собакой, помощью на кухне, выполнить другую домашнюю обязанность, заработать какие-то деньги, то будет проще. Эти небольшие занятия делают детей менее восприимчивыми к ограничениям. Например, скаутинг предлагает отличную школу жизни. Разжечь огонь, разбить лагерь, приготовить еду: ребята получают больше удовольствия от хорошо выполненного долга, чем тщеславные подростки, которым все дается на блюдце. Аналогичную роль играет религиозное воспитание. Позволяет выйти из-под диктата собственного эго, не смотреть на всех свысока.

Как работают ограничения на уровне психики и мозга?

Основная часть мозга, эмоциональная, отвечает за удовольствие и регулирует основные жизненные функции, то есть питание, выживание и сон. Если ребенок не привык замечать обычные жизненные удовольствия, его кора, то есть рациональный интеллект, ослабевает. Погруженный в мгновенное удовольствие ребенок неспособен противостоять ему, он становится более склонным к зависимости. Незрелому ребенку нужна какая-то моральная инстанция, которая укротит эти его импульсы.

Сначала роль моральной инстанции играют родители,а затем внутренняя моральная сила должна взять на себя на себя эстафету. Нужно научиться балансу между удовольствием и его отсутствием, потому что ребенок, естественно, склоняется к удовольствию. Это эмоциональный интеллект, который можно воспитывать.

Ограничения, связанные с доступом ко всем видам мониторов, вызывают особенно сильные негативные эмоции-из чего это следует?

С некоторых пор зависимость от мониторов подвергается терапии в специализированных учреждениях. По мнению Джоэля Бакана, автора книг «Детство в осаде», «Наши дети не продаются», экраны вызывают привыкание с той же силой, что и жесткие наркотики. Когда мы отрываем ребенка от любимой видеоигры, он может испытывать страх, гнев и уныние. Равные симптомы возникают у человека, зависимого от героина, которого лишают этого вещества.

Использование мониторов вызывает в эмоциональном мозге такие стимулы, которые заставляют его терять счет времени и не в состоянии от них отделиться. Поэтому не исключайте сразу все мониторы. Установление временных рамок для использования мобильного телефона оснащает ребенка инструментами, с помощью которых он сможет обнаружить отложенные, гораздо большие, удовольствия от обычной жизни.

Сколько бы времени Вы рекомендовали использовать телефон и другие мониторы?

Если мы не сразу отвечаем на SMS, мы можем найти время для разговора, сосредоточиться на наших обязанностях или на настоящем моменте. Если мы не отвечаем сразу на какое-либо виртуальное приглашение, мы учимся обдумывать и гуманизировать наши желания, а также наслаждаться выходными днями без телефонов.

В то же время необходимо объяснить ребенку, что мобильный телефон не является совсем безобидным инструментом и что ему не разрешается пользоваться интернетом во время отсутствия взрослых в доме. Если ребенок получает бесконечные смс и звонки каждый день, он вырабатывает привычку, с которой ему будет очень трудно расстаться. Для детей школьного возраста в течение недели важно сосредоточиться на обучении.

В свою очередь, они могут использовать свой телефон в течении какого времени, когда они выполнят все свои обязанности. Программа французского психоаналитика и детского психиатра Сержа Тиссерона «3/6/9/12» состоит из нескольких простых пунктов:

Не смотреть телевизор до 3 лет

Не играть в компьютерные игры до 6 лет

Интернет — не раньше 9 лет

Социальные сети — не раньше 12 лет

В любом возрасте следует ограничивать время, проводимое перед экранами, контролировать выбор программ, обсуждать с ребенком увиденное и  поощрять творчество.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости