«Прекратите панику!» — этот призыв не приносит ощутимой пользы. «Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать» – призыв, популярный в Соединённом Королевстве в 1940 году во время битвы за Британию, звучит куда более вдохновляюще.
Авраам Линкольн ухватил нечто важное, когда сослался на «лучшие стороны нашей натуры». Панические закупки и люди, опустошающие полки супермаркетов, напротив, выявляют одно из худших качеств падшей человеческой природы. Не такими людьми мы хотели бы быть, и более того, должны быть с точки зрения морали.
Когда приближается буря, или, когда на время приостановлена вся деловая активность, как это случилось во многих местах из-за пандемии COVID-19, совершенно разумно, рационально и предусмотрительно «запастись» необходимыми вещами. Главное, не поддаваться страху и стихийному влиянию толпы.
На самом деле, в периоды кризиса наш моральный долг перед общим благом состоит в том, чтобы вести себя спокойно, благоразумно и милосердно по отношению к другим. Очевидно, что человек, купивший за один раз годовой запас туалетной бумаги, лишил многих других этой необходимой вещи, и т.д. и т.п.
Нарушение этической нормы становится ещё более серьёзным, когда люди опустошают рынок антисептиков для рук или других высоко востребованных вещей, а потом, пользуясь искусственно созданным дефицитом, пытаются нажиться, продавая эти товары по непомерным ценам. Эти действия являются уже не только неэтичными, но и преступными и должны караться законом.
Будучи специалистом по католической биоэтике, я часто сталкиваюсь с подчас трудной необходимостью определить, где проходит граница между обычным и экстраординарным уходом за определёнными пациентами. В значительной степени это разграничение зависит от конкретного окружения больного человека. Сейчас мы определённо переживаем времена экстраординарные. Полезно напоминать себе, что это временно и что эти времена пройдут.
В США нет структурного дефицита продуктов питания или товаров первой необходимости (как и в России – прим. ред.). Товары подвозятся каждый день, поэтому дефицит вызван только поведением людей, которые покупают за один раз слишком много. Если большинство из нас не осознает, что двухнедельный запас чего бы то ни было вполне достаточен, тогда государство и другие ответственные институты для того, чтобы защитить общее благополучие, будут вынуждены ввести ограничения на продажу товаров «в одни руки».
Мы можем внести свой положительный вклад и предупредить введение более жёстких ограничений, если будем практиковать добродетели совершенно противоположные эгоизму и накопительству. В первую очередь, щедрость. Подумайте о тех людях в вашей стране и в мире, которые находятся в гораздо худшей ситуации. Милосердие начинается дома, особенно в трудные времена. Помогите близким или соседям, пополните «корзины доброты», которые стоят в некоторых магазинах (в них любой желающий может оставить бесплатные продукты для нуждающихся – прим. ред.).
Когда нас ослепляют эмоции и искушает соблазн лихорадочной деятельности, которая может быть менее или более разрушительной, остановимся, сделаем глубокий вдох и медленный выдох! Как гипервентиляция лёгких связана с эпизодами напряжения и тревоги, так медленное глубокое дыхание успокаивает. Медитативная молитва требует безмятежной тишины и спокойного дыхания.
Накопительство является следствием беспокойства ума. Наша совесть должна распознать подвижную, но совершенно реальную этическую грань между благоразумной подготовкой к удовлетворению будущих потребностей и чрезмерным накопительством. Спокойно спросите себя: «Действительно ли мне нужно это в таких количествах?» Это полезно делать даже в обычных жизненных условиях.
В следующий раз, когда вы окажетесь в супермаркете с пустыми полками, глубоко вдохните и остановите порыв купить то, что вам не нужно, или то, что другим нужно больше, чем вам.
Джозеф Мини, президент Национального Католического центра по биоэтике (Филадельфия, США)
Источник : РУСКАТОЛИК.РФ
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ