Христианская духовная жизнь — это жизнь учеников Христа, постепенно преображающаяся под воздействием Божественной благодати. Человек при этом не остается пассивным, он должен деятельно сотрудничать с Богом.
Христианская духовная жизнь включает две стороны — аскезу и мистический опыт. Аскеза — это человеческие усилия, направленные на более глубокое общение с Богом, а мистический опыт — ясное и непосредственное ощущение присутствия Бога. Важными традиционными элементами христианской духовной жизни являются молитва, пост и служение ближнему.
Молитвы различаются по их цели (поклонение, благодарение, сокрушение о грехах, просьба) и бывают личными или общинными, могут произноситься вслух, выражаться пением, жестами (например, поклонами, преклонением колен, крестным знамением и т.д.) или совершаться незаметно и в молчании, могут задействовать в основном мысль или чувства, быть импровизированными или использующими готовый написанный текст. Нередко в духовной практике применяется молитвенное размышление (или христианская медитация) на определенную тему, связанную с Богом и спасением, а также созерцание — сосредоточение души на присутствии Бога. Широкое распространение в Католической Церкви получили литании — молитвы, состоящие из многократного повторения воззваний, подчиненного определенному ритму. Такое повторение может постепенно привести к глубокой внутренней молитве. В Католической Церкви распространена практика духовных упражнений — упорядоченная система молитвенных размышлений и созерцательных молитв, продолжающихся в течение нескольких дней, обычно под руководством опытного священника.
С IV в., а особенно в Средневековье распространенными формами христианской духовности стали паломничества, почитание священных изображений, иконопочитание), а также мощей (останков святых) и реликвий (предметов, связанных с жизнью Иисуса Христа или святых). Одна из наиболее почитаемых по сей день реликвий — Туринская плащаница.
В Средние века возникли такие формы католический дух. жизни, как размышления о событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии, ставшие важными составными частями молитвы розария и богослужения Крестного пути. В Новое время распространились поклонение Святейшему Имени Иисуса и Святейшему Сердцу Иисуса, а также почитание Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии.
Христианская духовная жизнь имеет целью достижение святости, путь к которой связан с возрастанием в человеке сверхъестественных добродетелей — веры, надежды и любви. Важную роль в католический духовности играет почитание святых, не только в качестве образцов для подражания, но и как заступников перед лицом Бога. Акт официального церковного признания католика-христианина святым называется канонизацией. В первые века, когда христианство подвергалось гонениям в Римской империи, идеалом святости было мученичество, т.е. принятие смерти за христианскую веру: мученик тем самым участвовал в искупительной смерти Христа. Впоследствии возникли также другие типы святости: в числе почитаемых Церковью святых — выдающиеся аскеты, проповедники христианского учения, богословы, заботливые пастыри, благотворители, миротворцы, девы, сознательно выбравшие совершенное целомудрие и безбрачие в качестве своего посвящения Христу, и др.
Для Католической Церкви характерно огромное разнообразие типов духовности. Выбор того или иного из них зависит от культурно-исторических условий и индивидуальных склонностей верующего. Многие из этих типов духовности были разработаны внутри тех или иных институтов посвященной Богу жизни.
Особый путь к совершенной христианской жизни принадлежит монашествующим, приносящим обеты целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания. Институты монашествующих называются орденами или конгрегациями; каждый институт руководствуется собственным уставом. Основной структурной единицей монашеского института является монастырь, в котором монашествующие постоянно проживают под одним кровом. Эта совместная жизнь дополняется также совместной деятельностью монашествующих под началом их настоятеля согласно уставу института. Монашеские институты довольно разнообразны по своему устройству и задачам. В одних институтах монашествующие посвящают свою жизнь в основном молитве (созерцательное монашество), в других же глубокая молитвенная жизнь сочетается с проповеднической и благотворительной деятельностью (деятельное монашество). Среди наиболее известных католический монашеских институтов — ордена бенедиктинцев (осн. в VI в. Бенедиктом), францисканцев (или Орден меньших братьев, осн. в XIII в. Франциском Ассизским), доминиканцев (или Орден проповедников, осн. в XIII в. Домиником), иезуитов (или Общество Иисуса, осн. в XVI в. Игнатием Лойолой).
Помимо монашеских институтов в Католической Церкви существуют так называемые секулярные институты, отличающиеся от монашеских отсутствием совместной братской жизни, прежде всего потому, что их деятельность в Церкви требует не отречения от мира, как у монашествующих, а постоянного присутствия в миру. Кроме того, в Католической Церкви существуют объединения апостольской жизни, члены которых, как правило, не приносят обетов, выражая принятие на себя уз целомудрия, бедности и послушания (одно из самых известных — Общество салезианцев, осн. в XIX в. Иоанном Боско).
Помимо институтов посвященной Богу жизни и обетов апостольской жизни Католическая Церковь также признает отшельнический образ жизни, посредством которого верующие, самым строгим образом удаляясь от мира, в уединенном молчании посвящают свою жизнь молитвам и покаянию. Из всех видов монашества именно отшельничество является самым древним: его появление восходит к III в. (общежительное монашество возникло в IV в.).
Признается Католической Церковью и чин дев (возникший еще в IV в.), мистически обрученных с Христом и служащих Церкви тем или иным образом, в т.ч. в объединении друг с другом (чин дев следует отличать от женских монашествующих институтов).
В Католической Церкви существуют объединения верующих — мирян, священников, монашествующих, — стремящихся жить более глубокой христианской жизнью, более полно посвятить себя Богу в рамках определенного общего направления духовной жизни, общей харизмы. Эти объединения именуются католический движениями. Большинство членов движения, как правило, составляют миряне. Во многих католических движениях могут участвовать также некатолики, хоть и без права занимать высшие руководящие посты. Католические движения, как правило, допускают разные степени участия верующих в своей деятельности, вплоть до полного принятия обязательств целомудрия, бедности и послушания. Католические движения отличает особая атмосфера, объединяющая их членов, — дух живого энтузиазма и творческой инициативы. Задачи движений чрезвычайно разнообразны; обычно они в большой степени связаны с личностью основателя. Среди наиболее известных католических движений — «Легион Марии», «Неокатехуменат», «Comunione e liberazione», «Фоколяры», «Вера и свет» и т.д.
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ