В прошлом учебном году учителям, родителям и детям пришлось вынуждено перейти на онлайн обучение. И вот опять переход на дистанционное обучение…
Учителя и родители в стрессе, а дети абсолютно не подготовлены для самостоятельной формы обучения. И мы до сих пор не осознали: что же такое дистанционное обучение? Чем оно отличается от классической школьной системы? За короткое время все переключились на новые школьные реалии, связанные с карантином, но правильно ли? Высшие учебные заведения, которые практикуют онлайн обучение, годами выстраивают и оптимизируют такую систему. В отработанных программах дистанционного обучения, есть специальные платформы онлайн обучения (например, мега-кампус), которые облегчают задачи учителей и учеников. Школам же и учителям пришлось перестраиваться в течении нескольких недель. Все случилось внезапно и не было времени на осмысление и подготовку. Надеемся, что в наших школах появятся подобные онлайн инструменты. Мы не знаем, что нас ждет дальше, но понимаем, что должны психологически принять и методически освоить такой вид обучения, чтобы всем участникам учебного процесса было комфортно.
Рассказывает о. Войцех Бояновский, SJ: «Недавно я закончил двухлетнее обучение в Иезуитском Университете Крейтон, США. Я хочу поделиться своим опытом и предложить 5 принципов дистанционного обучения, которые, я надеюсь, помогут понять эту систему и использовать ее на практике. Эти принципы не готовый рецепт, а лишь отправная точка для дискуссии и размышлений».
1 принцип: Не почасовой план ежедневной работы, а система, рассчитанная на неделю. Это совсем другой подход к рабочему времени! Смотрим шире!
При дистанционном обучении классический план работы на день становится очень неэффективным. Здесь нет школьных звонков, перемен, записи домашней работы в дневник, кружков и секций по расписанию. Все изменилось…Это хорошо видно, например, по электронному дневнику. Задания могут появляться в любое время, а их выполнение часто необходимо уже в этот день. Информационные системы могут быть перегружены, да и наши технические средства и скорость интернета не всегда подходят для качественной работы. Поэтому следует выработать совсем другой подход ко времени занятий, выполнению заданий и к своему расписанию в целом.
Дистанционное обучение, если оно хорошо продумано, часто опирается на недельную систему. Классическая система подсказывает нам, сколько часов по данному предмету необходимо в неделю, но мы уже не ограниченны временными школьными рамками. Тут очень важно подчеркнуть, что количество часов в неделю должно соответствовать времени, реально потраченному учениками на изучение предмета. Это большая проблема для учителей, потому что, например, если на уроке класс способен выполнять 5 задач, под руководством учителя, то тоже самое не происходит в домашних условиях, когда ученик один справляется с этими задачами. Учитель должен иметь большой опыт и интуицию, чтобы отрегулировать количество материала. И даже если выполнено 2 или 3 задания самостоятельно, то может оказаться, что ученик лучше изучит материал, чем на классной работе. Здесь важна большая гибкость в работе и перестройка мышления учителя.
2 принцип: Порядок должен быть! Структура планирование и предвидение.
Хотя на дистанционном обучении приходится отказываться от традиционного графика, это не означает, что не должно быть порядка. Наоборот, правильная структура занятий, планирование и обеспечение чувства предсказуемости для ученика чрезвычайно здесь важны. Удаленное обучение дает больше свободы детям, и родителям важно адаптировать график обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Родители и ученики должны получать четкие инструкции от учителя: когда отправляется материал, когда должны быть выполнены задания, а также в какое время и в какой форме учитель доступен для консультаций. Гораздо проще учиться дистанционно, когда запланировано обучение заранее, то есть недельная система по первому принципу. В нашем же случае, и учителя и родители зачастую вынуждены импровизировать, тем временем ребенок получает большой стресс. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность успеть выполнить домашние задания, в своем собственном ритме.
Вот два варианта, как может выглядеть на практике запланированная недельная система обучения.
- Например, предмет имеет 5 классных часов в неделю. В понедельник учитель высылает материал по темам, который можно посмотреть или прочитать. Многие учителя уже используют электронные учебники. Подготовленная презентация и видео с объяснением материала от самого учителя будет очень полезно ученикам. Необходимо донести до ребенка, шаг за шагом, как справиться с определённой темой и задачей. В первой части недели уже можно задавать упражнения, чтобы у учеников была возможность их выполнять и предварительно оценить уровень понимания предмета. В середине недели полезным будет организовать онлайн урок в прямом эфире, где ученики могут задавать вопросы, обменяться опытом, сомнениями, прояснить то, что было непонятно в новой теме. И учитель может в прямом эфире оказать реальную помощь, обсудить с учениками конкретные трудности, которые возникли. После онлайн урока, учитель может задать следующую серию заданий для самостоятельного выполнения и назначить время для дополнительных консультаций. В пятницу ученики высылают выполненные задания, и учитель их оценивает. Данная система подходит для основных школьных предметов.
- Следующий вариант подходит больше для предметов с малым количеством еженедельных часов. Например, основы религии и культуры, обществознание, география. По таким предметам высланный материал может изучаться учениками в течении всей недели. В изучении некоторых предметов нет необходимости проведения регулярных онлайн уроков, это время лучше использовать для основных предметов, где необходимо постоянное руководство учителя. Конечно каждый учитель считает свой предмет важным, но здесь необходимо соблюдать согласованность между предметными учителями и выявлять общие школьные приоритеты. Такой подход даст ученикам больше свободы регулировать свой режим обучения. Здесь важна помощь родителей, необходимо мотивировать ребенка, научить оптимальному планированию своей учебы, чтобы они не оставляли невыполненных заданий на последнюю минутку. Таким образом, дистанционное обучение — это возможность научить ребенка самодисциплине и организации своей работы.
Тут еще раз важно подчеркнуть, что необходимое количество часов на изучение материала должно быть реальным и конечно это работа и забота наших учителей. Речь идет о среднем времени, которое ученики тратят на изучение материала, отправленного учителем. И в это время входит все, что делает ученик: чтение текста в учебниках, просмотр обучающих видео, онлайн уроки, выполнение заданий и упражнений. Конечно же ритм, способность усваивать материал, скорость письма и выполнения заданий у всех детей разная. Как видим, здесь необходима большая работа учителя, чтобы просчитать среднее время и верно спланировать еженедельную нагрузку и не отстать от календарного плана обучения.
Очень важным моментом в этих примерах является то, что недельная система является договорной. Ученики и родители испытывают стресс, если получают задание в обед и должны сдать его уже вечером. Неделя должна быть не обязательно с понедельника по пятницу, а может быть со среды до среды. Также важна согласованность между предметными учителями, чтобы не было накладок или много уроков в один день.
- принцип: Не только уроки онлайн.
Максимальное разнообразие!
В настоящее время появилось много доступных форм и инструментов дистанционного обучения. Например, стали очень популярны видеоконференции. Роль учителя состоит в том, чтобы выбрать инструменты, соответствующие теме, и четко проинструктировать учеников о том, что нужно сделать. Лучше подготовить описание всего материала в одном файле с инструкциями и ссылками на необходимые источники. Важно, чтобы учитель здесь проявлял творческий подход и совершенствовал свои знания и методы в дистанционном обучении. Задача учителя разработать структуру учебного процесса, с учетом индивидуальных особенностей учеников, а затем сопровождать учеников в его реализации.
С другой стороны, дистанционное обучение требует большей дисциплины и индивидуальной работы ученика.
Также важно осознавать, что необходимой частью обучения является дискуссия, обмен мнениями, идеями, опытом, очень важна коммуникация ученик-ученик, а не только ученик-учитель. Например, ученики могут писать короткие эссе-сообщения по изучаемой теме, которые выкладываются в общем чате, а другие ученики должны задать вопросы и написать комментарии к работе. Ученик, написавший эссе, должен ответить на все вопросы по своей работе.
Такие формы обучения учат детей способности обобщать и интерпретировать доступные источники, выражать мысли, аргументировать и обосновывать свою позицию.
4 принцип: Видеоконференция – драгоценное время, проведенное вместе.
Остановимся подробней на роли онлайн уроков, лучшей формой которых является видеоконференция. Это время является очень ценными и должно быть эффективно использовано. Сразу отметим, что это не единственный инструмент дистанционного обучения и не стоит с ними переусердствовать. Многими учителями любим этот инструмент, но бывают такие ситуации, что в семье 2 или 3 детей, онлайн урок в одно время, а компьютер один. Необходимо дозировано использовать этот инструмент, ведь есть предметы, по которым необходимо встречаться всем классом, а на других предметах можно отказаться от видеоконференций.
Видеоконференцию нет смысла тратить на одностороннюю лекцию учителя, ведь лекции могут быть записаны и прослушаны заранее. Если все же учитель решает использовать эту форму в качестве подачи нового материала, то это должно быть сделано таким образом, чтобы вовлечь учащихся, например, беседа, или, использование различных интерактивных упражнений, презентаций, здесь можно использовать функцию разделения экрана. Но все же время видеоконференции лучше использовать на общение с учениками: отвечать на вопросы, разъяснять трудные моменты. На гуманитарных предметах лучше сосредоточиться на дискуссиях, в этом случае целесообразно класс делить на более мелкие группы.
.
5 принцип: Время «не думать об уроках» – важное время!
Проводить время с пользой и не думать об уроках – это большое искусство. Сейчас многие дети «отдыхают» за играми в телефоне или компьютере. Отключить интернет в телефоне, выключить компьютер, телевизор, не думать о занятиях и о том, что мне нужно еще сделать, — это важно, но порой бывает сложно. И учителям, и ученикам необходимо научиться отдыхать, ведь дистанционное обучение, это процесс требовательный и непростой. Время хорошего отдыха может быть очень эффективным. Необходимо научить ребенка заботиться о себе. Это тема для отдельной статьи. Очень хорошо иметь 2 выходных дня в неделю, без школы и уроков, что конечно в наших условиях может быть невозможным. И все-таки один день в неделю мы можем выделить для отдыха и не думать о школе.
Учителя тоже должны отдыхать, должен быть день без консультаций и ответов на вопросы детей и родителей. В будний день можно выбрать определённый час и посвятить его ответам на сообщения от родителей и учеников. Зачастую учитель тратит свое вечернее время на подобную работу. Но не стоит рассылку сообщений делать на ночь глядя, всем нам нужен отдых. Программы имеют много полезных функций, и, например, отправку электронных писем с заданиями можно запланировать на определенное время.
Перед всеми нами стоят огромные задачи. Родителям тоже необходимо изучать разные подходы и инструменты дистанционного обучения, чтобы совместно с учителями выстроить оптимальный процесс обучения в таком режиме. Необходимо исключить ситуации, когда учителя не готовы морально и технически к такой форме обучения, родители в позиции недовольства и требования, а ребенок ничего не понимает и испытывает стресс.
И когда мы вернемся к нормальному режиму, необходимо, чтобы хороший опыт дистанционного обучения остался и мог бы стать актуальным в любое время. Для этого необходимо оставить в классической форме обучения кое-что из дистанционного. Больше воспитывать самостоятельности, временами проводить видеоконференции, обучать работе с программами, учиться организовывать свое рабочее и учебное время.
Важен позитивный подход, чтобы дистанционное обучение не было связано только с усталостью, стрессом и разочарованием, но, прежде всего, с возможностью развития учащихся и учителей.
Всем учителям, родителям и ученикам желаем много сил и упорства!
Перевод и адаптация статьи Елена Едуш
Оригинал статьи https://deon.pl/inteligentne-zycie/dziecko/jak-zorganizowac-szkole-w-domu-5-zasad-nauczania-zdalnego,823350
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ