Почему третье воскресенье Адвента называется Gaudete?
Название этого воскресенья взято из антифона:
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Эти слова взяты из четвертой главы Послания к филиппийцам (Фил 4,4-5). Первое слово антифона звучит на латинском языке «gaudete» и нередко в былые времена разбивалось на три слога «gau-de-te», чтобы подчеркнуть, что нужно обновить в себе радость жизни во Христе, напомнить себе о том, что наше упование наполнено Божьей радостью.
В знак радости мы зажигаем розовую свечу в венке адвента. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость.
Почему мы должны радоваться?
Адвент – это особый период, подготавливающий нас к пришествию Господа, в том числе и второго (поэтому так много в это время литургических чтений, указывающих на приближение конца времен). В третье воскресенье мы уже прошли большую часть пути, ведущего ко встрече с Ним. Цель близка – в этом причина радости.
ВХОДНОЙ АНТИФОН Флп 4, 4. 5
Радуйтесь всегда в Господе; * и ещё говорю: радуйтесь. * Господь близко.
Не произносится гимн «Слава»
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
Боже, Ты видишь народ Свой, с верою ожидающий праздника Рождества Господня. † Сподобь нас войти в великую радость спасения, * чтобы всегда с веселием прославлять его торжественными молениями. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 35, 1-6a. 10
Чтение книги пророка Исаии.
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие. Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 146
Припев: Приди, о Боже, и спаси народ Твой.
Бог вечно хранит верность, *
творит суд обиженным,
даёт хлеб алчущим. *
Господь разрешает узников.
Господь отверзает очи слепым, *
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных. *
Господь хранит пришельцев.
Поддерживает сироту и вдову; *
а путь нечестивых извращает.
Господь будет царствовать во веки, *
Бог Твой, Сион, в род и род.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Иак 5, 7-10
Чтение Послания святого Апостола Иакова.
Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний или поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуждёнными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
Слово Божие.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 11, 2-11
Аллилуйя.
Дух Господа Бога на Мне, * помазал Меня благовествовать нищим.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? тростник ли, ветром колеблемый? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Слово Господне.
Размышление:
«Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф 11,3) – это вопрос, который Иоанн Креститель задает Иисусу сегодня в Евангелии. Заключенный в темницу Иродом и знающий о близком конце своей жизни, пророк хочет убедиться, что он не ошибся. Его миссия состояла в том, чтобы подготовить путь для Господа. Он делал это, призывая людей к обращению, к тому, чтобы изменить жизнь. В Иисусе он первый распознал Мессию и указал на Него ученикам, сказав: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29). Но теперь он борется с неуверенностью: действительно ли это Мессия?
Почему? Откуда такая неуверенность в человеке, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы обратить внимание людей на Иисуса? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к учению, которое проповедовал пророк.
Когда он начал свою деятельность в пустыне, призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: „Отец у нас Авраам“, ибо говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» »(Мф 3,2.8–10). Кто сделает взмах секирой и срубит дерево? – Мессия, о котором далее Иоанн Креститель дает свидетельство: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3, 11–12).
Когда Иисус приходит на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, пророк признает в Нем Мессию, когда получает знамение от Отца – голубя, спускающегося сверху. Поэтому он знал, что Иисус именно Тот, кто будет крестить Духом Святым и огнем. Но в согласии с тем, что проповедовал, Он также должен совершить справедливый суд. Тем временем слышит что-то иное об Иисусе и Его делах. Вместо того чтобы вершить правосудие, Иисус проявляет милосердие, склоняется над грешниками, исцеляет их физически (лечит от болезней) и духовно (прощает грехи). Столкнувшись с этим фактом, Иоанн спрашивает Иисуса: Ты ли Мессия?
Ответ Иисуса не звучит «ДА» или «НЕТ». Иисус просит учеников Иоанна, чтобы рассказали своему учителю о том, что они видят и слышат: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф 11,5). Все это было провозглашено пророком Исаией в Ветхом Завете (ср. Ис 61,1 сл.). Иоанн Креститель, безусловно, знал это пророчество, и теперь оно должно было стать лекарством от его сомнений. В конце Иисус добавляет: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11,6).
У нас тоже могут возникнуть трудности, такие же как у Иоанна Крестителя. Мы верим в Иисуса, верим Ему и Его Слову. Радуемся, когда Он исцеляет нас, слышит нас и проявляет милосердие по отношению к нам. Но когда нас касаются страдания, трудные переживания, когда видим несправедливость вокруг нас, беду, мы спрашиваем: почему? И, как следствие, мы ждем справедливого суда от Бога.
Однако у Бога часто иной взгляд на действительность, потому что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2,4). Вот почему в нашем нетерпении Он приглашает нас к тому, чтобы мы заново доверились Ему, поверили Его слову, которое говорит нам о Его любви и верности, чтобы искренне пребывали в ожидании Его второго пришествия. Потому что Иисус – это не только Тот, кто должен был прийти, то есть Мессия, ожидаемый веками, но также и Тот, кто пришел как Спаситель и Тот, кто однажды вернется как Господь вселенной. Когда это произойдет, все зло будет полностью побеждено и лишено своей власти, и оно будет вырублено секирой, лежащей у его корня, как провозгласил это Иоанн Креститель. В этот день будут благословлены те, кто не усомниться в Иисусе, в Его любви. Пусть эта надежда на встречу с Господом оживит нашу веру и вдохновит нас на постоянное бодрствование в ожидании возвращения Христа.
Произносится «Верую»
МОЛИТВА ВЕРНЫХ
Возлюбленные братья и сёстры, Господь уже близко. Посему с ещё большим усердием помолимся о спасении всех людей.
Спаси, Боже, народ Твой.
1. Слова проповедников евангельской истины да проникнут в сердца верных и всех людей, ищущих правды.
2. В преддверии славного пришествия Господа дух мира, любви и справедливости да распространится по всей земле.
3. Отчаявшиеся и угнетённые да познают смысл жизни и обретут силу и утешение в вере.
4. Дорогие нашему сердцу усопшие да обретут радость вечного блаженства в Царстве Небесном.
5. Всех нас, исповедующих Твоё имя, избавь от всякого зла и помоги всегда блюсти заповеди Твои.
Отче милосердный, услышь наши молитвы и помоги нам всё более полно ощущать, что среди нас незримо присутствует Сам Господь Иисус Христос, Сын Твой, живущий и царствующий во веки веков.
МОЛИТВА НАД ДАРАМИ
Молим Тебя, Господи, да приносится всегда эта жертва нашего благочестия, † в которой совершается Тайна, установленная Тобою, * и исполняется дело нашего спасения. Через Христа, Господа нашего.
1 ПРЕФАЦИЯ АДВЕНТА
С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.
Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Ибо Он, совершив первое пришествие во смирении плоти, исполнил Твой замысел древний и открыл нам путь к вечному спасению, чтобы, вторично придя в величии Своей славы, явить нам те обетованные милости, которых мы, бодрствуя, послушно ожидаем. Поэтому с ангелами и архангелами, с престолами и господствами и со всеми небесными воинствами мы песнь славы Твоей воспеваем, непрестанно взывая: Свят…
ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН Ср. Ис 35, 4
Скажите робким душою: * будьте тверды и не бойтесь; * вот Бог наш придёт и спасёт нас.
МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Господи, взываем к милости Твоей, † чтобы эта божественная помощь, очистив нас от пороков, * приготовила нас к предстоящему празднику. Через Христа, Господа нашего.
Размышление: Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского — Наталья Килина. По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ