9 августа — св. Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн)

Эдит Штайн родилась в г. Бреслау (сейчас Вроцлав) в дружной и верующей еврейской семье, где кроме неё, младшей, было ещё 10 детей, шестеро из которых умерли, не достигнув взрослого возраста. Эдит было два года, когда умер её отец, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери. Это была мудрая и любящая женщина, которая не только справилась с управлением семейным предприятием (небольшой лесоторговой фирмой), но и дала детям прекрасное воспитание и образование, а главное, создала для них спокойный и надежный дом и тёплую семейную атмосферу, где царили взаимная любовь и уважение. Именно эти любовь и уважение, которые Августа Штайн питала к своей дочери, впоследствии помогут ей пережить не только отход дочери от веры предков, но и обращение в христианство и уход в монастырь. Решение Эдит причинит матери боль, но не разрушит их отношения – до самой смерти матери они останутся нежными и доверительными.

9 августа — св. Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн) 1

В 1910 г. Эдит поступила в Университет в своём родном городе, где сначала изучала психологию, а затем философию. Спустя два года Эдит продолжила образование в Геттингенском Университете, где преподавал Эдмунд Гуссерль. Её живо интересует новое направление – феноменология, которое развивает этот великий философ современности. Вскоре она становится одной из лучших и любимых учеников Гуссерля, а затем и его ассистенткой. Начинается Первая мировая война, и на пять месяцев прерываются научные занятия Эдит – она служит сестрой милосердия в военном госпитале в Моравии и возвращается к учёбе только в 1916 году, вслед за Гуссерлем перебираясь во Фрайбург. Она блестяще защищает диплом, получив высший балл. И всё это время уверенно считает себя агностиком. Уже в пятнадцать лет, по её собственному свидетельству, она отходит от веры своих предков и не приобретает никакой другой. И это совсем не бунт подростка, знакомый многим верующим семьям, направленный, прежде всего, на отказ от опыта старших – это сознательный выбор человека пусть очень юного, но ищущего во всём логики и смысла. Ей кажется, что в вере окружающих её иудеев недостаёт чего-то очень важного. Немного позднее она понимает, что эта недостающая часть – вера в вечную жизнь; она считает, что даже самые верующие и набожные из её близких стремятся только к «освящению своей земной жизни». Когда она станет христианкой, то придёт к выводу, что утрата веры в вечность – результат того, что иудеи отказываются считать Христа Мессией.

Первым толчком к обращению стала смерть близкого друга Эдит, молодого учёного-философа Адольфа Рейнаха. Вдова Адольфа – Анна обратилась к Эдит с просьбой помочь ей разобрать бумаги покойного мужа, и та, не решаясь отказать, всё же очень не хотела возвращаться в некогда весёлый и гостеприимный дом Рейнахов, который, как она полагала, теперь охвачен скорбью и безысходностью. Молодая вдова поразила её своим спокойным мужеством, приветливостью и внутренним светом. Её тихая печаль по погибшему не имела ничего общего с тем непроглядным мраком, встретить который ожидала Эдит. Это было то упование на вечную жизнь, которого не хватало Эдит в вере её предков. Позднее она назовёт этот опыт первой встречей с Крестом.

И наконец, летом 1921 года, гостя в семье друзей Эдит случайно взяла с полки книгу, чтобы почитать её перед сном. Это было «Жизнеописание Терезы Авильской, составленное ею самой». Книга так увлекла её, что она, не отрываясь, читала всю ночь, пока не дочитала  до конца, а прочитав, сказала: «Вот истина». Решение было принято. 1 января 1922 года Эдит Штайн крестилась, приняв имя Тереза. Уже тогда она решила вступить в орден кармелиток, но между решением и первыми обетами прошло 11 лет. Пока же новообращённая Тереза преподавала в женском Доминиканском колледже, продолжала научную деятельность, переводила на немецкий язык труды св. Фомы Аквинского и кардинала Ньюмена. В 1932 году её пригласили преподавать в высшем педагогическом институте Мюнстера. В 1933 к власти в Германии пришли нацисты, и евреям было запрещено занимать любые общественные посты.

В сентябре 1933 г. Эдит Штайн принесла свои первые обеты в монастыре босых кармелиток в Кёльне. К своему монашескому имени – Бенедикта — она пожелала присоединить имя Тереза и имя Креста, удивительным образом предчувствуя свою будущую судьбу.

В монастыре, по настоянию начальства она продолжала свою научную деятельность. Здесь она перерабатывает и дополняет свою главную работу «Конечное существо и вечное Существо», а затем уже находясь в монастыре в Эхте, пишет свою лучшую работу «Наука Креста» о великом испанском мистике и святом Иоанне Креста. Между тем, преследования евреев в Германии принимают всё больший размах. В 1938 году сестру Терезу Бенедикту Креста переводят в Голландию, в Эхт, в надежде таким образом уберечь её. Вместе с ней едет и её сестра Роза, готовящаяся к своим первым обетам.

9 августа — св. Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн) 2

В 1942 году Конференция Католических Епископов Голландии высказывается против преследований евреев. 20 июля обращение голландских Епископов, осуждающее нацизм, зачитывают во всех католических церквах страны. Ответом на это становится кампания по уничтожению евреев, обратившихся в христианство. 27 июля гестаповцы выводят за ворота монастыря сестёр Терезу Бенедикту и Розу. «Пойдём же за наш народ» — говорит святая, обращаясь к своей сестре. Последнее известие от неё – записка, в которой она просит не пытаться спасти её: «я бы в этой ситуации уже ничего не предпринимала. Я всем довольна. «Науку Креста» можно постичь только тогда, когда чувствуешь бремя креста во всей его полноте. Я была в этом убеждена с самого первого момента и от всего сердца сказала: «Ave crux, spes unica» (Радуйся, о Крест, единая надежда)».

Последние свидетельства земного пути сестры Терезы Бенедикты – воспоминания чудом уцелевшего узника пересыльного лагеря в Вестерброке о том, что среди царивших вокруг отчаяния и ужаса она была как ангел, утешала несчастных, обречённых на смерть, особенно заботясь о маленьких детях.

Между 7 и 11 августа 1942 года святая Тереза Бенедикта Креста соединила свою жертву с жертвой Христа. Символическая могила святой находится в её родном городе – Вроцлаве, недалеко от дома, где она  родилась и выросла. Здесь, под полом церкви Святого Михаила покоится горсть смешанной с пеплом сотен тысяч жертв нацизма земли из Освенцима.

Святая Эдит Штайн, сестра Тереза Бенедикта Креста, канонизирована папой Иоанном Павлом II в 1998 г. Вместе со святыми Екатериной Сиенской и Бригиттой Шведской эта святая наших дней является покровительницей Европы.

Анна Кудрик, http://рускатолик.рф

7 секретов св. Эдит Штайн

9 августа — св. Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн) 3

Когда я была студенткой выпускного курса философского факультета Университета Нотр-Дам, Эдит Штайн стала моим другом. Тогда она ещё не была блаженной Эдит Штайн, и, тем более, святой Эдит Штайн, но она, совершенно очевидно, была чрезвычайно умной и святой женщиной. И я очень благодарна ей за её доброту ко мне.  Она научила меня многим вещам, которые я называю её секретами, потому что она нашептала их мне в тишине мрачных для меня дней.  Я делюсь ими, потому что она – дочь Церкви, и после её канонизации, её секреты принадлежат всем.

На её беатификации 1 мая 1987 года (ровно за 24 года до его собственной беатификации 1 мая 2011 года) святой Папа Иоанн Павел II сказал о ней: «Мы преклоняемся перед свидетельством жизни и смерти Эдит Штайн, выдающейся дочери Израиля и, в то же время, дочери Кармелитского Ордена, сестры Терезы Бенедикты Креста, личности, богатая жизнь которой стала драматическим синтезом нашего столетия. Это был синтез истории, полной глубоких ран, до сих пор причиняющих боль. И все они сошлись вместе в одном сердце, которое оставалось беспокойным и мятущимся, пока не обрело, наконец, успокоение в Боге».

Кто была эта женщина, которой восхищался Иоанн Павел II?

Эдит была последней из 11 детей, рождённых в её семье. Родилась она в Бреслау, Германия (ныне Вроцлав, Польша), в 1891 году, в еврейский Праздник Искупления Йом Киппур. Её отец умер, когда ей было всего два года, и мать содержала семью, взяв на себя управление его лесопилкой. Эдит, чрезвычайно одарённая и очень старательная, хорошо училась в школе, но в 14 лет она сознательно приняла решение перестать молиться, потому что утратила всякую веру в Бога, назвав себя сначала агностиком, а потом и атеисткой.

В 1913 году, когда ей было 22 года, она поступает в аспирантуру к профессору Эдмунду Гуссерлю, великому феноменологу, а потом становится его ассистентом. Как-то так получалось, что многие из его учеников обратились в католичество. В 1921 году пережила такое обращение и Эдит Штайн, которая была крещена в первый день Нового 1922 года. Ей было тогда 30 лет. Она хотела поступить в кармелитский монастырь сразу после обращения, но будучи послушной дочерью Церкви, прислушалась к рекомендациям тех, кто был облечён духовной властью, осталась в миру, чтобы быть свидетельницей правды. Она делала это, переводя труды кардинала Ньюмена и св. Фомы Аквинского, продолжая изучать философию, обучая девочек в Католической Доминиканской школе, выступая на встречах женщин-католичек.

Наконец в 1933 году, когда ей было 42, Эдит было позволено осуществить свою мечту и полностью посвятить себя Богу, став затворной монахиней-кармелиткой. Приход к власти нацистов и начатые ими преследования евреев положили конец её работе в миру. Она вступила в Кармелитский монастырь в Кёльне, Германия, где вела мирную жизнь до 31 декабря 1938 года, когда под покровом ночи её тайно переправили к кармелиткам в Эхт, Нидерланды.

Четыре года спустя Конференция католических епископов Нидерландов совершила акт героического мужества, огласив во всех церквях официальное письмо, осуждающее нацизм. В ответ на это нацисты в Нидерландах приказали арестовать всех евреев, обращённых в католичество. Эдит, теперь уже сестра Тереза Бенедикта Креста, и её родная сестра Роза, которая также обратилась и жила вместе с Эдит в кармелитском монастыре как сестра, выходящая в мир, были арестованы СС-овцами 2 августа 1942 года. Роза была испугана, и это понятно. Эдит, которая уже отдала себя Богу как новую Эсфирь, мягко позвала Розу: «Пойдём. Пойдём за наш народ». Неделю спустя, 9 августа 1942 года Эдит и Роза погибли в газовой камере в Аушвице.

С того дня прошло 45 лет, когда я начала свои исследования в Нотр-Дам как аспирантка по философии под руководством Ральфа МакИнери, большого поклонника Эдит Штайн. Это не стало продолжением того студенческого братства в любви к поискам мудрости, которого я ожидала. Мне было одиноко, да ещё и зима наступила слишком быстро. Я впала в депрессию и хотела «покинуть сцену».

Выход Эдит Штайн. Она прошла этот путь раньше меня, и у неё были свои секреты, которыми она могла поделиться. И эти секреты помогли сохранить здравый рассудок. Вот они в том самом порядке, в котором она мне их передала:

  1. Академическая нагрузка

Каковы бы ни были ваши религиозные взгляды, желание попасть под автобус только ради того, чтобы закончить тяжкий период существования, практически неизбежный для аспиранта, кажется чем-то нормальным или, по крайней мере, не кажется чем-то неслыханным. Я испытала колоссальное облегчение, когда обнаружила, что мои слова: «Я не посягну на свою жизнь, но, если меня собьёт автобус, когда я перехожу дорогу в университетском городке, я буду считать это большой удачей», когда-то уже были сказаны Эдит Штайн. На самом деле!

Этот знак, что ни я, ни она не были приспособлены выносить напряжение академической жизни в большом университете, был также знаком того, что нам суждено было стать большими друзьями. Как сказал однажды К.С. Льюис: «Дружба рождается в тот момент, когда один человек говорит другому: «Что? И ты тоже?! А я думал, что я один такой».

2. Изучение Фомы Аквинского

С другой стороны, ничто так не успокаивает душу впавшего в депрессию философа, как изучение св. Фомы Аквинского. Эдит Штайн сформировалась как философ в феноменологической школе, но, став католичкой, она взялась за изучение св. Фомы. Она ценила папские одобрения, потоком лившиеся в течение столетий, кульминацией которых стал особый рескрипт святого Папы Пия X (Мotu Proprio) Doctoris Angelici. Там он пишет: «Мы от всего сердца одобряем ту дань великой хвалы, которая воздаётся этому святейшему гению, и потому считаем, что Фома должен именоваться не только Ангельским, но также и Универсальным Учителем Церкви; потому что Церковь приняла его философию, как свою собственную, что подтверждается множеством самых разных документов».

Эдит не была бездельницей. Если Церковь призвала её как католического философа изучать св. Фому, то его она и будет изучать. И что она обнаружила?

«Тот, кто пожил некоторое время умом св. Фомы – ясным, острым, спокойным, выверенным – и погрузился в его мир, начинает всё больше и больше чувствовать, что он с лёгкостью и уверенностью делает правильный выбор…» (Гуссерль и Аквинат: сравнение, 1929). Более того, как она написала другу, она не могла не воздать должного уважения св. Фоме, когда он дал ей ответы на философские проблемы, которые ранее казались ей неразрешимыми, предоставив то или другое простое различение.

3. Интеллектуальная привычка

И всё же Эдит полностью соглашалась с доктором Роном МакАртуром, что интеллектуальная привычка имеет значение. Она сформировалась как феноменолог, и всегда до определённой степени подходила к вечным вопросам через этот метод.  Однако, сколько бы доброй воли она не вносила в изучение св. Фомы (а она проявила удивительную волю), она знала свои ограничения. Она оплакивала эти ограничения в письме к Отцу-провинциалу доминиканцев Кёльна: «Ещё больнее то понимание, что уже слишком поздно восполнять эти недостатки. Я была бы счастлива, если бы мне не приходилось больше писать. Но пока мои настоятели считают, что благодаря моим знаниям, я возможно смогу и обязана быть полезной другим, мне следует принять как факт, что пробелы, так хорошо известные мне, станут явными и для других».

4. Сладкое смирение

Это сладкое смирение делало её открытой к Истине. Она говорила, ссылаясь на свою жизнь до обращения: «Всякий, ищущий истины, ищет Бога, сознаёт он это или нет» и «Жажда истины была моей единственной молитвой». И как же она, настойчиво искавшая истины, а значит Бога, Его нашла?

5. Лучшие друзья

Одним из самых важных её секретов, доверенных мне, было то, что наши лучшие друзья – блаженные на небесах. Она усвоила этот урок в самый момент своего обращения, которое произошло, когда, оставшись вечером в доме своих друзей, она выбрала в их библиотеке книгу, чтобы скоротать время за чтением. Это была «Книга моей жизни» св. Терезы Авильской, и Эдит залпом прочитала её от начала до конца. Ранним утром следующего дня она перевернула последнюю страницу, закрыла книгу и сказала: «Это правда».

Я уже была католичкой, когда в первом семестре своей аспирантуры выбрала «Эссе о женщине», написанные Эдит. Моя соседка по комнате держала эту книгу у себя, но была не готова «нырнуть» в неё, и потому одолжила мне. Я была в полном восторге и следом за эссе прочитала биографию Эдит, написанную матерью-настоятельницей её монастыря после смерти Эдит.

Из этой биографии я узнала, что книга великой Терезы стала для Эдит настоящим другом. Хотя у меня уже были любимые святые, чем-то Эдит меня зацепила, притянула и удерживала близко к себе именно тогда, когда я в этом нуждалась.

6. Призвание

Следующий секрет, которым Эдит со мной поделилась, касался свободы молиться и распознавать своё призвание. Хотя я к тому времени уже была замужем и знала, что это моё главное призвание, мне ещё предстояло открыть Божий план в том, что касалось моих занятий философией. Эдит показала мне, что я свободна выбирать, что будет следующим. И моя свобода означала, что я могу всё время следовать за ней туда, куда она меня ведёт, – не к выдающимся достижениям в области философии, но в кармелитский орден, в который я вскоре вступила, как член третьего ордена. Как и сама Эдит, я пережила огромное облегчение и радость, когда исполнила это решение и вступила.

7. Новые друзья

В этой точке, передав меня Елизавете Пресвятой Троицы, которая стала моим новым лучшим другом, Эдит исчезла. Через несколько лет Елизавета также передала меня в другие руки, и история продолжается. Как сказала маленькая св. Тереза из Лизье слуге Божьему Марселю Вану, нам не нужно жаловаться на то, когда и как святые становятся нашими друзьями. Мы можем доверять Богу в том, что это всегда случается вовремя. Эдит тоже знала этот секрет и написала: «В Божьем плане было то, чего я совершенно не планировала. Я прихожу к живой вере и убеждению, что с Божьей точки зрения не существует случайностей, и что вся моя жизнь – до каждой детали, уже нанесена Богом на карту и имеет полный и совершенный смысл в Божьих всевидящих глазах».

Я часто думаю об уроках, которые мне преподала Эдит. Некоторые открытия пришли через её «Эссе о женщине», некоторые из её Писем, но ни одно из них не изменило мою жизнь больше, чем пример, который она подала мне, оказавшись там, где я в ней нуждалась, а затем удалившись под сень Его крыл, когда дело было сделано. Я думаю, что она интроверт, но на рекреациях, окружённая теплом своей кармелитской общины, она могла смеяться, как ребёнок, до тех пор, пока по её щекам не начинали течь слёзы. В этой укрытой ото всех жизни она нашла ту радость, которой никогда не переживала на глазах публики. Я молюсь, чтобы она помогла и вам найти своё призвание и ту миссию, которую Бог предназначил для вас, и чтобы вы – неважно, экстраверт вы или интроверт – тоже могли до слёз смеяться от радости.

Св. Эдит Штайн, молись за нас!

Сузи Андреас, Перевод: Наталья Проскурина

Источник:  http://рускатолик.рф

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости