6 АВГУСТА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ Праздник

В епархии Преображения Господня в Новосибирске:
Престольный праздник епархии

Целью Преображения Господня было укрепление веры Апостолов и явление им славы, которая ждёт исповедующих Христа.

ВХОДНОЙ АНТИФОН Ср. Мф 17, 5

В светлом облаке Дух Святой явился, * и слышен был голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, * в Котором Моё благоволение; * Его слушайте».

Произносится гимн «Слава»

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

Боже, в славном преображении Единородного Твоего Сына Ты подтвердил тайну веры свидетельством Моисея и Илии и чудесным образом предзнаменовал будущую славу усыновлённых Тобою детей; † дай нам, слугам Твоим, внимая гласу Возлюбленного Сына Твоего, * удостоиться стать Его сонаследниками. Он с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

Следует прочесть одно из предложенных чтений перед Евангелием — первое или второе.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Дан 7, 9-10. 13-14

Чтение книги пророка Даниила.

Видел я, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая шерсть; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями, и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 97

Припев: Царствует Господь Бог, высок над всей землёю.

Господь царствует: да радуется земля; *
да веселятся многочисленные острова.
Облако и мрак окрест Его; *
правда и суд — основание престола Его.

Горы, как воск, тают от лица Господа, *
от лица Господа всей земли.
Небеса возвещают правду Его, *
и все народы видят славу Его.

Ибо Ты, Господи, †
высок над всею землёю, *
превознесён над всеми богами.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Петр 1, 16-19

Чтение второго Послания святого Апостола Петра.

Возлюбленные: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». И этот глас, принёсшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших.

Слово Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 9, 28b-36

Аллилуйя.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, * в Котором Моё благоволение; Его слушайте.

Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

В то время: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Иисус на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

Слово Господне.

Размышление:

Дорогие братья и сестры!

События, о которых мы услышали в Евангельском чтении, были очень важны для учеников, для апостолов. Особенно для трех из них: для Петра, Иакова и Иоанна. Но, прежде чем говорить о значении этого события, хотел бы привести один пример. Чтобы как-то оживить, что ли.

Думаю, каждому случалось становиться свидетелем следующей ситуации. Человек — сейчас не важно мужчина или женщина — с потухшим взглядом, замученный ежедневными проблемами, живущий в страхе, что потеряет работу, что его могут уволить, вдруг получает радостную весть. Что — не знаю — что его не уволили. Наоборот, повысили в звании, увеличили зарплату. Или что любимый человек получил исцеление, что операция прошла успешно… Можно перечислять множество таких добрых, сильных новостей.

Вспомните лицо человека в тот момент, когда он это узнал. Был потухший взгляд, а потом глаза загорелись. И видно, как человек преобразился внешне. Не буду перечислять физиологические критерии: участилось дыхание, порозовели щеки… — не это важно. Важно, что смотря на такого человека, всем видно — в нем произошла какая-то перемена. У него в глазах засветился огонь. Или, можно сказать, радость жизни. Он стал другим, преобразился. И мы говорим об этом человеке, что он преобразился. Такое бывает иногда со всеми нами. В эти моменты важно помнить, как радость, пришедшая внезапно, неожиданно меняет внутреннее состояние каждого из нас.

Но если посмотрим на преображение Иисуса Христа, это нечто большее. Это нечто таинственное. Это не просто переживание радости по поводу той или иной благой вести. Его преображение — это приоткрытие тайны бесконечного и вездесущего предвечного Бога. Того, Который в богословии называется трансцендентным. То есть, превосходящим всякое понимание, выходящим за всякие рамки, которые мы могли бы себе представить. В Преображении была явлена Слава Господня. Была попытка евангелиста описать это: «Лице Его просияло, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег». Но это только жалкая попытка описать то, что словами описать невозможно — Славу Божию.

Свидетелями преображения Господня становятся трое. Трое из двенадцати. Интересно, что даже не все апостолы были допущены лицезреть Славу Божью. Явленную, казалось бы, преждевременно, раньше, чем должно было. Но если почитать Евангелие дальше, можно увидеть, что в Гефсиманском саду, когда Иисус переживал борение — то есть, когда был искушаем этим сильным искушением, искушением страдания и смерти — у Него была власть принять или отвергнуть. И это искушение, это борение, борьба внутренняя была настолько сильной, что: «был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Кто был в том саду? Там были эти же три ученика. Петр, Иаков, Иоанн. И то, что они стали свидетелями Преображения — то есть, увидели Славу Божию на горе Фавор — нужно воспринимать вместе с Гефсиманским садом. Господь дал им, можно сказать, прививку от соблазна креста. Он начал открывать им, что Он должен пострадать, что Он будет отвержен, что будет убит и в третий день воскреснет.

Не все были готовы принять это. За славой легко идти. За поклонением, за почитанием легко идти. За властью легко идти. Но когда тебе говорят, что тот, за кем ты идешь, закончит жизнь на кресте, начинают возникать сомнения: «Я в правильную сторону иду, или нет? Правильный путь выбрал, или нет?». И для того, чтобы поддержать колеблющуюся веру, еще не выросшую, еще не окрепшую, веру своих учеников, Господь являет им Свою Славу. Он показывает, что Он действительно Бог. Он действительно Тот, Который должен прийти, Которого ждали веками, можно сказать, тысячелетиями. Он Тот, через Которого придет спасение для всех людей. Но это спасение придет таким способом, который неприятен. Он прославится воскресением из мертвых. Но для того, чтобы воскреснуть из мертвых, сначала нужно претерпеть страдания и умереть. Без этого Воскресения не будет. И поэтому Иисус являет Свою Славу. Для того, чтобы укрепить.

Но стоит посмотреть, как реагируют ученики. Петр, видя Славу Божию, говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть». В то же время, они пугаются и падают на лицо свое. Что такое этот страх, смешанный с удовольствием, страх, смешанный с радостью. С одной стороны, желание остаться, с другой стороны желание где-то спрятаться, сбежать. Это то благоговение, которое возникает в сердце человека перед величием Божественной святости и могущества. Когда мы одновременно и боимся Его и хотим быть вместе с Ним.

Но где это происходит? Гора Фавор — не случайное место. Иисус взял их с собой и, как написано, «возвел их на гору высокую одних». Гора, это не просто красивое место, сотворенное Божественными силами. Кто был в горах, кто был в походах, тот понимает, о чем я говорю. Какой трепет иногда переживаешь, и находясь у подножия горы, и уже взобравшись наверх, оглядываясь вокруг. Но это еще и место Богоявления. Это место явления Бога.

И Моисей, и Илия, о которых мы слышали в Евангелие, не случайно присутствовали здесь на этой горе. Это два человека, которые являют Ветхий Завет и Первый Закон. Один получил Заповеди Божии на горе Синай в момент страшного Богоявления, о котором сказано: «гора дымилась, земля тряслась и народ боялся приступить к этой горе». Второй пророк Илия, который тоже пережил Богоявление на другой горе, на горе Кармель, в котором было сказано, что явление Бога происходит не только в силах, потрясающих вселенную, но в нежном, мягком, легком дуновении тихого ветра. Господь касается как перышком наших сердец. И эти два человека, на горе переживших встречу с Богом, на этой горе беседуют с Иисусом о Его исходе. Закон и пророки.

На горе Преображения мы получаем силу. Видя Славу Божию, мы получаем силу для исполнения Закона Божия. И получаем мудрость для понимания пророчеств. И нам стоит вновь и вновь в нашей жизни взбираться на эту гору. Что это за гора? Это молитва. Ежедневная. Утренняя и вечерняя молитва. Когда мы утром просыпаемся, «система еще не загружена», и кажется, что без кофе жить не возможно, а мысли только о том, что сейчас нужно быстро одеться и побежать на работу или учебу… Все это трудности, все это искушения, которые Сатана старается предложить нам, как причину для отказа от молитвы. Каждая такая трудность — это шаг по каменистой дороге наверх, на гору Фавор. Преодолевая их, мы действительно поднимаемся. Тут даже не нужно ходить в походы, чтобы понять. Достаточно пешочком пробежаться до девятого этажа и понять, как это тяжело.

Утренняя и вечерняя молитвы стоят тех усилий, которые часто кажутся большими. Потому что, переживая их снова и снова, мы на самом деле поднимаемся на гору. Мы тратим свою силу для того, чтобы увидеть Свет Божий, Свет Божественной Любви. По которому тоскуем, без которого жить не можем, но от которого почему-то так легко отказываемся. Почему? Потому, что отказываемся от этой борьбы с искушениями. Нам стоит прилагать эти усилия. Потому, что Бог призывает нас. Он каждого из нас избрал. Можно сказать: «как так, из двенадцати апостолов только троих выбрал?». Но каждый крещенный уже избранный. Часть избранного народа. Другие апостолы получили откровение в другое время, в другом месте, получили знак принадлежности Богу. И получили укрепление своей веры в явлении Христа Воскресшего.

Каждый из нас, получивших великий дар веры и в крещении ставших частью избранного народа, несет ответственность за то, как мы эту веру охраняем, чем мы ее питаем, что делаем для того, чтобы она возрастала. Молитва — это то действие, которое часто трудное. Именно тогда, когда оно трудное, оно становится благодатным. Когда прилагаем силы для совершения молитвы, мы получаем большую благодать, чем мы можем себе представить. Больше, чем при «молитве по вдохновению», как женщины это называют. Вдруг захотелось. Это хорошая молитва по вдохновению, быстрый ответ на Благодать Божию. Но в ней нет никакой заслуги. Молитва в борьбе, в страдании, это та молитва, которая возносит нас. Уже даже не мы сами входим, она возносит нас к Небесам. Выше, чем любая гора на земле. Именно в молитве мы способны увидеть свет. Свет, по которому тоскуют сердца наши.

Аминь

Отец Григорий Федосеев, cc74.ru

МОЛИТВА ВЕРНЫХ

Братья и сёстры, вознесём наши молитвы ко Христу, на горе Фавор явившему ученикам Свою славу.

Христе, услышь нас.

1. Господи, доверивший священникам совершать святые таинства, наполни их сердца дарами Духа Твоего.

2. Озари светом Фавора всех, кто погружён во мрак неверия и безбожия.

3. Христе, дай нашей стране через покаяние и очищение взойти на гору Преображения.

4. Иисусе, Сыне Божий, озари светом вечной славы всех, кто покинул этот мир.

5. Христе, Податель Жизни, даруй и нам, здесь предстоящим, преображение в соединении с Тобой.

Господи Иисусе, почитая славное преображение Твоей пречистой плоти, молим Тебя: укрепи нас Своей благодатью и удостой в грядущем лицезрения Твоей славы, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

Молим Тебя, Господи, † освяти предложенные нами дары славным Преображением Единородного Твоего Сына, * и сиянием Его света очистили нас от скверны грехов. Через Христа, Господа нашего.

ПРЕФАЦИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Он пред очами избранных свидетелей явил Свою славу и, обладая таким же телом, каким и они, просиял великим светом, чтобы приготовить сердца Своих учеников к преодолению соблазна креста и показать, что всему Телу Церкви надлежит исполниться Божественного света, которым дивно просиял её Глава — Христос. Поэтому вместе с небесными силами и мы на земле Тебя славим, к величию Твоему непрестанно взывая: Свят…

В ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня

ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН Ср. 1 Ин 3, 2

Когда явится Господь, * мы будем подобны Ему, * потому что увидим Его, как Он есть.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Молим Тебя, Господи, † пусть небесная Трапеза, которой мы насытились, соделает нас подобными Христу, * сияние Которого Ты соблаговолил явить в славном преображении, / и Который живёт и царствует во веки веков.

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости