24 ДЕКАБРЯ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО ТОРЖЕСТВО МЕССА НАВЕЧЕРИЯ

ВХОДНОЙ АНТИФОН Cр. Исх 16, 6-7

Сегодня вы узнаете, * что Господь придёт и спасёт нас. * И утром увидите Его славу.

Произносится гимн «Слава»

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

Боже, Ты каждый год даёшь нам радость ожидания нашего искупления. † Просим Тебя, чтобы подобно тому, как сейчас мы с веселием встречаем Единородного Твоего Сына, Искупителя нашего, * мы удостоились в тот день, когда Он придёт как Судия, встретить без страха Иисуса Христа, Господа нашего, / Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 62, 1-5

Чтение книги пророка Исаии.

Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдёт, как свет, правда его, и спасение его — как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Моё благоволение к нему», а землю твою «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 89

Припев: Милости Господни буду вечно петь.

«Я поставил завет с избранным Моим, *
клялся Давиду, рабу Моему:
навек утвержу семя твоё, *
в род и род устрою престол твой».

Блажен народ, знающий трубный зов! *
Они ходят во свете лица Твоего, Господи;
о имени Твоём радуются весь день, *
и правдою Твоею возносятся.

Он будет звать Меня: Ты отец мой, *
Бог мой и твердыня спасения моего.
Вовек сохраню ему милость Мою, *
и завет Мой с ним будет верен.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Деян 13, 16-17. 22-25

Чтение Деяний святых Апостолов.

Когда Павел прибыл в Антиохию Писидийскую, встав в синагоге и дав знак рукою, сказал: Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесённою вывел их из неё. Поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои». Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».

Слово Божие.

Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов Евангелия.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 1, 1-25

Аллилуйя.

Завтра будет стёрта несправедливость земли, * и Спаситель мира будет господствовать над нами.

Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца; и он нарёк Ему имя: Иисус.

Слово Господне.

размышление:

Христос родился, Сын Божий пришел на землю. Этот праздник, может быть, не требует глубоких размышлений над тем, что произошло. Этот праздник требует созерцания, то есть взгляда внутренним нашим взором на то событие, которое произошло. Поэтому, наверное, одним из примечательных символов этого праздника являются изображения, которые нам показывают, как произошло Рождение Христа: будь то православные иконы, или как в католической церкви, рождественские ясли, которые вы видите перед собой. Почему мы их делаем? Мы их делаем, чтобы еще раз увидеть, чтобы снова стать очевидцами, какими были пастухи, пришедшие на зов ангелов,; какими были волхвы, которые шли, чтобы увидеть новорожденного Царя; очевидцами, которыми, прежде всего, были Мария и Иосиф, и несколько животных, находившихся в стойле, в котором родился Христос. Стать очевидцами – то есть увидеть глазами, но не телесными глазами (глазами телесными мы видим фигурки, просто изображения), а внутренним взором, душевным взором увидеть Христа-Младенца.

Что мы видим? Мы видим Сына Божия, Который стал Сыном Человеческим. Видим Бога, Который ради нас стал человеком, мы видим Того, Кто держит все в своих руках. Бога, Который держит все в своих руках, и Которого теперь держат человеческие руки, руки Богородицы, руки Его малого творения. Он держит творение, а творение, его тварь, держит Его. Тот, кто наполняет все жизнью, Кто дает жизнь всему существующему, Кто оживотворяет, теперь нуждается в том, чтобы Его жизнь защищали: от опасностей, от холода. Тот, Кто всех питает, дает пищу всему существующему, теперь нуждается в том, чтобы Его Самого питали, чтобы Ему давали есть. Мы видим, каково самоуничижение Бога в этом Таинстве, которое мы созерцаем – Рождество Иисуса Христа, – Бог-Младенец, лежащий в яслях. Мы видим бесконечное смирение Бога, смирение, которое противопоставляется нашей гордыне, нашему стремлению быть первыми, признанными другими. Мы видим беспомощность Того, Кто всемогущ. Беспомощность против нашего стремления к власти, к управлению другими, против желания, чтобы другие нас слушали, чтобы другие нас слушались, были нам послушны.

Бог приходит в образе Младенца, приходит Младенцем. Таким Он дарит нам Сам Себя. Это подарок Самого Себя. Зачем Бог нам Себя дарит в образе Младенца? Он это делает, чтобы спровоцировать нашу любовь к Нему, как нашу любовь провоцируют маленькие дети, которые беспомощны, особенно, если они хорошенькие, добрые, не капризные. Они естественным образом провоцируют, что мы с любовью на них смотрим, с любовью к ним обращаемся. Должно быть очень черствое сердце, чтобы оно не дрогнуло перед маленьким ребенком. А здесь не просто ребенок, здесь – Великий Бог, Бесконечный, Непознаваемый, Который стал ребенком, стал маленьким и тем самым еще больше вызывает в нас эту любовь. Он вызывает в нас удивление. Посмотрим на рождественские ясли, этот образ вызывает у нас удивление: как Величайший Бесконечный Бог теперь помещается в этом маленьком ребенке? Его вид вызывает умиление.

«Слава в вышних Богу и на земле людям мир» – это слова, которые ангелы пели, возвещая Рождество Христово, и которые мы теперь поем в рождественских гимнах.

Да дарует нам Господь Иисус Христос пережить и сегодня эту радость, этот мир. Да дарует укрепиться нам в вере и надежде, и в уповании на Него, и освободиться от всякой печали, от всяких забот. Ему, бесконечно возлюбившему нас Господу, Слава во веки веков. Аминь.

о. Андрей Старцев

Произносится «Верую» (при словах «и воплотившегося…» все становятся на колени)

МОЛИТВА ВЕРНЫХ

Возлюбленные братья и сёстры, обращая наш духовный взор к Богомладенцу, лежащему в яслях, и внимая ангельскому хору, прославляющему Бога, восславим и мы Господа нашего и станем просить Его о спасении всего мира:

Господи, помилуй.

1. Господи, в тайне Рождества Ты приносишь утешение Своей Церкви; наполни её изобилием Твоих даров и приведи к ней все народы.

2. Ангел Твой возвестил радость миру; ниспошли людям благоволение и отверзи сердца их вестью о спасении.

3. Боже, Сын Твой родился в бедной пещере; исполни духовной радостью всеми оставленных, спаси и сохрани их Твоею благодатью.

4. Господи, Тебе негде было голову приклонить; воззри на нищих, бездомных и презираемых и даруй им Своё утешение

5. Царь неба и земли, Ты послал ангелов, чтобы они возвещали людям мир; сохрани нас в Твоём благоволении и соделай нас орудиями Твоего спасения.

Милосердный Боже, Твоя любовь вечна и благость неизмерима; услышь молитвы наши и позволь нам всегда пребывать в Твоей благодати. Через Христа, Господа нашего.

МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

Господи, помоги нам с большей готовностью служить Тебе, † предваряя великое торжество, * в котором Ты являешь начало нашего искупления. Через Христа, Господа нашего.

1 ПРЕФАЦИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже. Ибо тайною воплощённого Слова новый свет Твоей славы воссиял перед духовным нашим взором, чтобы, в зримом образе постигая Бога, мы возрастали для почитания незримого. Поэтому с ангелами и архангелами, с престолами и господствами и со всеми небесными воинствами мы песнь славы Твоей воспеваем, непрестанно взывая: Свят…

В ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня со словами «святую ночь»

ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН Ср. Ис 40, 5

Явится слава Господня, * и увидит всякая плоть спасение Бога нашего.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Господи, укрепи нас празднованием Рождества Единородного Твоего Сына, * Тело и Кровь Которого мы вкусили в небесном Таинстве. Он живёт и царствует во веки веков.

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости