Священное Писание неоднократно упоминает гору Кармил (или Кармель), с которой, в частности, так много было связано в жизни Илии пророка. Здесь он посрамил жрецов Ваала и укрепил веру Израиля в Бога живого (3 Цар 18,17-40); здесь он молился о ниспослании Израилю дождя (там же, 41-45), а в облаке, поднявшемся над морем и принесшем этот живительный дождь, кармелитская традиция видит образ Пресвятой Богородицы.
В XII в. после Р. Хр. на горе Кармель поселился св. Бертольд (+1195) и другие отшельники, проводившие здесь созерцательную жизнь по примеру Илии, из чего возник монашеский орден с очень суровым уставом, посвящённый Пресвятой Деве Марии, который в обиходе называют орденом кармелитов. В XIII в. под давлением турок монахам пришлось переселиться в Европу. Здесь их встретили поначалу не слишком приветливо, однако Апостольский Престол, оценив их самоотречение и аскетическую жизнь, способствовал созданию новых монастырей этого ордена.
Особенно быстро орден развивался в Англии, чему особенно послужил великий почитатель Пресвятой Девы Марии св. Симеон Сток (+1268), шестой генеральный настоятель кармелитского ордена. Многократно он молился Пресвятой Деве о помощи для ордена. Во время одной из таких молитв, в Кембридже, в ночь с 15 на 16 июля 1251 г., ему явилась Богородица в окружении Ангелов. Она подала ему коричневое одеяние — так наз. «скапуляр» (от лат. scapula— «плечо»): полоса ткани с прорезью для головы посередине, которая носится на плечах, покрывая спину и грудь, — и произнесла:
«Прими, Мой сын, этот скапуляр твоего ордена, как знак Моей приязни и привилегию для тебя и для всех кармелитов. Кто в нём встретит свой смертный час, не познает адского огня. Это знак спасения, помощи в опасностях, завет мира и вечных обетований».
Симеон Сток с радостью принял этот дар и повелел его носить членам своего ордена, а также распространять его употребление за орденскими пределами. В XIV в. Пресвятая Дева Мария явилась Папе Иоанну XXII и поручила его опеке «Свой орден» — орден кармелитов. При этом Она обещала обильные милости и спасение лицам, принадлежащим к ордену и верно соблюдающим свои обеты. Она обещала также всем, кто будет носить скапуляр, что освободит их из чистилища в первую субботу после их смерти. Целый ряд Апостольских Первосвященников одобрительно высказывался о такой форме почитания Пресвятой Девы Марии и связал с ней многочисленные отпусты. Было издано ок. 40 энциклик и других нормативных документов по этому вопросу.
Ношение скапуляра и связанные с ним молитвы некогда относились к самым популярным формам почитания Пресвятой Богородицы. По сей день встречается великое множество образов Матери Божией Скапулярной (Кармельской), посвящённые Ей алтари и храмы. В Италии имеется несколько сот церквей Матери Божией Кармельской, в Польше их ок. ста. Много образов и статуй Матери Божией Кармельской прославилось чудесами и стало центрами паломничества. Совершенно очевидно, что ношения скапуляра мобилизует и способствует возрастанию почитания Пресвятой Девы Марии.
Скапуляр носили многие европейские монархи и почти все короли Польши (начиная от св. Ядвиги и Владислава Ягелло), а также многочисленные святые, в т. ч. и не относящиеся к ордену кармелитов, в частности, св. Иоанн Боско, св. Максимилиан Кольбе, св. Викентий де Поль и др. Сама Матерь Божия под конец Своих явлений в Лурде и Фатиме появлялась одетой в скапуляр и выражала пожелание, чтобы все его носили. По образцу кармелитского скапуляра появились и другие, но кармелитский остался самым важным и распространённым. В 10-летнем возрасте принял скапуляр также бл. Иоанн Павел II, и носил его до смерти.
Праздник Матери Божией Кармельской кармелиты справляют с XIV в. Папа Бенедикт XIII(+1730) утвердил его для всей Церкви. В Польше этот праздник стал называться праздником Матери Божией Скапулярной.
Первоначально скапуляр представлял собой верхнюю одежду, которую носили древние монахи во время повседневных трудов, чтобы не пачкать хабита, и представлял собой ни что иное, как род хозяйственного передника. Затем под скапуляром стали понимать одежду, носимую поверх хабита. О нём упоминается уже в Уставе св. Бенедикта, в кан. 55, относящемся к одежде и обуви братьев. Все древние ордена носят скапуляр по сей день. Современный скапуляр представляет собой предмет одежды, являющийся внешним знаком принадлежности к какому-либо конкретному ордену либо к связанному с ним братству, и в зависимости от ордена различается по цвету: у кармелитов — коричневый, у сервитов — чёрный, и т. д.
Но поскольку носить монашеский скапуляр людям, живущим вне ордена, неудобно, со временем его заменили на два лоскутка плотной материи с соответствующими изображениями на них, и соединённых двумя тесёмками. Их надевают через голову и носят один на груди, другой на спине. Такую форму скапуляры сохраняют по сей день. На кармелитском скапуляре на одном из лоскутков помещается изображение Матери Божией Скапулярной, а на другом — Святейшего Сердца Иисуса. В 1910 г. Папа св. Пий Х позволил, исходя из соображений удобства, ношение вместо скапуляра особого скапулярного медальона с теми же изображениями. Скапуляр должен быть освящён по специальному обряду. Ношение скапуляра должно сопровождаться особой ежедневной молитвой, которую указывает дающий скапуляр священник. Обычно это Молитва Господня, Ангельское Приветствие и Слава, либо же антифон «Под Твою милость».
Многим христианам, в особенности протестантам, может показаться, что придавать такое значение предмету одежды, а тем более, лоскуткам материи или же медальону, граничит с идолопоклонством. «Носи скапуляр, и в чистилище не засидишься» — разве не суеверие? Разве для спасения не довольно веры и добродетели?
Ответ на это возражение содержится в тексте Службы Чтений Литургии Часов на субботу 15-й недели литургического года, 4 Цар 2,1-15, который в этом году, так совпало, читается именно сегодня. Вот нужный нам фрагмент: перед взятием Илии на небо Илия с Елисеем подходят к Иордану.
«И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4 Цар 2,8).
Затем, уже после вознесения Илии, Елисей:
«поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар 13-14).
Веры у Илии с Елисеем хватало. Но для чуда, как мы видим, им понадобилась и милоть — предмет одежды.
Источник: salvemus
Память Пресвятой Девы Марии Кармильской — Это особый праздник у общины в Новосибирске – женской обители Воскресения Христова Ордена Босоногих Кармелитов — день их Небесной Покровительницы.
В Новосибирске Кармил Воскресения Христова (монастырь Босоногих Кармелиток) официально появился в 1998 г.
О его истории рассказывает Владыка Иосиф Верт:
«Я помню, как во время моего первого визита в Рим в качестве епископа нам рассказали о том, что Папа Иоанн Павел II, едва приступив к служению понтифика, очень скоро по приезде в Ватикан пригласил к себе сестер-кармелиток и построил для них обитель. Эти сестры постоянно молились в намерениях Святого Отца, сопровождали его своей молитвой во всех пастырских трудах. Поэтому, когда я в начале 90-х годов познакомился по почтовой переписке с матушкой Терезой Марией и она предложила основать кармелитский монастырь в Сибири, для меня не стояло вопроса “быть или не быть?”. Конечно, такой монастырь крайне нужен, особенно в стране, где 70 лет господствовал атеизм и вера изгонялась из жизни человека. С тех пор минуло немало времени, и теперь мы можем утверждать, что первый период становления Сибирского Кармила завершен. Наконец-то у него появилось свое собственное монастырское здание, и все мы очень радуемся этому событию».
Что самое главное в служении кармелиток?
Конечно же, это молитва, неустанная молитва за свою епархию, за ее клир и народ, ее правящего епископа, за Папу и всю Вселенскую Церковь.
Молитва сестер-монахинь вдохновлена любовью, согласно завету их наставницы, святой Терезы Младенца Иисуса, желавшей «быть любовью в сердце Божием».
«Обитель существует не ради себя самой, а ради прославления Господа и ради народа Божия. Мы здесь ради того, чтобы непрестанно молиться за вас. Для всех вас всегда найдется место в нашем сердце, как и в наших молитвах, и в нашем прославлении», — говорит с. Тереза Мария, OCD, настоятельница Новосибирской кармелитской общины.
Первые годы община не имела своего здания и вынуждена была ютиться в городской квартире в обычном многоэтажном доме. Между тем, устав монастыря предусматривает строгий затвор, а значит, и место его размещения должно быть уединенным, подальше от шумных городских улиц и повседневной суеты. Такое здание строилось в пригороде Новосибирска целых пять лет (сказывался недостаток средств), и в 2009 году строительство и отделка были почти закончены. Обряд освящения здания Владыкой Иосифом Вертом в том же году подвел черту под этим периодом жизни орденской общины.
Он включал в себя окропление часовни, всех жилых и служебных помещений святой водой, а также освящение алтаря часовни. В престол были вмурованы частицы святых мощей – святого преподобного Мартирия, о котором мы уже упоминали, а также двух святых из числа кармелитов: великого реформатора ордена Терезы Иисуса (Авильской) и иеромонаха Рафаила св. Иосифа (Калиновского), чье священническое и монашеское призвание вызрело во время десятилетней ссылки в Сибири. Затем епископ Иосиф совершил помазание алтаря святым миром и был зачитан декрет правящего епископа об установлении монастырского затвора.
Кармелиты и сегодня верны двум принципам духовной жизни: молитве и апостольской деятельности.
Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ