Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Вы свет мира. Мф 5,14

2 января. Святые Василий Великий и Григорий Назианзин (Богослов), епископы и Учителя Церкви. Память

02.01.2019

Святых Василия Великого и Григория Назианского, прозванного на Востоке «Богословом», в церковной традиции принято называть «Отцами-Каппадокийцами», по месту их рождения – провинции Каппадокия в восточной части Малой Азии. К их числу принадлежит также Григорий Нисский. Главная заслуга отцов-каппадокийцев – в разъяснении догмата о Святой Троице, в облечении его в строгие богословские формулировки, что и привело к его закреплению на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) и фиксации в общецерковном Символе веры, получившем название «Никео-Константинопольского». Значителен и их вклад в упорядочение монашеской жизни и в приумножение авторитета монашества для Церкви того времени.

В Православной Церкви Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского почитают в один день, 30 января по Юлианскому календарю, и этот день носит имя «Собора Трех Святителей».

Великие каппадокийцы происходили из знатных и богатых христианских семей и получили лучшее на тот момент образование в Афинской академии. Василий Великий, став архиепископом Кесарии Каппадокийской и нуждаясь для борьбы с арианской ересью в единомысленных с ним епископах-суффраганах, уговорил принять епископскую хиротонию своего родного брата Григория (епископ Нисский с 371 г.) и своего близкого друга Григория из Назианза (епископ Сасимский с 372 г.).

Защищая богословскими аргументами догмат о Святой Троице от арианских нападок, отцы-каппадокийцы разграничили в применении к Богу термины сущность и ипостась. Кроме того, понятие ипостась было признано ими равнозначным термину лицо, который предпочитали употреблять в Западной Церкви (прежде «лицом» могли называть маску актера или юридический статус человека).

Учение отцов-каппадокийцев о Святой Троице вкратце можно выразить так: Бог Отец, Бог Сын (Слово) и Бог Святой Дух – это три ипостаси или три лица единой сущности – Бога-Троицы. У всех трех лиц Троицы одна и та же сущность, а различаются Они между собой отношениями. Бог Сын и Бог Святой Дух имеют одно вечное начало – Бога Отца, от Которого один из них «рождается», а другой – «исходит». При этом процессы «рождения» и «исхождения» не тождественны друг другу, поскольку в таком случае у Отца было бы два сына.

Василий Великий родился около 330 г. в административном центре провинции Каппадокия Кесарии в знатном семействе, имевшем глубокие христианские традиции. Его дед и бабка были исповедниками времён гонений императора Диоклетиана, его дядя был епископом, епископами позднее стали и два родных брата Василия – Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестра Василия Макрина вела монашеский образ жизни, стала игуменьей общины и была по смерти причислена к лику святых.

Однако самому Василию поначалу готовилась светская карьера: пойти по стопам отца, оратора и юриста. Поэтому он получил превосходное образование в Кесарии и Константинополе, а заканчивал его в Афинской академии, где повстречался и сдружился с земляком – Григорием из Назианза. Любопытно, что в то же самое время вместе с Василием и Григорием, ставшими светочами Церкви, в Афинской академии обучался и будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник.

Вернувшись по окончании обучения в родную Кесарию, Василий занялся было мирскими делами, но затем под влиянием своей благочестивой сестры Макрины «презрел мирскую суету» и, покинув город, вместе с несколькими товарищами создал некое подобие монашеской общины в своем загородном имении. В 357 г. он посетил Египет, где познакомился с жизнью фиваидских монахов-отшельников, а в 360 г. сопровождал каппадокийских епископов на Поместный собор в Константинополь. Тогда же дало о себе знать его непримиримое противостояние арианам, хотя не слишком сведущий в богословии архиепископ Кесарии Дианий подписал арианский символ веры, выработанный собором в Римини.

И всё-таки Дианий незадолго до своей смерти рукоположил Василия в священники, после чего тот стал советником Евсевия возглавившего Кесарийскую епископскую кафедру. Однако на его взгляд «чрезмерное» аскетическое рвение Василия не понравилось новому архиерею, и тогда тот вернулся в основанную им обитель, где продолжил налаживать монашеский уклад. Именно в этот период он написал «Нравственные правила», а также «Краткие» и «Пространные правила монашеской жизни». В монастырь Василия приехал и привлеченный его письмами Григорий Назианзин.

Однако в 365 г., ввиду сильных притеснений «никейцев» со стороны поддерживавшего ариан императора Валента, Евсевий уговорил Василия вернуться, и он фактически взял в свои руки управление епархией. В диспутах с арианами Василий отстаивал богословскую формулу: «единая сущность в трех ипостасях» или «три ипостаси в единой сущности», чем парировал обычно выдвигавшиеся арианами обвинения в «трехбожиии». В 370 г., по смерти Евсевия, несмотря на противодействие арианствующей партии, Василий был избран на Кесарийскую митрополичью кафедру.

Его последовательная антиарианская позиция привела к столкновению с императором Валентом: в ответ на решительный отказ святителя подписать арианское исповедание веры, император разделил Каппадокию на две провинции, сократив тем самым каноническую территорию Кесарийского архиепископа и уменьшив его «вес» в Церкви. В это время нуждавшийся в сподвижниках Василий возвел в епископский сан, среди прочих, двух Григориев: родного брата и друга по Афинской академии и монашеской обители.

В августе 378 г. оказывавший покровительство арианам император Валент погиб в битве с готами при Адрианополе, и это сильно изменило ситуацию в государстве и Церкви. Однако Василий не дожил до видимого торжества Никейского вероучения: его здоровье было сильно подорвано аскетическим подвижничеством, и он скончался в первый день нового 379 года. Практически сразу же после смерти его стали почитать как святого: ему приписывали многие как прижизненные, так и посмертные чудеса.

Именем Василия Великого названа Божественная Литургия, которая совершается в Церкви византийского обряда по особым дням, всего десять раз в году. Василию Великому приписывают введение в церковный обиход иконостаса. Обширно его литературное наследие: более трехсот дошедших до нас проповедей и писем, богословские трактаты, устав монашеской жизни, 15 бесед на псалмы, «Толкование на пророка Исайю» и «Толкование на Шестоднев» – сочинение, оказавшее огромное влияние на средневековую космологию как на Востоке, так и на Западе.

Григорий Назианзин родился около 329 г. в местечке Арианзе вблизи Назианза Каппадокийского – города, где его отец, тоже носивший имя Григорий, был епископом. Мать будущего великого Учителя Церкви звали Нонной. У него был брат Кесарий и сестра Горгония. Все члены семьи Григория Назианзина почитаются как святые.

Получив начальное домашнее воспитание, Григорий затем обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, Александрии Египетской и, наконец, в Афинах, где познакомился и подружился с будущим архиепископом Кесарийским Василием.

Завершив образование, Григорий сам некоторое время преподавал риторику в Афинах, а потом удалился в монастырь, основанный его другом Василием в Понте на реке Ирис. Григорий впоследствии с восторгом отзывался об этих годах. Будучи в монастыре, он оказывал Василию помощь в составлении правил монашеской жизни, а также тщательно штудировал сочинения Оригена и составил выписки из его произведений, известные под названием Филокалии.

В 361 г. его отец-епископ, рассчитывавший на его помощь, возвел его в сан пресвитера, однако более склонный к созерцательно-монашеской, чем к деятельной жизни Григорий вскоре вернулся в монастырь, а потом это повторялось несколько раз.
Поддавшись уговорам друга Василия, Григорий в 372 г. был поставлен им во епископа для городка Сасимы, однако пробыл там недолго, снова удалившись в пустынь, и впоследствии вспоминал нелицеприятно об этой, доставшейся ему почти против воли кафедре.

По просьбе престарелого отца Григорий в очередной раз вернулся в Назианз, чтобы помочь ему в управлении епархией, а по смерти отца в 374 г. стал исполнять епископские обязанности, хотя и не считал себя достойным делать это и надеялся, что жители города изберут себе нового епископа. Однако те не хотели видеть своим пастырем никого кроме Григория.
Временная размолвка между Григорием и Василием Кесарийским (вызванная фактическим бегством Григория из Сасим) была преодолена, когда Василий приехал на похороны отца своего друга и произнес там прочувствованную проповедь. А для Григория стала великим потрясением безвременная смерть Василия 1 января 379 г., и позднее, будучи уже на покое, Григорий посвятит этому событию свое «Надгробное слово», ставшее одним из лучших его сочинений.

19 января 379 г. императором стал Феодосий (Великий), исповедовавший, в отличие от своего предшественника Валента, никейское христианство. И он сумел уговорить слывшего блестящим проповедником и стойким защитником никейской веры Григория вступить на столичную кафедру в Константинополе. Между тем, все без исключения храмы в столице восточной части Римской империи контролировались на тот момент арианами, и Григорий, остановившийся у своих родственников, стал служить в одной из комнат их дома, которую назвал «домовой церковью Анастасия» («Анастасия» значит по-гречески «воскресение»). В этой церкви Григорий летом 380 г. произнес свои знаменитые «Пять слов о богословии», за что и получил от современников почетный титул «Богослова». Фактически номинальный епископ Константинопольский, он наотрез отказался покинуть город, несмотря на постоянно поступавшие к нему угрозы физической расправы и на погромы в его собственной домовой церкви.

В ноябре 380 г. приехавший лично в Константинополь император Феодосий своим декретом передал Григорию два главных столичных храма – Св. Софии и Двенадцати Апостолов, однако в кафедральный собор Св. Софии тот смог попасть лишь под охраной солдат. Но тут, в самый момент вступления святителя под своды храма, разорвалась пелена покрывавших всё небо темных туч и сквозь них проглянуло яркое солнце. Горожане увидели в этом «счастливый знак», и это стало началом перелома в их настроении.

В мае 381 г. императором Феодосием был созван в Константинополе собор, который позже получил статус «Второго Вселенского». На нем-то благодаря стараниям Григория и был принят догмат о Святой Троице в его «каппадокийской» формулировке и была выработана полная редакция Символа веры, названного впоследствии «Никео-Константинопольским».

Но на том же соборе против самого Григория было выдвинуто обвинение в нарушении канона, запрещающего епископу покидать свою кафедру. По мнению оппонентов, он, будучи епископом Сасимским, незаконно занимал кафедру епископа Константинополя. Григорий, сам никогда не искавший епископской власти и даже обычно бежавший от нее, отстаивать свои права не стал, а добровольно покинул столицу империи, считая свою миссию в ней завершенной.

Он вернулся в родной Назианз, где по просьбе клира и народа вновь приступил к обязанностям правящего архиерея, одновременно раз за разом упрашивая своего митрополита от этих обязанностей его освободить.

Наконец, в 383 г., когда здоровье Григория резко пошатнулось, эта просьба была удовлетворена, и он смог поселиться на покое в своем имении и целиком отдаться литературному труду. В этот период, кроме богословских сочинений, Григорий написал свою подробную Автобиографию, а также много путешествовал по разным монашеским обителям.

Скончался Григорий Назианзин 25 января 389 г. в своем родном городе, где и был похоронен. Всё свое имущество он завещал епархии.

В 950 г. его мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов, а в 1204 г. они были вывезены крестоносцами в Рим. В 2004 г. Папа Иоанн Павел II вернул их, вместе с мощами св. Иоанна Златоуста, Константинопольской Патриархии, и теперь они покоятся в церкви Св. Георгия в Стамбуле.

От св. Григория Богослова до нас дошло обширное литературное наследие: 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Повышенно-эмоциональный слог его сочинений выявляет в нем незаурядного оратора.

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
03 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02
03 04 05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  
Среда, 06 Март 2019
Воскресенье, 10 Март 2019
Воскресенье, 17 Март 2019

Мы советуем