Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

Размышление Папы Франциска о Третьей Божьей заповеди

12.09.2018

На традиционной общей аудиенции по средам, прошедшей 12 сентября на площади Св. Петра, Папа Франциск продолжил цикл своих катехитических размышлений о Десяти Заповедях, заметив в самом начале, что версия Декалога, помещенная в Книге Исход, почти идентична другой его версии из Книги Второзакония. Но при этом имеют место различия в тексте третьей заповеди, там, где речь идет о субботнем покое. В первом ее варианте в качестве причины постановления об обязательном отдыхе указано благословение Богом творения, а во втором – освобождение из Египетского рабства: в этот день должны были воздерживаться от работы и праздновать как раб, так и его господин, отмечая Пасху освобождения. «Рабы не могут отдыхать по самой своей сути, — сказал далее Святейший Отец. – Однако имеет место множество разновидностей рабства, как внешнего, так и внутреннего. Имеет место внешнее принуждение, насильственно искалеченная жизнь, прочие формы несправедливости. Но существует и внутреннее порабощение, формой которого может быть, скажем, психическая заторможенность, комплексы, ограничения, связанные с чертами личного характера и т.д. Возможен ли в таких обстоятельствах подлинный отдых? Может ли оставаться свободным порабощенный и угнетенный человек? Может ли быть свободной личность, мучимая внутренними противоречиями?»

На сформулированные так вопросы Папа ответил положительно, сославшись при этом на примеры людей, сумевших отстоять свою внутреннюю свободу даже в условиях тюремного заключения, таких как св. Максимилиан Кольби и кардинал Нгуен Ван Тхуан. Другой пример – немощные физически, но открытые милосердию и способные щедро делиться им люди. «Именно Божие милосердие делает нас свободными», — подчеркнул понтифик.

«Так что же это такое, истинная свобода? — продолжил он – Может быть, это свобода выбора? Разумеется, это – неотъемлемая часть свободы, и мы стремимся сделать так, чтобы она была гарантирована каждому человеку. Но при этом мы знаем, что, чтобы быть подлинно свободным и счастливым, недостаточно делать что хочется. Истинная свобода – это нечто неизмеримо большее. Таким же образом существует рабство, способное поработить сильнее, чем тюремное заключение, сильнее, чем ввергающее в панику бедствие, сильнее, чем всякого рода диктатура. Это – рабство у собственного “я”. Я имею в виду людей, которые постоянно, на протяжении всего дня, так сказать, разглядывают себя в зеркало, восхищаясь собой, своим “я”. Их эго доминирует и над их физической природой. Они – пленники собственного “я”. Эго и становится тем палачом, что изгаляется над человеком, где бы тот не находился, ввергая его в тягчайшее порабощение, чье имя – “грех”. Это – не просто случайное нарушение кодекса, а жизненное крушение, состояние рабства».

«Алчные, жадные, неуживчивые, гневливые, завистливые, ленивые, гордые люди – это и есть рабы собственных страстей, кои их тиранят и мучат», — добавил Папа Франциск, отмечая, что для алчного и жадного человека нет отдыха и покоя: его постоянно терзают какие-то заботы, снедает тревога за состояние имущества, кое у него в собственности; жжет огонь гнева и гложет червячок зависти, чем разрушаются его отношения с другими людьми; лень лишает жизненных сил, а эгоцентризм делает одиноким. «Дорогие братья и сестры, так кто же воистину раб? Кто не знает отдыха? Это тот, кто не умеет любить! И все эти страсти, грехи, эгоизм отдаляют нас от любви, делают неспособными любить. Мы становимся рабами себя самих и, тем самым, лишаемся способности любить, ибо любовь всегда направлена на других людей», — констатировал Папа.

«Третья заповедь, предписывающая праздновать освобождение через отдых, в понимании нас, христиан – это пророчество Господа Иисуса. Это Он уничтожает наше внутреннее рабство и делает нас способными любить. Подлинная любовь есть подлинная свобода, коей мы избавляемся от жажды властвовать, в коей восстанавливаем отношения, обретаем способность принимать и ценить ближнего, претворяем в благой дар любые трудности и учимся созидать единство. Любовь способна сделать свободным даже узника, находящегося в местах заключения, даже слабого и ограниченного человека», — подвел итог Святейший Отец.

В заключение он напомнил, что 12 сентября Церковь литургически вспоминает Пресвятое Имя Марии, и в связи с этим призвал к размышлению о величайшем замысле Бога, касавшемся Пресвятой Девы, и об Ее ответе любви, коим Она включилась в Божие дело Спасения.


Источник:  Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
11 - 2018
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Мы советуем