Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

3 сентября. Святой Григорий Великий, Папа и Учитель Церкви. Память

03.09.2018

Папу Римского Григория I (годы жизни: 540 – 12 марта 604 г.; годы понтификата: 3 сентября 590 – 604 г.), уже современниками прозванного «Великим», иногда называют последним Римским понтификом античности и первым – Средневековья. Если древние римляне покорили Западную Европу силой оружия, то один из последних выдающихся коренных римлян-христиан сделал ее христианской силой проповеди, всячески поощряя и поддерживая монашество и миссионерство. Он же своим служением необычайно возвысил авторитет Престола Святого Петра, так что перед ним склонились воинственные германские племена, доминировавшие в то время в Италии и во всей Европе.

Григорий родился около 540 года в знатной и зажиточной римской семье Анициев, имевшей богатые христианские традиции: ее представители уже на протяжении столетия занимали видные места в иерархии Римской церковной общины. Прадед Григория был Римским епископом под именем Феликса III (483 – 492 гг.), а Папа Агапит (535 – 536 гг.) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал важный пост в Римской курии, а мать Сильвия прославилась глубоким благочестием и святостью, после смерти мужа поселившись вблизи базилики «Св. Павла вне стен».
Однако биографических сведений о Григории прежде его избрания на Папский престол сохранилось немного. Историк конца VI века Григорий Турский писал о том, что Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека». Некоторое время он, вероятно, являлся префектом Рима, то есть главой городской администрации, однако, чувствуя непреодолимое влечение к уединенной монашеской жизни, в 574 году удалился от мирских дел, основав в принадлежащем ему поместье на Цецилийском холме собственный монастырь во имя Святого Апостола Андрея, а затем открыв еще шесть иноческих обителей в своих поместьях на Сицилии.

Но безмятежная затворническая жизнь благочестивого римлянина продолжалась недолго. Папа Пелагий III в 579 г. уговорил его принять сан диакона и отправиться в Константинополь в качестве своего личного посланника. В связи с этим Григорий пережил настоящий когнитивный диссонанс:

с одной стороны, он мечтал оставаться под сенью монастыря, а с другой – не мог отказать в послушании Церкви. Выход для себя он нашел в том, что стал рассматривать свое публичное церковное служение как жертву Богу, т.е. еще один, наряду с монашеским искусом, путь духовного совершенствования. Впрочем, находясь в Константинополе, Григорий старался максимально приблизить свою жизнь к монашеской, всё свободное время проводя в обществе отправившихся с ним в путешествие братьев-монахов из обители Св. Андрея, которым изъяснял библейскую Книгу Иова. Необходимой чертой каждого настоящего священнослужителя Григорий считал душевное равновесие, доставляемое балансом между созерцанием и действием под сенью благоразумия и прочих христианских добродетелей. Как посланник Папы, Григорий делал всё возможное, чтобы убедить византийских императоров прийти на помощь Риму, которому угрожали обосновавшиеся в северной и центральной Италии лангобарды, однако тем, связанным войной с персами на востоке, было не до этого.

К пребыванию Григория в Константинополе относится и один важный для последующей жизни Вселенской Церкви конфликт.

Патриарх Константинопольский Иоанн IV Постник стал именовать себя «Вселенским Патриархом» (впервые – на Синоде 587 года). Папа Пелагий III счел это вызывающим и приказал Григорию, находившемуся в тесных дружеских отношениях с Патриархом, прервать с ним общение, а поскольку тот не спешил сделать это, отозвал его в Рим. Но впоследствии, сам став Папой, Григорий тоже протестовал против использования данного титула, усматривая в нем проявление гордыни и даже называя его «антихристианским званием». Причиной бед, постигших христианский мир, Папа Григорий считал тщеславие и суетность духовенства, забывших, что их служение – это не источник превосходства и власти, а призыв служить ближним, народу Божию и жертвовать собой. По контрасту с титулом «вселенского патриарха» Григорий принял титул «слуги слуг Божьих» (лат. servus servorum Dei), однако его преемники на Папском престоле, сохранив этот титул, включили в свою титулатуру и эпитет «вселенский».

Отозванный Пелагием III из Константинополя Григорий вернулся в Рим тогда, когда этот Папа уже умер в разгар поразившей город эпидемии чумы. Эта эпидемия набрала невиданный размах: ежедневно люди умирали сотнями и, казалось, не существовало никакой силы, способной остановить бедствие. В этих-то обстоятельствах Григорий был единодушно избран клиром и народом на Престол Святого Петра. Он из смирения отказывался от принятия этого служения и, чтобы избежать его, заявил, что не может принять избрания, пока этот выбор не утвержден императором в Константинополе. А пока послали гонцов в Константинополь, попытался скрыться из города, но был перехвачен по дороге и возвращен обратно. Григорий возглавил покаянную процессию отчаявшихся при виде эпидемии горожан. По преданию, когда кающиеся проходили мимо усыпальницы императора Адриана, над ее куполом показался архангел Михаил с пылающим мечом, который он вложил в ножны. Это был знак того, что покаяние принято и Божья кара подошла к концу. После этого эпидемия и в самом деле утихла, а в память об этом знаменательном событии на крыше мавзолея установили громадную статую ангела. С тех пор это строение стало называться «Замком Святого Ангела».
3 сентября 690 года, когда, наконец, было получено согласие от императора, Григорий официально вступил на Папский престол. Его резиденцией стал Латеранский дворец в южной части Вечного Города, где новый понтфик жил в окружении монахов, следуя строжайшим правилам иноческой жизни. Предпочитая во всём полагаться на монахов, Григорий удалил из курии светских лиц и ослабил влияние белого духовенства.

Длившийся 14 лет понтификат Григория был полон тяжких трудов. Номинальная власть Константинопольского императора в Италии и, особенно, в Риме была крайне слаба. Тем более, что имперская администрация по сути ограничивалась поддержанием порядка в своем центре в Равенне, оставив старую столицу империи на произвол судьбы. А Рим, тем временем, подвергался регулярным нападениям лангобардов. В этих условиях Римская Церковь и Папская администрация взвалили на себя многие государственные функции. Папа Григорий сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные из церковных земельных владений в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилии, Корсике и Сардинии, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, что после смерти Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда ещё Римская Церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти.

Дважды в течение первых трех лет понтификата Григория лангобарды брали Рим в осаду, а Папа от них откупался и побуждал имперских представителей в Италии заключить прочный мир. Однако политическая активность Римского епископа вызывала недовольство в Константинополе, и в 595 г. император Маврикий написал оскорбительное письмо Григорию, в отчаянии грозившему заключить сепаратный мир с королём лангобардов Агилульфом.

Мир был заключён в 596 г. представителем Папы аббатом Пробом при поддержке главы византийской администрации в Италии Каллиника. Тем не менее, спокойствие, безопасность и благоденствие никак не наступали. Войны, эпидемии чумы, неурожаи, наводнения создавали ощущение приближения всемирной катастрофы, конца света. В 599 г. Папа пишет о близости собственной смерти: его жестоко мучит тяжкая болезнь, которая порой надолго приковывает его к постели и приводит к упадку физических сил. Но, несмотря ни на что, Григорий продолжает следовать строгой монашеской аскезе.

Бои с лангобардами возобновились в 601 г., а наступившее затем в 603 г. двухлетнее перемирие вновь сменилось войной, когда Григория уже не было в живых.

Но за всеми этими бедами и испытаниями Папа Григорий не забывал о своем главном задании: обращении всего мира ко Христу и подготовке его к (близкому, как казалось тогда) Второму пришествию. В этой связи Папа выше всего ставил монашеское служение, которым и должны были завоевываться для Христа новые земли и народы. Перу Папы Григория принадлежит написанное в назидание потомству Житие основоположника общежительного монашества на Западе св. Бенедикта Нурсийского. Папа Григорий лично окрестил лангобардского принца, поддерживал особые отношения с германскими королевствами в Испании, где его очень почитали, лично подготовил и благословил миссионерскую экспедицию св. Августина Кентерберийского в Англию, завершившуюся Крещением Кентского короля Этельберта и его народа… Именно в Англии было написано и первое Житие святого Григория, принадлежащее перу неизвестного монаха из Витби и увидевшее свет около 713 г.

В отношении к миссии Григорий сформулировал и свою теорию симфонии духовной и светской властей. Для обращения к истинному Богу языческих народов необходимы подходящие правители, ведомые Господом и обладающие надлежащим благоразумием, то есть тот самый тип христианина, который гармонично сочетает в своей жизни её созерцательную и активную стороны. Светские власти являются частью церковного согласия и служат Церкви, находясь в полном подчинении у Господа. Церковь и империя (как глаза и ноги) взаимодополняют и поддерживают друг друга. Но что, если отношения между императором и патриархом не развиваются так идеально и светская власть проявляет непослушание своему духовному долгу? По мысли Григория, и в этом случае имеет место осуществление какого-то не вполне понятного смертным провиденциального замысла. Например, император Маврикий, доставивший много неприятностей лично Григорию, становится орудием исправления собственных прегрешений и недостатков Папы. Однако лояльный подданный, в том числе и епископ, должен подчиняться помазанному свыше монарху-христианину, вместе с тем, честно и открыто обличая его за прегрешения.

Среди множества повседневных дел Папа Григорий находил время и для литературного творчества. Его толкования библейских книг, проповеди («Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило» стали неотъемлемой частью западной христианской традиции, формируя новый христианский Запад, постепенно оформлявшийся на месте разделенной Римской империи. За эти свои труды Григорий и был провозглашен Учителем Церкви, больше того, став одним из четырех Величайших Учителей Западной Церкви, наряду со святыми Амвросием Медиоланским, Августином и Иеронимом.

Еще одно направление трудов Григория как предстоятеля Римской Церкви – литургическая реформа, в ходе которой он щедро воспользовался опытом многолетнего пребывания в Константинополе, где богослужение в то время приобретало самые пышные формы. Способ литургических песнопений, постепенно привившийся на Западе, начиная с Папы Григория, был назван его именем – «Григорианский хорал».

Святого Григория Великого равно почитают и Восточная, и Западная Церкви. Но если на Востоке день его литургического поминовения – это день его земной кончины или «рождения для неба», 12 марта, то на Западе – день его вступления в служение Святого Петра, т.е. 3 сентября.

В Церквах византийской традиции Папа Григорий носит прозвище «Двоеслов» (греч. Γρηγόριος ὁ Διάλογος), что связано с не совсем точным переводом слова Διάλογος, что означает «беседа», «диалог». Это слово входит в заголовок одного из творений Григория: «Диалоги» или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», содержащего ряд житий итальянских святых, включая и св. Бенедикта. Повествование построено в форме диалога субдиакона Петра, задающего краткие вопросы, и самого Григория, дающего пространные ответы.

Папу Григория почитают также в Церквах Англиканского Сообщества, некоторых Лютеранских Церквах, а один из основоположников Реформации Жан Кальвин всегда восхищался Григорием и считал его последним «хорошим Папой».

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
10 - 2018
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  

Мы советуем