Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Вы соль земли. Мф 5,13

Обязаны ли католики давать десятину на церковные нужды?

29.06.2018

На этот вопрос отвечает священник Станислав Смольчевский, SJ:

Закон о десятине был дан ветхозаветному народу Божию. Однако в среде первых христиан этот закон не действовал: они и так делились друг с другом всем, что у них было. Об этом мы читаем в Новом Завете, в частности, в Книге Деяний. Кто имел больше, тот больше и давал. Имевший меньше и давал меньше. Как таковой, десятины в христианской Церкви никогда не было, нет ее и теперь. Однако во времена феодализма церковная жизнь составляла одно целое с жизнью общества и государства. И тогда существовало такое законодательство: десятая часть всех доходов должна была отдаваться на содержание правящего класса и Церкви.

Но как обстоит дело сегодня? По совести, каждому верующему следовало бы ориентироваться на то, чтобы отдавать десятую часть имеющегося у него заработка. Вопрос только в том, как именно отдавать: всё сразу или постепенно? А вдруг у человека в данный момент нет денег? Так что, ему не приступать к исповеди, к Святому Причастию, пока он не исполнит обязанность жертвования десятины? Существует церковная заповедь, согласно которой каждый верующий призван оказывать материальную помощь развитию Церкви в меру своих возможностей. Есть такие некатолические христианские общины, в которых требование давать десятину – это непреложная обязанность. Но это дело самих этих общин. В Католической же Церкви главное – чтобы человек давал от сердца. Здесь следует вспомнить, как Иисус оценил поступок бедной вдовы, бросившей в сокровищницу храма одну маленькую монетку. Так вот, Иисус тогда сказал, что она пожертвовала больше всех. Ведь речь идет не о том, чтобы у Церкви были средства, а о том, чтобы воспитать в людях желание жертвовать на дело Божие: я отдаю лучшее из того, что у меня есть. Но сколько именно? Каждый из нас сам лучше всего знает свой бюджет. Главное, давать от всего сердца.

В Евангелии от Матфея (Мф 23,23) Иисус упрекает фарисеев, что они дают десятину с огородных растений, мяты и тмина, но при этом забывают главное: справедливость, милосердие и веру; а потом добавляет: «Это надлежало делать и того не оставлять». На первый взгляд, может показаться, что Господь здесь прямо указывает на необходимость давать десятину. Однако следует принять во внимание, что этот эпизод относится еще к миру Ветхого Завета, в котором и жили фарисеи, к миру, в котором действовал Закон Моисея. Новый Завет начал действовать со времени События Пасхи, и с ним были связаны радикальные перемены. Поэтому, если речь идет о том, какой должна быть Церковь, мы должны обращаться не к Ветхому Завету, а к Евангелию: «Се есть Новый Завет в Моей Крови». Новому Завету присущ и новый закон, которого мы и придерживаемся.

Ни в Книге Деяний, ни в Посланиях Апостолов мы не найдем указаний относительно десятины. Говорится о сборе пожертвований на нужды Церкви, но это не была обязательная десятина. Святой Павел трудился собственными руками, и никто никогда от него слышал: «Дайте мне десятину». Так обстояло дело у истоков Церкви, и так обстоит в ней дело сегодня. Иисус прямо не сказал о том, что обязательная десятина отменяется, как не сказал и о том, что, скажем, отменяется обрезание. Однако Он сказал нечто иное: «Кто хочет войти в Царствие Божие, должен уверовать и принять Крещение». И это всё. Он не сказал, что нужно платить десятину, как не сказал и о том, что ее не нужно платить. Но, вместе с тем, вся история Церкви свидетельствует о том, что в ней была организована помощь нуждающимся, что ее члены делились друг с другом своим материальным имуществом. И вот это должно продолжаться, должно существовать пока продолжается земное странствие Церкви. А сколько давать? Ведь Бог – не бухгалтер, подсчитывающий, кто дал на дело Божие и сколько именно дал. Важно, сделал ли ты это с любовью. Там, где нет любви, никакое пожертвование не имеет никакой ценности. Притом следует учитывать еще такое обстоятельство: если я делюсь с нуждающимся человеком, то делаю это, в том числе, и для Бога. Если я помогаю кому-то в его нуждах, то тем самым жертвую на дело Божие, и это пожертвование входит в десятину. Но какая-то часть моих пожертвований должна быть непосредственно адресована Церкви на ее нужды: на содержание церковных зданий, на их строительство, на приобретение храмовой утвари, литургических облачений и т.д. и т.п. Каждый верующий призван к личной ответственности за церковное имущество, за содержание своего приходского храма. Это – дело общины, дело конкретных прихожан. И каждый верующий должен как следует задуматься, как ему подойти к исполнению этой обязанности. Но при всём том необходимо помнить: главное – не сколько я дал, а с каким сердцем дал.

Источник: Сибирская католическая газета  ©sib-catholic.ru

Календарь
07 - 2018
Во По Вт Ср Че Пя Су
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Мы советуем