Апостольское обращение Папы Франциска «Christus vivit» 5 глава

ГЛАВА ПЯТАЯ

Пути молодости

134. Как проживается молодость, когда мы позволяем освещать и преображать себя великой вестью Евангелия? Важно задать себе этот вопрос, поскольку молодость – это, скорее, не предмет гордости, а дар Божий: «Быть молодым – это благодать, это везение» [71]. Это дар, который мы можем бесполезно растратить или же принять его с благодарностью и прожить в полноте.

135. Бог – создатель молодости, и Он действует в каждом молодом человеке. Молодость – это благословенное время для молодых людей, а также благословение для Церкви и мира. Это радость, песня надежды и блаженства. Ценить молодость – означает рассматривать это время в жизни как ценный период, а не только как переходный этап, во время которого молодые люди чувствуют себя подталкиваемыми к взрослой жизни.

Время мечтаний и выбора

136. Во времена Иисуса выход из детства был крайне ожидаемым жизненным шагом, который праздновали с размахом, и который приносил огромное удовольствие. Поэтому, когда Иисус вернул «девицу» (Мк 5, 39) к жизни, Он пошел дальше, дав ей возможность стать девушкой (Мк 5, 41). Говоря «девица, встань» (талифа куми), Он в то же время сделал ее ответственной за свою жизнь, открыв перед ней врата в молодость.

137. «Молодость, как фаза развития личности, отмечена мечтами, которые обретают воплощение благодаря отношениям, которые с каждым разом приобретают всё большую основательность и равновесие; благодаря попыткам и экспериментам, а также благодаря выбору, который постепенно созидает план жизни. В этот жизненный период, молодые люди призваны устремляться вперед, не обрывая своих корней; создавать автономность, но не в одиночестве» [72].

138. Божья любовь и наши отношения с живым Христом не лишают нас мечтаний и не требуют от нас сужения своих горизонтов. Напротив, эта любовь мотивирует нас, стимулирует нас, побуждая к лучшей и более прекрасной жизни. В слове «беспокойство» суммируются многие поиски сердец молодых людей. Как говорил Павел VI, «именно в неудовлетворенности, которая их терзает […], есть элемент света» [73]. Неудовлетворенное беспокойство, вкупе с изумлением от нового, которое появляется на горизонте, открывает путь к смелости, побуждающей их взять жизнь в свои руки и принять на себя ответственность за миссию. Это здоровое беспокойство, которое особенно просыпается в молодости, продолжает оставаться характеристикой любого сердца, которое остается молодым, доступным и открытым. Настоящий внутренний мир сосуществует с этим глубоким неудовлетворением. Святой Августин говорил: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» [74].

139. Некоторое время назад друг спросил меня, что я вижу, когда думаю о молодом человеке. Мой ответ был таким: «Я вижу юношу или девушку, которые ищут свой собственный путь, хотят взлететь над землей и смотрят на горизонт глазами, полными надежды, мечтаний и будущего. Молодой человек ходит на двух ногах, как и взрослые, но в отличие от взрослых, у которых ноги параллельны друг другу, он ставит одну ногу перед другой, готовый двинуться с места и идти вперед. Он всегда смотрит вперед. Говорить о молодежи, значит, говорить об обещаниях и радости. Молодые люди обладают огромной силой, они способны смотреть с большой надеждой. Молодой человек, словно жизненное обещание, содержащее в себе определенную степень упорства. Он достаточно безумен, чтобы обмануть себя, и достаточно способен, чтобы исцелиться от разочарования, которое может возникнуть в результате этого» [75].

140. Некоторые молодые люди могут отказываться от этого этапа жизни, потому что хотели бы оставаться детьми или же желают «неограниченного продления подросткового периода и отсрочки принятия решений. Страх перед окончательным порождает своего рода паралич в принятии решений. Однако молодость не может быть временем «на удержании»: это возраст принятия решений, и именно в этом и заключается его притягательность и главное его предназначение. Молодые люди принимают решения в профессиональной, социальной и политической сферах, а также другими, более радикальными путями придают определяющий облик своей жизни» [76]. Они также принимают решения, касающиеся любви, выбора пары, и решения завести первых детей. Мы углубимся в эти темы в последних главах, касающихся призвания каждого человека и его распознавания.

141. Но вопреки мечтам, которые мобилизуют на принятие решений, всегда существует «опасность сетований или отказа. Мы оставляем это тем, кто почитает «богиню стенаний» […]. Но это обман: она заставляет вас встать на ошибочный путь. Когда всё кажется парализованным и застоявшимся, когда личные проблемы тревожат нас, а общественные не находят должного ответа, сдаваться неправильно. Иисус – Путь: пригласите Его подняться на свою лодку и гребите в открытое море вместе с Ним. Он – Господь! Он меняет наш взгляд на жизнь. Вера в Иисуса ведет к надежде, которая выходит за рамки, она ведет к уверенности, основанной не только на наших качествах и способностях, но и на Слове Божьем, на приглашении, исходящем от Него, без излишних человеческих расчетов и без заботы о том, совпадает ли окружающая вас действительность, с тем, в чём вы убеждены. Гребите в открытое море, выходите за пределы собственного „Я”» [77].

142. Следует проявлять упорство, следуя по пути мечтаний. Для этого нужно быть внимательными к искушению, которое часто может сыграть с нами злую шутку. Речь идет о тревоге. Она может оказаться серьезным врагом, заставляющим нас опустить руки, когда мы обнаруживаем, что не достигаем мгновенных результатов. Самые прекрасные мечты достигаются благодаря надежде, терпению, настойчивости и отказу от спешки. В то же время не нужно останавливаться из-за тревоги, не нужно бояться рискнуть или совершить ошибку. Но нужно бояться жить парализованными, словно мертвые при жизни, превращенными в тех, кто не живет, потому что не хочет рисковать, потому что не проявляет упорства в своих стремлениях или потому что боится ошибиться. Даже если вы ошибетесь, у вас всегда есть возможность поднять голову и начать сначала, потому что никто не имеет права красть вашу надежду.

143. Молодые люди, не отказывайтесь от лучшего, что есть в вашей молодости, не наблюдайте за жизнью с балкона. Не путайте счастье с диваном и не проживайте всю жизнь за экраном. Не становитесь печальным зрелищем ушедшего поезда. Не будьте припаркованными машинами, но лучше позвольте взойти своим мечтам и принимайте решения. Рискуйте, даже если ошибетесь. Не выживайте с анестезированной душой и не смотрите на мир, словно туристы. Устройте кавардак! Отбросьте страхи, парализующие вас, чтобы они не превратили вас в мумифицированную молодежь. Живите! Посвятите себя лучшему в жизни! Откройте двери клетки и вылетайте из нее! Пожалуйста, не уходите на пенсию раньше времени.

Желание испытывать и жить

144. Это устремление к желаемому будущему не означает, что молодые люди, полностью обращены вперед, потому что в то же время у них есть сильное желание жить настоящим, в полной мере использовать возможности, которые дарует им эта жизнь. Этот мир полон красоты! Как же можно пренебречь дарами Божьими?

145. Вопреки тому, что многие думают, Господь не хочет ослаблять это желание жить. Полезно вспомнить, чему учил ветхозаветный мудрец: «Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе […]. Не лишай себя доброго дня» (Сир 14, 11. 14). Истинный Бог, Который любит вас, хочет, чтобы вы были счастливы. Поэтому в Библии мы также находим этот совет, адресованный молодежи: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей […] И удаляй печаль от сердца твоего» (Еккл 11, 9-10). Ведь Бог есть Бог живой, дающий «нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6, 17).

146. Как может быть благодарен Богу тот, кто неспособен наслаждаться Его маленькими ежедневными дарами, тот, кто не умет останавливаться перед простыми и приятными вещами, которые встречает на каждом шагу? Потому что «нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе» (Сир 14, 6). Речь не идет о том, чтобы быть ненасытным человеком, всегда одержимым поиском новых удовольствий. Речь идет об умении открыть глаза и остановиться, чтобы жить полной жизнью и благодарить за каждый ее маленький дар.

147. Очевидно, что Слово Божие призывает вас жить настоящим, а не только готовиться к завтрашнему дню: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6, 34). Но это не означает бросаться в безответственный разгул, который всегда будет оставлять нас пустыми и неудовлетворенными, но значит жить настоящим на полную, используя свою энергию на хорошие вещи, поддерживая братские отношения, следуя за Иисусом и ценя каждую маленькую радость в жизни, как дар Божьей любви.

148. В этой связи я хотел бы напомнить, что кардинал Франсуа Ксавье Нгуен Ван Тхуан, находясь в заключении в концлагере, не хотел, чтобы его дни проходили только в ожидании будущего. Он выбрал: «жить настоящим моментом, наполняя его любовью» и делал это так: «Я использую возникающие каждый день моменты для того, чтобы выполнять обычные действия необычным образом» [78]. Пока вы боретесь за то, чтобы осуществить свои мечты, живите сегодняшним днем во всей его полноте, отдавайте ему всё, и наполняете каждый момент любовью. Потому что это – правда: этот день вашей юности может стать последним, а значит, стоит прожить его со всем желанием и со всей возможной глубиной.

149. Это подразумевает и тяжелые моменты, которые тоже следует проживать глубоко, чтобы понять их послание. Как учат швейцарские епископы: «Он там, где, как мы думали, Он покинул нас, и где уже нет никакого спасения. Это парадокс, но страдания и тьма превратились для многих христиан […] в места встречи с Богом» [79]. Кроме того, желание испытывать что-то и жить особенно касается многих молодых людей с физическими, психическими и сенсорными нарушениями. Даже если они не всегда могут делать то же самое, что и их приятели, они обладают удивительными и невообразимыми возможностями, которые порой превосходят возможности обычных людей. Господь Иисус наполняет их другими дарами, и этих людей община призвана ценить, чтобы они могли раскрыть Его план любви к каждому из них.

В дружбе с Христом

150. Сколько бы вы не жили и не испытывали, вы не достигните глубины юности, не познаете ее истинной полноты, если не будете ежедневно встречать Великого Друга, если не будете жить в дружбе с Иисусом.

151. Дружба – это дар жизни и дар Божий. Через наших друзей Господь воспитывает нас и делает зрелыми. И одновременно верные друзья, находящиеся рядом с нами в трудные времена, являются отражением любви Господа, Его утешения и Его ласкового присутствия. Наличие друзей учит нас открываться, понимать, заботиться о других, выходить из зоны своего комфорта и изоляции и разделять свою жизнь с другими. Вот почему «верному другу нет цены» (Сир 6, 15).

152. Дружба – это не мимолетные или преходящие отношения, а стабильные, крепкие и верные отношения, которые развиваются с течением времени. Это отношения привязанности, которые заставляют нас чувствовать себя едиными, и одновременно это щедрая любовь, которая ведет нас к поиску блага для друга. И хотя друзья могут сильно отличаться между собою, у них всегда есть что-то общее, что заставляет их чувствовать взаимную близость, которую они разделяют искренне и с доверием.

153. Дружба настолько важна, что Сам Иисус называет Себя Другом: «Я уже не называю вас рабами […]; но Я назвал вас друзьями» (Ин 15, 15). Благодаря благодати, которую Он дарит нам, мы возвышаемся настолько, что действительно становимся Его друзьями. Той же любовью, что Он изливает на нас, мы можем любить и Его, неся Его любовь другим с надеждой, что они также найдут свое место в общине дружбы, основанной Иисусом Христом [80]. И хотя Он, воскреснув, уже полностью счастлив, можно проявить к Нему щедрость, помогая строить Его Царство в этом мире, будучи орудиями, несущими Его послание, Его свет, но прежде всего Его любовь к другим (ср.: Ин 15, 16). Ученики услышали призыв Иисуса к дружбе с Ним. Это не было приглашением, принуждавшим их, но было деликатным обращением к их свободной воле: «Пойдите и увидите» – сказал им Он. И «они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот» (Ин 1, 39). После той задушевной и неожиданной встречи, они оставили всё и ушли с Ним.

154. Дружба с Иисусом нерушима. Он никогда не покидает нас, хотя порой кажется, что молчит. Когда мы нуждаемся в Нём, Он позволяет нам найти Себя (см. Иер 29, 14) и всегда пребывает рядом с нами (см. Нав 15, 4), куда бы мы ни пошли. Потому что Он никогда не нарушает Своего Завета и просит нас никогда не покидать Его: «Пребудьте во Мне» (Ин 15, 4). Но если мы отдаляемся от Него, «Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим 2, 13).

155. С другом мы общаемся, делимся самыми сокровенными вещами. С Иисусом мы разговариваем так же. Молитва – это вызов и приключение. И какое приключение! Оно позволяет нам с каждым разом узнавать Его всё лучше, погружаться на Его глубину и возрастать во всё более крепком единстве с Ним. Молитва позволяет нам рассказывать Ему обо всём, что с нами происходит, и доверяться Его рукам, одновременно она дарует нам моменты драгоценной близости и любви, в которые Иисус изливает в нас Свою жизнь. Молясь, мы предоставляем Ему «ход», мы предоставляем Ему пространство, «чтобы Он мог действовать, мог войти и победить» [81].

156. Так можно испытывать постоянное единство с Ним, которое превосходит всё, что мы можем пережить с другими людьми: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20). Не лишайте свою юность этой дружбы. Вы можете почувствовать, что Он рядом не только когда молитесь. Вы распознаете, что Он идет с вами в каждый момент. Попытайтесь обнаружить Его, и вы переживете прекрасный опыт осознания того, что вас всегда сопровождали. Именно это пережили ученики в Эммаусе, когда шли и разговаривали, будучи сбиты с толку, а Иисус явился и «пошел с ними» (Лк 24, 15). Один святой говорил: «Христианство – это не набор истин, в которые нужно верить; не набор законов, которые нужно соблюдать и не набор запретов. Это было бы весьма отвратительно. Христианство – это Личность, Которая так сильно полюбила меня, что требует моей любви. Христианство – это Христос» [82].

157. Иисус может объединить всех молодых людей Церкви в единой мечте, «великой мечте, способной вместить всех. Это мечта, ради которой Иисус отдал жизнь на Кресте, а Святой Дух излился, отпечатавшись огнем в день Пятидесятницы в сердце каждого мужчины и женщины, в сердце каждого […], ожидая найти в нём место для роста и развития. Эта Мечта, имя которой – Иисус, была посеяна Отцом, и Он, Бог, как и Отец, был послан Отцом с уверенностью, что Он «взойдет» и будет жить в каждом сердце. Это конкретная Мечта, конкретная Личность, Которая струится по нашим венам, трогает наше сердце и заставляет его танцевать» [83].

Рост и взросление

158. Многие молодые люди заботятся о своем теле, стремясь развивать свою физическую силу или улучшать внешность. Другие беспокоятся о развитии своих способностей и углублении знаний, чтобы чувствовать себя более уверенно. Третьи же целятся выше, стараясь взять на себя больше обязательств и ища духовного развития. Святой Иоанн говорил: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас» (1 Ин 2, 14). Поиск Господа, сохранение Его Слова, попытка ответить на него своей жизнью и возрастание в добродетелях, – всё это делает сильными сердца молодых людей. Для этого необходимо поддерживать связь с Иисусом, быть с Ним в контакте, поскольку вы не возрастете в счастье и святости лишь благодаря собственным разуму и силам. Подобно тому, как вы беспокоитесь о том, чтобы не потерять связь с интернетом, беспокойтесь о том, чтобы была активна ваша связь с Господом, а это означает: не прерывайте диалог, слушайте Его, рассказывайте Ему о своих делах, и, когда вы не знаете точно, что вам нужно делать – спрашивайте Его: «Иисус, а как бы Ты поступил на моем месте?» [84].

159. Я надеюсь, что вы сможете ценить себя настолько сильно и воспринимать столь серьезно, что будете стремиться к своему духовному росту. Помимо энтузиазма свойственного молодежи, существует и красота поиска «правды, веры, любви и мира» (2 Тим 2, 22). Она не означает потерю этого энтузиазма, непринужденности, свежести и нежности, поскольку стать взрослым не значит отказаться от лучших ценностей этого этапа жизни, иначе Господь может однажды упрекнуть вас: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню» (Иер 2, 2).

160. Напротив, даже взрослый человек должен взрослеть, не теряя при этом ценности молодости. Потому что в действительности каждый этап жизни – это постоянная благодать, заключающая в себе ценность, которая не должна исчезать. Хорошо прожитая молодость остается внутренним опытом, переходящим во взрослую жизнь, углубляемым и продолжающим приносить плоды. Если молодому человеку свойственно ощущать себя влекомым бесконечным, которое начинается и открывается перед ним [85], то риск взрослой жизни с ее безопасностью и комфортом заключается в том, чтобы с каждым разом всё больше ограничивать этот горизонт и утрачивать эту ценность, присущую юности. Но должно происходить обратное: по мере роста, взросления и организации собственной жизни, мы не должны терять этот интерес, эту широкую открытость, это очарование реальностью, которая с каждым разом становится чем-то большим. В каждый момент своей жизни мы можем обновлять и приумножать свою молодость. Когда я начал служение Папы, Господь расширил мои горизонты и одарил меня обновленной молодостью. То же самое может случиться с парой, состоящей много лет в браке, или же с монахом в его монастыре. В некоторых вещах нужно «остепениться» с годами, но это взросление может сосуществовать с постоянно обновляющимся огнем и вечно молодым сердцем.

161. Расти – значит сохранять и подпитывать самые драгоценные вещи, которые дарит вам ваша молодость, но одновременно это значит быть открытым тому, чтобы очищать то, что нехорошо и получать новые дары от Бога, Который призывает вас развивать то, что действительно этого стоит. Иногда комплексы неполноценности могут привести вас к тому, что вы не захотите видеть собственные недостатки и слабости, и, таким образом, вы можете закрыться от роста и взросления. Лучше позвольте Богу любить, ценить и уважать вас такими, какие вы есть, но при этом Он предлагает вам больше: больше Своей дружбы, больше рвения в молитве, больше жажды Его Слова, больше желания принимать Христа в Евхаристии, больше желания жить Его Евангелием, больше внутренней силы, покоя и духовной радости.

162. Но я напоминаю вам, что вы не станете святыми и не достигните полноты, копируя других. Даже подражание святым не означает копирование их образа жизни и того, как они проживают свою святость: «Есть свидетельства, которые полезны, чтобы нас мотивировать и стимулировать, но они существуют не для того, чтобы мы пытались копировать их, поскольку это даже могло бы отдалить нас от того уникального и отличного от других пути, который Господь нам приготовил» [86]. Вы должны открыть для себя, кто вы, и выработать свой собственный способ стать святым, независимо от того, что говорят и думают другие. Стать святым – означает стать собой в большей степени, стать таким человеком, о котором Бог мечтал и которого хотел создать, а не ксерокопией. Ваша жизнь должна стать пророческим стимулом, побуждающим других; стимулом, который оставляет след в этом мире, уникальный след, который можете оставить только вы. И напротив, если вы копируете кого-то, то лишаете эту землю, а также Небо, того, что никто, кроме вас не сможет им дать. Я напомню, что святой Иоанн Креста в своей «Духовной песни» писал, что каждый должен пользоваться его духовными советами «по-своему» [87], потому что Сам Бог восхотел проявлять Свою благодать «в одних людях одним способом, а в других – другим» [88].

Стези братства

163. Ваше духовное развитие выражается, прежде всего, в возрастании в братской, щедрой и милосердной любви. Святой Павел говорил: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем» (1 Фес 3, 12). Я надеюсь, что с каждым разом вы всё больше сможете переживать этот «экстаз» выхода из собственного «Я», чтобы стремиться к благу других, вплоть до отдачи собственной жизни.

164. Если встреча с Богом называется «экстазом», то это потому, что Он выводит нас из собственных рамок и возвышает нас, плененных Его любовью и красотой. Но мы тоже можем выйти за пределы собственного «Я», чтобы распознать красоту, скрытую в каждом человеке, его достоинство, его величие как образа Бога и сына Отца. Святой Дух хочет побудить нас выйти за пределы собственного «Я», объять других любовью и стремиться к их благу. Поэтому всегда лучше вместе жить верой и выражать свою любовь в общинной жизни, делясь своими чувствами, временем, верой и заботами с другими молодыми людьми. Церковь предлагает множество различных возможностей для общинной жизни верой, потому что вместе всё получается легче.

165. Полученные раны могут привести вас к искушению стремиться к изоляции, уходу в себя, накоплению обид, но никогда не переставайте прислушиваться к Божьему призыву о прощении. Как учили епископы Руанды, «примирение с другим требует прежде всего открытия в нём великолепия образа Божия […]. В этом подходе жизненно важно отличать грешника от его греха и обидчика от обиды, чтобы достичь истинного примирения. Это означает, что вы ненавидите зло, которое другой причиняет вам, но продолжаете любить его, потому что вы признаёте его слабость и видите в нём образ Божий» [89].

166. Порой вся энергия, все мечты и энтузиазм молодежи ослабляются искушением замкнуться в своих проблемах, в своих раненых чувствах, жалобах и удобствах. Не позволяйте этому случиться с вами, потому что вы состаритесь изнутри, к тому же, преждевременно. Каждый возраст обладает своей красотой, и у молодости не должно быть недостатка в общинной утопии, способности вместе мечтать и устремлять свой взор к великим горизонтам.

167. Бог любит радость молодых людей и особенно приглашает их к той радости, которая переживается в братской общине, к этой высшей радости тех, кто умеет делиться, потому что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35), а «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор 9, 7). Братская любовь умножает нашу способность радоваться, поскольку делает нас способными наслаждаться благом других: «Радуйтесь с радующимися» (Рим 12, 15). Пусть же непринужденность и порывы вашей юности с каждым днем превращаются в непринужденность братской любви и свежесть, заставляя всегда отвечать прощением, великодушием и желанием созидать общину. Африканская пословица гласит: «Если хочешь идти быстро – иди один. Если хочешь дойти далеко – идите вместе». Давайте не будем позволять украсть у нас братство.

Преданность молодых людей

168. Это правда, что порой, сталкиваясь с миром, полным насилия и эгоизма, молодые люди могут подвергнуться риску закрыться в малых группах, и, таким образом, лишить себя вызовов жизни в обществе, в широком и нуждающемся мире, который ставит перед нами эти вызовы. Они могут чувствовать, что живут братской любовью, но, вероятно, их группа стала лишь продолжением их собственного «Я». Это усугубляется, если мирянин воспринимает свое призвание лишь как служение внутри Церкви, в виде чтецов, аколитов, катехизаторов и т.д., и забывает, что его призвание мирянина заключается прежде всего в любви в семье, обществе и политике. Это конкретная, основанная на вере приверженность построению нового общества, это жизнь в миру и обществе с целью евангелизировать различные его институты, для укрепления мира, сосуществования, справедливости, прав человека и милосердия, чтобы тем самым расширить Царство Божие в этом мире.

169. Я предлагаю молодым людям выйти за рамки групп друзей, строить «социальную дружбу и стремиться к общему благу. Вражда в обществе разрушает. Семья разрушается враждой. Страна разрушается враждой. Мир разрушается враждой. А самая большая вражда – это война. И сегодня мы видим, что мир разрушается войной, потому что люди не могут сесть и поговорить […]. Будьте способны создавать социальную дружбу» [90]. Это непросто, всегда приходится от чего отказываться, всегда нужно договариваться, но, если мы делаем это, думая о всеобщем благе, мы сможем получить замечательный опыт откладывания в сторону разногласий, чтобы вместе бороться за что-то общее. Если в результате самостоятельного, и порой затратного стремления к наведению мостов, мы сможем найти точки соприкосновения среди множества разногласий, и создать мир, который был бы полезен для всех, – это будет чудо культуры встречи молодежи, которая осмеливается увлеченно жить.

170. Синод признал, что «хотя и отличным от предыдущих поколений образом, социальная приверженность является отличительной особенностью сегодняшней молодежи. Наряду с некоторыми безразличными молодыми людьми, есть множество других, готовых принять участие в волонтерских инициативах, проявить активную гражданскую позицию и общественную солидарность. Их следует поддерживать и сопровождать, чтобы они раскрывали свои таланты и способности, и проявляли креативность, а также брали на себя ответственность. Социальная приверженность и непосредственный контакт с бедными продолжают оставаться основополагающими возможностями для нахождения или углубления веры и распознания собственного призвания […]. Синод также отметил готовность участвовать в политической жизни для построения общего блага» [91].

171. Сегодня, слава Богу, молодые люди в приходах, школах, движениях или университетских группах часто посещают пожилых и больных людей, бедные районы, или же вместе идут помогать нуждающимся во время так называемых «ночей милосердия». Часто они признают, что в этой работе они больше получают, чем дают, потому что человек взрослеет и многому учится, когда осмеливается вступить в контакт со страданиями других. Кроме того, у бедных есть скрытая мудрость, и они, простыми словами, могут помочь нам обнаружить ценности, которые мы не видим.

172. Другие молодые люди участвуют в социальных программах, направленных на строительство домов для бездомных, восстановление загрязненных территорий или сборе помощи для наиболее нуждающихся. Было бы хорошо, если бы эта общественная энергия применялась не только к разовым акциям, но использовалась бы стабильно, с четкими целями и хорошей организацией, которая помогала бы выполнять эту задачу с большим постоянством и эффективностью. Студенты могут объединяться вне зависимости от специализации, чтобы применять свои знания для решения социальных проблем; и в этой задаче они могут работать бок о бок с молодыми людьми из других церквей или религий.

173. Как и в чуде Иисуса, хлеба и рыбы молодых людей могут умножаться (см. Ин 6, 4-13). Как и в притче, малые семена молодых людей превращаются в дерево и урожай (см. Мф 13, 23. 31-32). Всё это исходит из живого источника Евхаристии, в котором наши хлеб и вино преображаются, чтобы дать нам Жизнь вечную. На молодых людей возложена огромная и сложная задача. Благодаря вере в Воскресшего, они могут приняться за нее с креативностью и надеждой, будучи всегда готовыми к служению, как служители на свадьбе, бывшие удивленными помощниками Иисуса в первом, поданном Им знамении, всего лишь следуя при этом повелению Его Матери: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5). Милосердие, креативность и надежда заставляют возрастать в жизни.

174. Я хочу призвать вас принять это обязательство, потому что знаю, что «ваше сердце, молодое сердце, хочет построить лучший мир. Я слежу за новостями в мире и вижу, как много молодежи во многих частях света выходят на улицы, чтобы выразить свое стремление к более справедливой и братской цивилизации. Молодежь на улицах. Это молодые люди, которые хотят стать главными лицами перемен. Пожалуйста, не позволяйте другим становиться их главными лицами. Будущее за вами! Через вас будущее входит в этот мир. Я прошу вас, чтобы вы также были главными действующими лицами этих изменений. Продолжайте преодолевать апатию, предлагая христианские ответы на социальные и политические проблемы, возникающие в различных частях мира. Я прошу вас быть созидателями будущего, участвовать в работе по построению лучшего мира. Дорогие молодые люди, пожалуйста, не наблюдайте за жизнью, участвуйте в ней. Иисус не остался смотреть на нее с балкона, Он принял в ней участие; и вы не наблюдайте за жизнью с балкона, участвуйте в ней, как это сделал Иисус» [92]. Но прежде всего, тем или иным способам, будьте борцами за общее благо, слугами бедных, главными действующими лицами революции любви и служения, способными противостоять патологиям потребительского и поверхностного индивидуализма.

Отважные миссионеры

175. Будучи влюбленными во Христа, молодые люди призваны свидетельствовать о Евангелии повсюду, своей собственной жизнью. Святой Альберто Уртадо говорил, что «быть апостолами не значит носить значок в петлице пиджака, не значит говорить об истине, но значит: жить ею, воплощаться в ней, преображаться во Христа. Быть апостолом не значит носить факел в руке и обладать светом, но быть светом […]. Евангелие […] больше, чем урок, это – пример, послание, превратившееся в конкретную жизнь» [93].

176. Ценность свидетельства, не означает, что следует молчать о слове. Почему бы не поговорить об Иисусе, почему бы не рассказать другим, что Он дает нам силы жить, и что хорошо беседовать с Ним, позволяющим с пользой размышлять над Его словами? Молодые люди, не позволяйте миру увлечь себя делиться лишь плохими или поверхностными вещами. Будьте способны плыть против течения и уметь делиться Иисусом, передавать веру, которую Он подарил вам. Я надеюсь, что вы сможете ощущать в своем сердце тот же непреодолимый порыв, побуждавший святого Павла говорить: «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор 9, 16).

177. «Куда нас посылает Иисус? Нет ни ограничений, ни границ: Он посылает нас ко всем. Евангелие не для некоторых, оно для всех. Оно не только для тех, кто кажется нам ближе, восприимчивее и гостеприимнее. Оно для всех. Не бойтесь идти и нести Христа в любую среду, даже на жизненные периферии, даже тем, кто кажется наиболее далеким и безразличным. Господь ищет всех; Он хочет, чтобы все ощутили тепло Его милосердия и любви» [94]. И Он призывает нас быть бесстрашными миссионерами, где бы и с кем мы бы ни находились: в своем районе, на учебе, во время занятий спортом или прогулок с друзьями, во время волонтерства или работы – всегда хорошо и уместно делиться радостью Евангелия. Так Господь приближается ко всем. И Он желает использовать вас, молодые люди, как орудия для излития Своего света и надежды, потому что хочет рассчитывать на вашу отвагу, свежесть и энтузиазм.

178. Не следует ожидать, что миссия будет легкой и комфортной. Некоторые молодые люди отдали жизни, чтобы не останавливать свой миссионерский порыв. Корейские епископы высказались об этом так: «Мы надеемся, что сможем стать пшеничными зернами и орудиями для спасения человечества, следуя примеру мучеников. И хотя наша вера столь же мала, как горчичное зерно, Бог придаст ей роста, и использует ее как орудие в Своем деле спасения» [95]. Друзья, не ждите завтрашнего дня, чтобы совместно трудиться в деле преобразования мира своей энергией, смелостью и креативностью. Ваша жизнь это не промежуток. Вы – настоящее Бога, Который хочет, чтобы вы были плодотворны [96]. «Ибо отдавая, мы получаем» [97], а наилучший способ подготовить хорошее будущее – хорошо жить настоящим, со щедростью и самоотдачей.





Источник : КРЕДО

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости