22 ИЮНЯ — Святой епископ Павлин Ноланский, святые мученики епископ Иоанн Фишер и Фома (Томас) Мор.

Паулин (или Павлин) родился в 353 г. неподалёку от Бордо. Происхо­дил из влиятель­ного патрицианского рода; его полное имя Понтий Ме­ропий Аниций Паулин. Относится к числу авторов,  заложивших основы ран­не­хри­с­ти­ан­с­койписьменности. В Бордо его пер­вым учи­те­лем, а затем покровителем и другом был вы­да­ю­щий­ся ора­тор и поэт Авзоний, который управлял провинцией и пользовался рас­положением римских императоров. Паулин быстро совершил админи­с­тра­тив­ную карьеру, сделался консулом и правителем Кампании. Исти­ны веры усвоил от самого св. Амвросия Медиоланского. В 379 г. же­нился на Тарасии, христианке из Испании, и вскоре принял крещение из рук св. Дельфина, епископа Бордо. От Тарасии у него родился сын Цельс, который, однако, вскоре умер, и тогда супруги принесли обеты цело­му­д­рия и постановили целиком посвятить себя служению Богу. Они посетили могилу св. Мартина в Туре, и тут Паулин удостоился исцеления от болезни глаз.

Паулин поселился в семейном имении под Барселоной, где в 394 г., по воле местно­го населения и с согласия супруги, принял рукоположение во священники. Он про­дал имение, и в Ноле, в Кампании, вместе с же­ной основал общину строгой аскети­ческой жизни. Деньги он предна­значил на помощь бедным и вдовам и на выкуп ра­бов, а также на по­стройку церкви и украшение могилы св. Феликса. Он отличался осо­бым почитанием этого святого и сложил несколько гимнов в его честь. Вёл со­вершенно монашескую жизнь, следуя суровым правилам. По то­гдашнему обычаю, местное духовенство и народ в 410 г. избрали его епископом Нолы. Тут он просла­вился последовательной борьбой с ересью пелагиан, а также бла­го­тво­ри­тель­но­с­тью. Особую готовность помогать нуждающихся проявил во время нашествия на Италию вар­варов-визиготов. В качестве епископа, Паулин поддерживал обшир­ные связи со многими знаменитыми церковными деятелями, дружил со св. Августином (+430) и св. Иеронимом (+430).

Скончался 22 июня 431 г. Его житие составил священник Ураний, ко­торый ряд лет находился возле святого. Св. Паулин оставил после себя множество посланий и сти­хотворений. Из его гимнов сохранился до наших дней 31. Он относится к ведущим западным поэтам первых веков христианства. С самого начала его могила, располо­женная воз­ле святилища св. Феликса, пользовалась большим почитанием и слу­жила местом паломничества. В XI в. его мощи были перенесены в Рим и помещены в но­вопостроенной церкви св. Ап. Варфоломея. Ежегодно жители Нолы 26 июня совер­шают процессию в честь своего любимого и высокочтимого епископа. Считается, что святой Паулин был основа­телем традиции колокольного звона. Христиане византий­ского обряда справляют память св. Павлина 23 января/5 февраля.

Джон Фишер, человек великого ума и мудрости, вместе со своим другом Томасом Мором является одним из величайших представителей английской культуры. Прославившийся святостью своей жизни, он был канцлером Кембриджского университета. Рукоположенный в 22 года в священники, в 35 его назначают епископом Рочестера. Эразм сказал о нем: «Для меня нет более образованного человека и более святого епископа». Джон Фишер был исповедником матери Генриха VIII, другом и верным подданным короля до тех пор, пока государь, поддавшись чарам Анны Болейн, не отделил английскую Церковь от Римской, объявив себя «верховным главой, после Христа, Церкви Англии» в ответ на отказ Папы признать недействительным первый брак короля с Катериной Арагонской. Джон отказался поддержать это решение короля и признать его брак с Анной Болейн, за это заключили в лондонский Тауэр. Его казнили 22 июня 1535 года. Перед смертью он публично исповедовал свою верность Католической Церкви.

Св. Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478 г. в семье уважаемого горожанина. В 12 лет его определили ко двору кардинала Мортона, Архиепископа Кентерберийского, одновременно ис­полнявшего функ­циикоролевского канцле­ра. Затем он записался на обу­чение в Оксфорде, однако отец желал иметь сына-юриста, и 16-лет­ний Томас поступил в юридическую школу Линкольнз Инн. Когда в 1499 г. Эразм Рот­тер­дам­с­кий впервые посетил Англию, он сер­деч­но сдру­жил­ся в мо­лодым — моложе себя на 11 лет — Томасом. За­кон­чив обучение, Томас сделался знающим и тол­ко­вым адвокатом. 

Вскоре его избрали в парламент. Здесь он сразу же столкнулся с ко­ролём Генрихом VIII, выступив против его предложения ввести допол­нительный налог. Затем отпра­вился в путешествие на континент с це­лью знакомства с миром, побывал в Париж­ском и Лувенском универ­ситетах. Вернувшись в Англию, отказался от всех должно­стей и посту­пил в монастырь картезианцев. Однако, проведя там 4 года, пришёл к заключению, что монашество — не его путь, и, поскольку ещё не принёс монаше­ских обетов, то вышел из монастыря и вскоре женился на 17-летней Джейн Кольт; молодожёны поселились в сельском доми­ке в Бакерсбери под Лондоном. Это были самые счастливые годы в его жизни. Счастье, однако, продлилось недолго. Любимая жена Тома­са внезапно скончалась, оставив на его попечении четверых малых детей. Вдовцу пришлось жениться вторично. Его вторая жена, Алисия Миддлтон, была на 7 лет старше него.

В 1510 г. Томас Мор принял пост судьи по гражданским делам. В каче­стве эксперта был послан во Фландрию для участия в подписании мирного договора. В 1521 г., прославившись своими трудами и заслу­гами, был возведён королём в дворянское достоинство. Король благо­волил искусному в своём деле администратору и назначил его председа­телем суда и тайным советником. Скоро на Томаса Мора посыпались даль­нейшие награды и должности: управляющего Оксфордским уни­верситетом, коро­левского ловчего, и наконец, высшая должность в государстве — государственного канцлера.

Томас Мор может служить совершенным примером для подражания в деле государ­ственного управления. В своих занятиях он был исключи­тельно добросовестным. О нём говорилось, что если бы однажды перед ним предстали с тяжбой его родной отец и сам диавол, то он бы вынес решение в пользу диавола, если бы этого потре­бовала спра­ведливость. Когда его назначили судьёй, он оказался перед целой го­рой запылённых папок с документами, которые уже долгие годы ожидали рассмотрения. Но очень скоро под его руководством рассмот­рение дел значительно ускори­лось. Ко всем он относился доброжела­тельно, а подкуп и кумовство не имели к нему ни малейшего доступа. Но наряду с активной внешней деятельностью он вёл интенсив­ную духовную жизнь. Носил власяницу, ежедневно посвящал молитве несколько ча­сов. За столом читал Священное Писание и аскетическую литературу. Однако пока­янной практике древних аскетов не подражал, сознавая, что ему нужны силы для исполне­ния своих ежедневных обязанностей. Возмещал недостаток особых аскети­ческих упражнений терпеливым несением ежедневных забот, тщательным исполне­нием сво­их обязанностей, соблюдением заповедей Бога и Церкви. Даже уже будучи госу­дарственным канцлером, охотно прислуживал у алтаря во время св. Мессы и пел в церковном хоре.

В 1531 г. Генрих VIII провозгласил себя главой Церкви в Англии. То­мас Мор в знак протеста отказался от поста канцлера. Несмотря на давление, не принял участия ни в бракосочетании короля с его лю­бовницей Анной Болейн, ни в её коронации. Не подписал так наз. Акта о супремации и не присягнул королю как главе Церкви в Ан­глии. Это сочли государственной изменой. Бывшего канцлера заключили в тюрьму и содержали в тяжелейших условиях, но долгое заключение не сломило его духа. 1 июля 1535 г. над арестантом состоялся суд. Когда судья спросил его, не желает ли он что-нибудь сообщить, Томас Мор шутливо отвечал: «Мне нечего сообщить вам, милорды, кроме как только напомнить, что хотя Савл относился к самым яростным врагам св. Стефана и стерёг одежды тех, кто побивал его камнями, тем не ме­нее, сейчас они пребывают в согласии на небесах. Я надеюсь, что и мы с вами тоже там увидимся». В тот же день верховный суд пригово­рил св. Томаса Мора к смерти. Публичная казнь состоялась на одном из холмов, окружающих Лондон. Перед тем, как положить голову на плаху, святой обратился ко стоявшему в молчании народу: «Молитесь, чтобы я умер верным католический вере. И чтобы король тоже умер верным этой вере». Когда же палач стал завязывать ему глаза, он по­просил его смело выполнять свои обязанности.

Казнь состоялась 6 июля 1535 г. Как и голову св. Иоанна Фишера, го­лову св. Томаса Мора после казни выставили на всеобщее обозрение, прибив ко свае моста через Темзу. Там она находилась целый месяц, а затем её выбросили в море, но дочь свя­того, Маргарита, достала её и погребла в крипте церкви св. Дунстана в Кентербери. Тело святого пропало — тюремная стража похоронила его в неизвестном месте.

Весть об отвратительном убийстве великого гуманиста потрясла весь цивилизован­ный мир, повсюду вы­зывая всеобщее возмущение. Однако канонизация святого му­ченика состоялась до­вольно поздно: Апостольский Престол опасался ухудшить и без того крайне тяжёлое положение католиков в Англии. Ко славе блаженных его вознёс Папа Лев XIII в 1886 г. Тор­жественную канонизацию совершил Папа Пий XI в 1935 г.

После св. Томаса Мора остался ряд сочинений. Наибольшей славой среди них поль­зуется «Утопия», в которой автор пытается очертить проект идеального государства. Ценным является и его «Диалог» об утешении в тяжких испытаниях. От него также сохранились латинские поэмы и за­мечательные письма, позволяющие заглянуть в глу­бину его души и вместе с тем проливающие свет на общественные события. Св. Томас Мор является покровителем юристов.

В иконографии св. Томас Мор изображается в одеяниях вельможи. Его атрибуты: че­реп, крест, цепь.

источник: salvemus.com

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости