С I века н.э. христиане собирались в «первый день недели», то есть, в день после Субботы. Именно в этот день наш Господь воскрес из мёртвых, и в память об этом первые христиане собирались для празднования Евхаристии — воспоминания Страстей, смерти и Воскресения Иисуса.
Из Деяний Апостолов мы узнаем, что собрание христиан в Троаде происходило в первый день недели: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба (т.е.для совершения Евхаристии), Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян 20, 7). Также он просил, чтобы христиане в Коринфе откладывали в этот день милостыню для бедных в Иерусалиме: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние. …Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (1Кор 16, 2 — 3).
Со временем этот первый день недели, т.е. день после Субботы, стал известен как “День Господа”, по-латински «Доминика» (ср. Откр 1.10).
Св. Игнатий Антиохийский, епископ и мученик (†107 г.), в письме к христианам Магнезии просит их соблюдать не еврейскую Субботу, но «День Господа». Св. Иустин Философ, мученик (†165 г.), исповедует перед императором, что христиане собираются по воскресеньям для участия в Евхаристии. Он объясняет это тем, что воскресенье является первым днем в истории сотворения мира Богом, и в этот же день Христос воскрес из мёртвых.
Св. Августин использует слово «таинство» применительно к воскресенью, потому что в этот день верующие близко соприкасаются с тайнами Искупления, особенно с Крещением и Евхаристией.
Церковь также с ранних времён начала согласовывать с гражданскими властями принятие законодательства относительно соблюдения воскресенья. Участие в воскресной Мессе стало основной обязанностью, установленной церковным и гражданским правом, предписывающим также и то, что воскресенье должно быть днем отдыха и воздержания от работы.
общинах. Соблюдение этой Заповеди было основным элементом в истории евреев и формировании их народа.
Однако со времени Моисея до настоящего времени порядок соблюдения Субботы развивался. Раввинские школы в течение веков способствовали этому развитию, добавляя или отменяя правила о соблюдении Третьей Заповеди.
Вот главные указания о соблюдении Субботы: сохранять один день недели как день отдыха; вспоминать Божественное сотворение и Исход из Египта. Указания в Законе разделяются на три категории — о передвижении, разведении огня и работе. Раввины со временем установили запреты на следующие виды деятельности: разжигание и тушение огня; приготовление пищи и выпечка; перенесение в общественных местах товаров, вещей и даже грудных младенцев. Были также добавлены другие категории, например: не трогать рабочие инструменты; не совершать действий, которые не соответствуют духу Субботы; не читать деловых документов. В субботу также не следует включать свет, радио, телевидение, компьютеры, музыкальную аппаратуру, телефон, пылесос, пользоваться транспортом; разрезать бумагу или ткань; заниматься ремонтом дома, спортом, экономической деятельностью любого вида; открывать почту, пользоваться губной помадой, нажимать электрические кнопки звонка или лифта, совершать покупки. Также существует множество правил и религиозных обрядов в доме и в синагоге, касающихся пищи, которую можно вкушать.
Нам может показаться, что этих правил о соблюдении Субботы слишком много, что многие из них бессмысленны. Но такие постоянные практики в один день недели в течение всей жизни дают практикующим евреям переживать Субботу как особенный день. «Суббота, святейшее время, дает нам возможность испытать эмоциональный пик для того, чтобы почувствовать что-то выдающееся, необычайное, необыкновенное, исключительное, особенное, чего нет в другие дни недели. В Субботу по сравнению с другими днями я могу почти чувствовать нечто особенное в воздухе, которым дышу, ярче видеть свет светильников в моей комнате, красоту природы. А когда я зажигаю свои Субботние свечи, то кажется,
католического Образования в его “Инструкции относительно Литургического Формирования в Семинариях”, выпущенной 3 июня 1979 года. Часть четвертая этой инструкции для будущих священников имеет прекрасное название “Освящение Времени”. Эта часть Инструкции, связанная с воскресеньем, заслуживает нашего особенного внимания. Ее подзаголовок: «Учение о воскресенье как о дне, который является основанием и ядром всего литургического года, что должно иметь первостепенное значение в учёбе семинаристов». И далее: «Следует отметить чрезвычайную важность воскресенья. Его определения и элементы должны быть объяснены согласно Конституции о Священной Литургии Второго Ватиканского Собора. С точки зрения исторического процесса нужно показать, что воскресенье, эта еженедельная Пасха, тесно связано с положением Церкви в начале её возникновения, с апостольской традицией, так как воскресный день происходит от дня Воскресения Господа. Следует с тщательностью представить пастырские причины, которые могут вести к истинному освящению этого дня, что и должно соблюдать всем верующим».
Эта инструкция, подчеркивающая значимость воскресенья в формировании будущих священников, была выпущена более тридцати лет назад, в 1979 году. Но в действительности это указание чрезвычайно важно для всей Церкви и каждого её члена: для Папы Римского, кардиналов и епископов, священников и монашествующих, юных и взрослых мирян.
Если все верные христиане будут ясно сознавать, что воскресенье – это День Создания, День Воскресения, День Троицы, тогда ярче воссияет святость Церкви, и Благая Весть более действенно будет распространяться в мире.
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ