Папа: поклонение Богу и «религия собственного я»

27 октября торжественной Мессой Папа Франциск закрыл Специальную ассамблею Синода епископов по проблемам региона дождевых лесов Амазонии.

Ольга Сакун — Град Ватикан

В своей проповеди Святейший Отец противопоставил поклонение Богу «религии собственного я», которую исповедует фарисей из евангельской притчи (Лк 18). Молитва фарисея начинается с благодарения Богу: прекрасное начало, отметил Папа, поскольку самая лучшая молитва — это благодарение и хвала. Однако мы сразу же видим причину этой благодарности: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», — и фарисей перечисляет почему: он постится чаще, чем предписывает закон, и отдает десятую часть от всего имущества, в то время как закон предписывает десятину только на определенную его часть (ср. Втор 14). Словом, он хвалится, что лучше других исполняет различные предписания. Но фарисей забывает о главном – о любви к Богу и ближнему. Переполненный собственной уверенностью, собственными способностями исполнять заповеди, собственными заслугами и добродетелями, он ничего не просит к Господа, потому что у него есть все. Фарисей находится в храме, но практикует «религию собственного я», пояснил Папа. Этот персонаж забывает не только о Боге, но и о ближнем: он презирает этих «прочих людей», которым себя противопоставляет. «Как часто мы видим ту же динамику в нашей жизни и в нашей истории!» — констатировал Папа. Мы увеличиваем дистанцию, отбраковывая других людей, не придавая им значения, презирая их традиции и их историю, занимая их территории и узурпируя имущество. Чувство превосходства над другими приводит к угнетению, и ошибок прошлого оказывается недостаточно для того, чтобы прекратить ограбление наших братьев и опустошение нашей сестры-земли. Все это мы видим в обезображенном лике Амазонии, пояснил Папа: «Религия собственного я продолжает лицемерно совершать свои обряды и молитвы, забывая об истинном поклонении Богу, всегда проходящем через любовь к ближнему». Папа пригласил всмотреться в самих себя и задуматься, не считаем ли и мы кого-то менее достойным, низшим, заслуживающим отвержения, хотя бы на словах. «Давайте помолимся, испросим благодати не считать себя лучше других, не считать, что мы ʺв порядкеʺ, не становится глумливыми циниками, — призвал Святейший Отец и затем противопоставил «религии собственного я» молитву мытаря. Он начинает ее не с собственных заслуг, а с недостатков, не с богатства, а с бедности, — хотя мытари вовсе не были бедными в материальном смысле. Этот человек признает себя бедняком перед Богом, и Господь выслушивает его молитву, исходящую из сердца. Мытарь приносит Богу свое сердце, а не наружность: «Молиться означает позволить Богу заглянуть внутрь нас, без притворства, без отговорок и оправданий». «Иногда покаяние выглядит просто смешным, — добавил Папа, — потому что оно наполнено оправданиями и больше, чем покаяние, напоминают процесс самоканонизации».

Папа поблагодарил всех участников Синода за «сердечный, открытый и откровенный диалог», в котором, подобно этому мытарю, все приносили Богу свои трудности и надежды.

Пример мытаря – продолжил Папа – помогает нам увидеть отправную точку: почувствовать нашу потребность в спасении. Это первый шаг веры в Бога, которую Папа противопоставил «религии собственного я». Молитва человека, считающего себя праведником, остается на земле, придавленная тяжестью эгоизма, а молитва бедного восходит к Богу. «Как часто, — сказал Папа в завершение проповеди, — даже в Церкви голоса бедных не услышаны, а нередко подвергаются насмешкам, или же им замыкают уста, потому что они приносят неудобство. Давайте будем молиться о благодати суметь услышать крик бедных – крик надежды Церкви», — призвал верующих Папа Франциск.

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости