31 МАРТА — 4 воскресенье Великого Поста

На этой Мессе используются облачения фиолетового или розового цвета. Допускается игра на музыкальных инструментах, алтарь может быть украшен цветами.

ВХОДНОЙ АНТИФОН Ср. Ис 66, 10-11

Возвеселись, Иерусалим, * и соберитесь, все любящие его! * Возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие, * чтобы вам ликовать и насыщаться от источников утешения вашего.

Не произносится гимн «Слава»

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

Боже, через Слово Твоё Ты чудесным образом примирил с Собою человеческий род. † Молим Тебя, помоги христианскому народу * с подлинным благочестием и живой верой идти навстречу грядущему Пасхальному торжеству. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ, Ис Нав 5, 9a. 10-12

Чтение книги Иисуса Навина.

В те дни: И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале, и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских. И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушёные зёрна в самый тот день. А манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 34

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

Благословлю Господа во всякое время; *
хвала Ему непрестанно в устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя; *
услышат кроткие и возвеселятся.

Величайте Господа со мною, *
и превознесём имя Его вместе.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, *
и от всех опасностей моих избавил меня.

Кто обращал взор к Нему, те просвещались, *
и лица их не постыдятся.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, *
и спас его от всех бед его.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 5, 17-21

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом.

Слово Божие.

Слава Тебе, Слово Божие.
Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: * отче! я согрешил против неба и пред тобою.
Слава Тебе, Слово Божие.

+ Чтение святого Евангелия от Луки, Лк 15, 1-3. 11-32.

Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся».

Слово Господне.

Размышление

Сегодняшнее Евангелие, содержащее притчу о блудном сыне, является одним из самых известных и комментируемых. Ее можно найти только в Евангелии от святого Луки. Она помещена среди трех текстов: о потерянной овце (15, 1–7), драхме (15, 8–10) и сыне (5, 11–32). Иисус рассказывает ее фарисеям и саддукеям, которые критиковали Его за то, что Он был среди грешников и мытарей. Три повествовательных текста представляют собой одну большую притчу, поскольку их связывают одни и те же мотивы: потеря, обретение и радость.

Божье Слово всегда проливает свет на нашу жизнь. Сегодня оно особенно касается проблем прощения и примирения между людьми. Отец из сегодняшнего Евангелия – это Бог, который всегда милосерден и обладает даром прощения для всех своих детей. Он потерял не только своего младшего сына, но и старшего, который на протяжении всей своей жизни через преданность Отцу хотел заслужить Его любовь. Однако Божьей любви невозможно заслужить, она – безусловный дар, ее нужно только принять. Безусловная, милосердная любовь Бога щедра, без расчета. Мы видим это в знаках: перстень, обувь, одежда, застолье. Они являются предвестниками новой реальности и сверхъестественного достоинства, нового творения, которое в конечном итоге освободится от всего зла, недостатков и греха. Все это произойдет с нами в вечности, когда вернется Христос. Сегодня, всякий раз, когда мы возвращаемся к Отцу и принимаем дар прощения, отпущения грехов, ощущаем все это через веру и любовь в Таинстве покаяния и примирения.

Переживания блудного сына и второго брата, который реагирует эгоистично, могут быть близкими каждому из нас. Нам не так легко радоваться тому факту, что Бог любит и принимает в своем милосердии грешника, который растратил впустую свою жизнь, достижения, репутацию, доброе имя и семью. Наверное, многие неоднократно задаются вопросом: за что такой человек был прощен, почему ему был дан шанс начать все заново? Милосердие требует смелости и волнения сердца. Отец был глубоко тронут, увидев, что его сын возвращается (Лк 15,20). На это указывает греческий термин splaghnidzomai, который означает «иметь сердечное сострадание, нежность, милосердие, чуткость, полную сожаления, внутреннее волнение». Это глубокая забота о чьей-то судьбе, ситуации, в которой кто-то оказался из-за зла и греха. Именно так поступает с грешниками Бог, явивший Себя нам в Иисусе Христе! Старший брат повел себя иначе, он отреагировал гневом, восстанием, злостью, обидами в адрес Отца. Сколь близка эта картина к нашим человеческим отношениям. Иногда мы замыкаемся сами в себе, потому что злимся, завидуем проявлению любви к тем, кто сбился с пути. Не соглашаемся с прощением, примирением, хотим, чтобы они как можно скорее почувствовали последствия своих действий. Мы отталкиваем их, как прокаженных. Может быть, это касается наших родственников, брата, сестры, отца или матери. Тот, кто чувствует себя справедливым подобно старшему брату, критикует других, осуждает, не может простить, потому что пытается заслужить любовь. Я был верен и потому заслуживаю награду. Блудный сын – грешник, который, потребовав от Отца половину имущества, тем самым счел его уже умершим. И все же он оправдан, потому что признает свою ошибку и раскаивается: «Отче, я согрешил …». Покаяние и удовлетворение за свои грехи – это личная ответственность за совершенное нами зло. Святой Павел в Послании к Римлянам говорит: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».

Фарисейство всегда является препятствием, чтобы принять милосердие и быть милосердным. Праведный фарисей всегда будет пытаться заслужить и будет ожидать плату за хорошее поведение. Лицемерие и собственное совершенство не позволяют ему увидеть свой грех и слабости. Он всегда будет видеть их в других. Отец любит одного и другого сына, и обоим дает свой дар. Хотим ли мы подражать Ему в этом? Мы более склонны отождествлять себя с блудным сыном, а иногда и со старшим братом. Давайте сегодня подумаем о наших семьях, отношениях с другими. Можем ли мы простить, не ставя условий? Хотим ли быть милосердными, как Отец? Иисус Христос явил нам такого Бога и хочет, чтобы мы подражали Ему, приходя к другим с примирением и прощением. Божье милосердие содержит в себе два необходимых аспекта: прощение вины и эффективная помощь нуждающемуся человеку. Тем самым, милость превозносится над судом (Иак 2,13). Вот что действительно пережил возвратившийся сын.

Возможно, стоит подумать в IV Воскресенье Великого поста, слушая это Евангелие, о том, присутствуют ли эти аспекты в нашей жизни. Мы приносим много жертв и умерщвляем плоть. Но более существенно и важно прощение вины и безвозмездная помощь, которая становится внутренней необходимостью. Именно в этом мы похожи на Бога, нашего Отца.

Милосердие более всего делает нас похожими на Бога: когда любовь становится сильнее, чем предательство, а прощение сильнее греха (см. Ос. 2,21; 12,7); когда в нас есть любящее сострадание Бога, склоняющегося над человеком и поднимающего его из величайшей беды, которой является грех (см. Псалом 51,3). Поэтому, как Он милосерден и милостив, так и ты будь милосерден и милостив.

Произносится «Верую»

МОЛИТВА ВЕРНЫХ

Братья и сёстры, в общей молитве будем просить Отца Небесного обо всех заблудших сыновьях и дочерях Его, да возвратятся они в Отчий дом, в семью учеников Христовых.

Услышь нас, Господи.

1. Да примирятся с Церковью в таинстве покаяния все живущие в тени греха, — Господа просим:

2. Да соделается наша совесть внимательной ко гласу Божию и следует всегда заповедям Христовым, — Господа просим.

3. Да обновит благодать Духа Святого веру и жизнь наших близких и ведёт их по пути спасения, — Господа просим.

4. Да послужат христиане Твоему Сыну в братской заботе обо всех больных и нуждающихся, — Господа просим.

5. Да укрепит наше искреннее покаяние дружбу с Тобою и искоренит грехи против Твоей любви и мудрости, — Господа просим.

Боже Отче, услышь молитвы наши и помоги нам понять, что в таинстве покаяния мы встречаемся с милосердным Спасителем нашим, живущим и царствующим во веки веков.

МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

Господи, мы с радостью приносим Тебе дары для Жертвы, которая нас исцеляет, † и смиренно молим Тебя, * помоги нам с верой и благоговением достойно принести её ради спасения мира. Через Христа, Господа нашего.

2 ПРЕФАЦИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже. Ты даровал детям Твоим это спасительное время для обновления в чистоте их душ, дабы, отрешившись от душевного своеволия, они так пользовались преходящим, чтобы наследовать вечное. Поэтому со всеми святыми и ангелами и мы Тебя восхваляем, непрестанно взывая: Свят…

ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН Ср. Лк 15, 32

Сын, о том надобно радоваться, * что брат твой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Боже, Ты просвещаешь всякого человека, приходящего в мир, молим Тебя, † просвети наши сердца сиянием Твоей благодати, * чтобы помышления наши были всегда достойны величия Твоего и чтобы мы искренне Тебя любили. Через Христа, Господа нашего.

МОЛИТВА НАД НАРОДОМ

Храни, Господи, смиренных слуг Твоих, поддержи немощных, всегда животвори светом Твоим ходящих во тьме смертной, † и, милостиво избавив их от всякого зла, * позволь им достичь высшего блага. Через Христа, Господа нашего.

размышление:
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости