23 октября: Воспоминание св. Иоанна Капистрана, священника

Св. Иоанн Капистран или Капистрано (правильнее Иоанн из Капестрано — Giovanni da Capestrano) родился 24 июня 1386 г. в Капестрано, в Италии. Начальное образование получил в родительском до­ме, поскольку его отец был в состоянии содержать учи­теля, исполнявшего одновременно обязанности гу­вер­нёра. В 1404-1411 гг. Иоанн изучал право в Пе­рудже. Закончив обучение, служил при дворе Не­апо­ли­тан­с­ко­го короля, исполняя обязанности советника и канце­ляриста.

В 1413 г. был направлен в Перуджу, где занимал высокий пост, но два года спустя, в результате военных действий, попал в плен, откуда сразу же попытался сбежать, и побег мог бы оказаться удачным, но верёвка, сплетённая из белья и одежды, обор­ва­лась, беглец упал на землю и болезненно ушибся. Его схватили и стали стеречь гораздо строже. Долгие месяцы плена, проведённые в тяжких условиях, произвели в нём глубокую перемену. Он стал предаваться горячей молитве и принял решение по выходе из заключения целиком посвятить себя службе Божией. Согласно его свидетельству, в заключении ему однажды явился св. Франциск Ассизский и призвал по выходе на свободу вступить в семью его духовных сынов. Заплатив значительный выкуп, Иоанн вышел на свободу и решил сразу же исполнить данное Богу обещание. Свою супругу, с которой был обвенчан, но ещё не вступал в супружеские отношения, он отправил в её родительский дом. Ему было тогда 30 лет.

Во время изучения философии и богословия Иоанн познакомился со св. Бернардином Сиенским, который был его наставником в монастыре, и с тех пор между ними завязалась дружба на всю жизнь. Св. Бернардин проводил в то время реформу францисканского ордена, и быстро оценив способности Иоанна, сразу после рукоположения назначил его проповедником ордена. С тех пор Иоанн, по примеру своего наставника, обходил города и веси Италии, проповедуя необходимость исправления жизни и призывая к покаянию. И всюду, где только представлялась такая возможность, он основывал монастыри обсервантов согласно реформе св. Бернардина.

Вскоре слава нового проповедника достигла Рима. С этого времени Папы часто поль­зовались его услугами. В 1435-1436 по поручению Папы Евгения IV Иоанн Капистран посредничал в споре, который возник при Неаполитанском дворе по вопросу престолонаследия. В 1440-1442 гг. ему пришлось разрешать напряжение между Миланом и Базелем. В 1442 г. по такому же делу был послан Папой на Сицилию, а пе­ред этим, ещё в 1437 г., в Венецию, чтобы вместе с будущим тамошним патриархом св. Лаврентием Юстинианом провести следствие по поводу обвинений, предъявленных одной монашеской общине. Сразу после этого Иоанн отправился в Святую Землю, чтобы посетить имеющиеся там общины обсервантов. При этом ему удалось склонить тамошних православных иерархов присоединиться ко Флорентийской унии 1439 г.

В 1451 г. император Германской империи Фридрих III направил к Папе Николаю V посольство с целью провозглашения крестового похода против турок и против гуситов. Папа счёл самым подходящим для этой миссии Иоанна Капистрана и назначил его своим легатом, наделив всеми необходимыми полномочиями, включая власть инквизитора. Всюду, где только пролегал его путь (в Италии, Австрии, Франции, Германии, Польше, на границе Чехии и Моравии, в Венгрии) его встречали с наивысшим по­чё­том: император, короли, вельможи, епископы и толпы верующих. Иоанн неутомимо проповедовал крестовый поход, и всюду, где проходил, устраивал больницы и предпринимал иные дела милосердия.

Миссия Иоанна Капистрана в целом, однако, не удалась. Польша, занятая собственными разногласиями с крестоносцами, от участия в походе воздержалась. Не удалась и миссия в Чехии: гуситы затворили перед ним ворота Праги. Немецкие князья выступать в поход также не спешили. И тогда он во главе самостоятельно набранного войска отправился в Венгрию, частично уже занятую турками, и здесь ему удалось сыграть выдающуюся роль. Взяв Константинополь, турки двигались дальше на север по Балканам и в 1456 г. осадили Белград. 6 августа того же года произошло кровопролитное сражение, в котором предводитель христиан Янош Хунияди одержал решительную победу, во многом благодаря участию св. Иоанна Капистрана, который появлялся всюду, где только христианам приходилось туго, и воодушевлял солдат. (При этом на нём не было никаких доспехов, но, по свидетельству очевидцев, турецкие пули и даже ядра отскакивали от его монашеской рясы. — А. М.). В битве был ранен сам султан, разбитые турки отступили, но святой, исчерпав все свои силы, скончался два месяца спустя, 23 октября 1456 г. на 70-м году жизни.

При своём чрезвычайно активном образе жизни он много времени посвящал молитве. Практиковал суровое покаяние, много постился. Имел дар предвидения будущего. Его называли «Апостолом объединённой (после схизмы) Европы». Торжественная канонизация св. Иоанна Капистрана состоялась в 1690 г. Её совершил Папа Александр VII. После св. Иоанна Капистрана остался ряд небольших аскетических и полемических трактатов, как напр., «О значении Папы и соборов», «Зерцало духовенства», «О похоти», «Зерцало совести» и т. п. Ценными являются также его письма, которые нам позволяют бросить взгляд на его личность и на особенности его времени. Св. Иоанн Капистран является покровителем юристов.

В иконографии св. Иоанн Капистран изображается во францисканском хабите. Его атрибуты: звезда над головой, распятие, книга, дароносица в руках, нога, попирающая турецкий тюрбан, боевая хоругвь с крестом.

Из трактата «Зерцало духовенства» св. Иоанна Капистрана

Те, кто призван ко столу Господню, должны сиять всею своею образцовой и похвальной жизнью, свободной от всякой нечистоты порока. Они должны проводить свою жизнь, будучи как соль земли для себя и для других, просвещая других светлой мудростью, будучи как свет мира. Они должны разуметь, что Всевышний Учитель, Иисус Христос, указал не только Апостолам и ученикам, но всем священникам и духовным лицам, их преемникам, когда сказал: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет си­лу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф 5,13).

Поистине достойны попрания, как презренный сор, священники нечистые и корыстные, испачканные пороками и опутанные цепями греха, настолько, что уже ничего не могут сделать ни для себя, ни для других, ибо, как говорит св. Григорий: «Пренебрегают проповедями того, чья жизнь предосудительна».

«Священники, которые хорошо исполняют своё служение, заслуживают двойного по­чёта, в особенности те, которые трудятся на ниве слова и научания». Да, добрые священники заслуживают двойного почёта: относящегося к их занятиям и к их личности, иначе говоря, ко временному и к вечному. Ибо, хоть они и живут на земле и вместе со смертными творениями подвержены природному закону, но горячо стремятся жить на небе вместе с ангелами и заслужить одобрение Царя, как благоразумные слуги. Вот почему, подобно тому, как солнце восходит над миром в небесных вершинах, «так да светит свет духовенства перед людьми, чтобы они видели добрые дела служителей Божиих и прославляли Отца Небесного» (ср. Мф 5,16).

«Вы — свет мира» (Мф 6,14). Свет же не только появляется сам, но, рассылая вокруг себя свои лучи, освещает предметы, которых достигает. Подобно и сияющая жизнь безупречных священников, лучащаяся святостью, просвещает и умиротворяет тех, кто на них взирает. Исполняя долг попечения о других, священник должен являть в себе самом то, как другим следует жить в доме Господнем.

Соборная молитва дня (Collecta)

Боже, Ты верному народу укрепленьем в бедствиях
блаженного поставил Иоанна,
даруй, мы просим, да утвердишь нас в безопасности Твоим покровом,
и Твою Церковь сохранишь Ты в мире непрестанном.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Источник:  http://salvemus.com

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости