Таинство Священства

Слова Христа «Сие творите в Моё воспоминание», были не только установлением Священного Жертвоприношения Алтаря, но и призванием священников, взятых из народа и для народа поставленных (ср. Евр 5, 1), дабы кроме функции жертвоприношения они были также учителями и пастырями.

Уделяя эту власть Апостолам, Он поручил им «в Его воспоминание» передавать власть творить то же, что делал Он. Посему священство есть продолжение рук Христовых: благословляющих, отпускающих грехи; непрестанное возвещение Его учения и присутствие Его Жертвы. Но делать это могут только люди призванные, подготовленные и рукоположенные Церковью. Призвание — это благодать, которая должна попасть на хорошую почву, дабы быть принятой. Его следует окружить особой заботой, создать соответствующий климат в семье и окружении, дабы призвание могло развиться.

С самого начала призванный должен оберегать его и стремиться его развить. Церковь велит позаботиться об этой особой атмосфере и духовном климате семьи призванных, а всех верных призывает молиться о хороших епископах, священниках и диаконах.

Существует три ступени священнического служения: диаконат, священство, епископство.

Задача диакона — торжественно уделять таинство святого крещения, сохранять и раздавать Евхаристию, ассистировать и благословлять от имени Церкви супружеские союзы, преподавать умирающим последнее напутствие, читать верным Священное Писание, учить народ, предстоять молебнам и молитве верных, совершать сакраменталии, предстоять обрядам погребения (ср. SC 29). Диаконами могут быть и женатые мужчины.

Священники сообразно своей степени участвуют в служении единого Посредника Христа (ср. 1 Тим 2, 5) возвещают всем Божественное Слово.

Своё священнослужение они исполняют прежде всего в совершении Евхаристии, или на Священной Трапезе, где, действуя от лица Христа и провозглашая Его Тайну, они присоединяют прошение верующих к жертве их Главы и в Евхаристическом жертвоприношении, покуда не придёт Господь (ср. 1 Кор 11, 26), представляют и на деле осуществляют Единую Жертву Христа (SC 28).

Для кающихся верных и для больных они исполняют великое служение примирения или облегчения и приносят Богу Отцу нужды и молитвы верных (ср. Евр 5, 1-3) (SC 28).

Епископы, установленные Святым Духом, занимают в Церкви место Апостолов — пастырей душ. Заботясь о всей Церкви, они исполняют своё служение, возложенное на них во время епископской хиротонии, в единстве и под главенством Папы Римского, в том, что касается учительства и пастырского руководства.

На территории своей епархии епископы, по отношению к вверенному их пастырскому попечению Народу Божию, выполняют обязанности учительства, освящения и руководства. Также в их задание входит рукоположение новых священников и служение таинства Миропомазания.

+

Рукоположение кандидатов в священники совершается во время святой Мессы. Епископ возлагает руки на каждого из кандидатов и призывает Бога в посвятительной молитве, основные слова которой таковы:

ПРОСИМ ТЕБЯ, ВСЕМОГУЩИЙ ОТЧЕ, ДАЙ ЭТИМ СЛУЖИТЕЛЯМ ТВОИМ ДОСТОИНСТВО ПРЕСВИТЕРСКОЕ; ОБНОВИ В НИХ ДУХ СВЯТОСТИ; ДА ПРИМУТ ОНИ ОТ ТЕБЯ, БОЖЕ, СЛУЖЕНИЕ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ СВЯЩЕНСТВА И ПРИМЕРОМ СВОЕЙ ЖИЗНИ ДА ПОБУЖДАЮТ ДРУГИХ К НЕПОРОЧНОСТИ НРАВОВ.

Во время совершения обряда епископ помазывает ладони новых священников святым миром, что указывает на принимаемое ими служение Народу Божию. Неопресвитеры вместе с епископом совершают Евхаристию.

Что происходит в результате рукоположения во епископа — хиротонии? Насколько важен для католика его епископ?

В результате рукоположения во епископа священнику передаётся вся полнота таинства Священства. Он рукополагается в преемника апостолов и вступает в коллегию епископов. Теперь вместе с другими епископами и Папой он несёт ответственность за всю Церковь. В особенности Церковь препоручает ему служение учительства, освящения и управления.

Епископское служение – это подлинное пастырское служение в Церкви, потому что оно восходит к первым свидетелям Иисуса – апостолам и продолжает установленное Христом пастырское служение апостолов. Папа также является епископом, но первым среди них и главой их Коллегии.

Католик сознаёт обязанности по отношению к своему епископу. Епископ поставлен для него как наместник Христа. К тому же епископ, который исполняет своё пастырское служение вместе со своими рукоположенными помощниками – священниками и диаконами, является видимым началом и основанием отдельной Церкви (епархии, или диоцеза).

* * *

См. также ККЦ 1539–1559, 1592-1593

Что происходит в результате священнического — пресвитерского — рукоположения?

При рукоположении во священника епископ призывает на рукополагаемых кандидатов силу Божью. Она налагает на этих людей неизгладимую печать, которой они никогда не лишатся. Как сотрудник своего епископа священник будет проповедовать слово Божие, совершать таинства и, прежде всего, – святую Eвхаристию.

Во время Святой Мессы рукоположение во священники начинается с поимённого вызова кандидатов. После проповеди епископа будущий священник обещает послушание своему епископу и его преемникам. Собственно рукоположение совершается посредством возложения рук епископа и молитвы.

* * *

См. также ККЦ 1562-1568

Что происходит в результате рукоположения во диакона?

При рукоположении во диакона кандидат поставляется на особое служение внутри таинства Священства: он представляет Христа как Того, Кто пришёл, не «чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28). В Литургии рукоположения говорится: «В служении слова, алтаря и любви диакон показывает себя слугою всех».

Прообразом диакона является св. мученик Стефан. Когда в первой иерусалимской общине апостолы увидели, что перегружены множеством дел милосердия, они поставили семь мужчин «для службы при столах» и затем рукоположили их. Стефан, поставленный первым, трудился «полный благодати и силы» как для новых верующих, так и для бедняков общины. Спустя столетия сан диакона стал всего лишь ступенью для рукоположения во священники, но теперь он снова представляет собой самостоятельное призвание как для живущих в целибате, так и для состоящих в браке. С одной стороны, этим служением необходимо вновь подчеркнуть служение, как характеристику Церкви, с другой – было желание, как в древней Церкви, предоставить священнику в качестве помощника того, кто возьмёт на себя особые пастырские и социальные задачи Церкви. Рукоположение во диакона также отмечает рукоположенного неизгладимой печатью на всю жизнь.

* * *

ДИАКОН (греч. diakonos – служитель) – представитель первой степени священства в Церкви. Как говорит уже само название, диакон занимается прежде всего делами милосердия (благотворительной деятельностью внутри общины), а также он преподаёт, ведёт катехизацию, провозглашает Евангелие, проповедует на Мессе и помогает во время богослужения.

Почему Церковь требует от священников и епископов целибата — безбрачия?

Иисус жил в безбрачии и хотел тем самым выразить Свою безраздельную любовь к Богу Отцу. Принять форму жизни Иисуса и «для Царства Небесного» (Мф 19 ,12) жить в безбрачном целомудрии – это со времён Иисуса знак любви, безраздельной отдачи Господу и полной готовности к служению. Римско-Католическая Церковь требует этого образа жизни от своих епископов и священников, а Восточные Католические Церкви – только от своих епископов.

Целибат, так говорит Папа Бенедикт, не может означать, «что ты остаёшься лишенным любви, но должен означать, что ты охвачен любовью к Богу». Священник, живя в безбрачии, должен приносить плоды тем, что он представляет отцовство Бога и Иисуса. Далее Папа говорит: «Христу нужны священники зрелые и мужественные, способные осуществлять подлинное духовное отцовство».

* * *

ЦЕЛИБАТ (лат. caelibatus – безбрачие) – взятое на себя обязательство сохранить безбрачие «для Царства Небесного». В Католической Церкви латинского обряда согласно этому обету живут прежде всего монашествующие (в таком случае это один из монашеских обетов), но также клирики.

* * *

См. также ККЦ 1577-1578

Чем отличается общее священство всех верных от служебного священства?

Через Крещение Христос сделал нас царством «священников Богу и Отцу Своему» (Откр 1, 6). В силу общего священства каждый христианин призван во имя Бога действовать в миру и сообщать ему благословение и благодать. В Сионской горнице и при поручении апостолам их миссии Христос, однако, наделил некоторых священной властью служения верным. Эти рукоположенные священники являются наместниками Христа в качестве пастырей народа и главы Его Тела, Церкви.

Одно и то же слово «священник», служащее для обозначения двух родственных, но «по существу, а не только по степени» (II Ватиканский Собор, Конституция о Церкви) различных вещей, часто приводит к ошибкам. С одной стороны, мы должны испытывать большую радость, что все мы, крещёные, являемся «священниками», потому что мы живём во Христе и участвуем во всём, что Он есть и что Он делает. Почему же мы не призываем благословение на этот мир постоянно? С другой стороны, мы должны заново открыть дар Бога Своей Церкви – рукоположенных священников, которые представляют среди нас Самого Господа.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости