Павел в ареопаге: пример инкультурации. Общая аудиенция 6 ноября

«Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам»: эти слова из проповеди святого апостола Павла в ареопаге Папа Франциск прокомментировал на общей аудиенции в среду 6 ноября, продолжая цикл размышлений над Книгой Деяний свв. апостолов.

Ольга Сакун — Град Ватикан

Перед нами – пример инкультурации веры в Афинах, пояснил Папа. В этом городе, жившем тогда в тени былой славы несмотря на политический упадок, пока еще было заметно главенство культуры. Апостол «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». Однако это «столкновение» с язычеством не заставило его бежать, но побудило к созиданию моста диалога с местной культурой.

Павел посещает значимые места города и общается с его жителями. Он заходит в синагогу, символизирующую жизнь в вере, отправляется на площадь, идет в ареопаг, символ политической и культурной жизни. Павел встречается с иудеями, с эпикурейцами и стоиками. Он общается с людьми, ни от кого не закрываясь, и таким образом знакомится с культурой и городской средой с помощью «созерцательного взгляда»: этот взгляд открывает Бога, Который живет в городских домах, на городских улицах и площадях. Апостол не относится к Афинам и его язычникам враждебно, но смотрит на них глазами веры. Папа пригласил задуматься, как мы смотрим на наши города: с враждебностью, с безразличием и презрением — или же с верой, признающей детей Божиих посреди безымянных толп?

Итак, этот взгляд веры апостола Павла позволяет ему пересечь границу между Евангелием и языческим миром. В ареопаге он показывает необычайный пример инкультурации христианского послания, возвещая Иисуса Христа идолопоклонникам. Он делает это без агрессии, выступая понтификом, то есть строителем мостов.

В качестве отправной точки для благовествования Павел выбирает городской жертвенник, посвященный «неведомому Богу». Отправляясь от этого почитания неведомого бога, чтобы установить эмпатический контакт со своими слушателями, Павел провозглашает Бога, Который живет среди них и не скрывается от тех, кто ищет Его искренним сердцем, хотя и вслепую (ср. EG 71). Именно это присутствие апостол и желает возвестить: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17,23).

Чтобы объяснить, о каком Боге идет речь, Павел начинает свою проповедь с сотворения мира, то есть с библейской веры в Божественное откровение, переходя затем к искуплению и суду, то есть к собственно христианскому посланию. Павел говорит о контрасте между величием Творца и ничтожностью храмов, построенных человеком, и объясняет, что Творец всегда позволяет человеку Себя искать, чтобы каждый мог Его найти. Таким образом Павел, согласно выражению Папы Бенедикта XVI, «возвещает Того, Кого люди не знают и в то же время знают: Неведомого и Знакомого» (Встреча с деятелями культуры в Коллегии бернардинцев, 2008 г.) Павел возвещает керигму и говорит о Христе, не называя Его, но определяя Его как «Мужа, Которого Бог предопределил, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (ср. Деян 17,31). Именно эти слова о воскресении Христа стали камнем преткновения, показавшись слушателям безумием и вызывая насмешки. Павел уходит, и его попытка евангелизации кажется неудачной, но это не так: некоторые принимают его слова и открываются вере, например, Дионисий и Дамарь. Теперь Евангелие начинает расцветать и в Афинах, и это происходит «на два голоса», отметил Папа Франциск: это голос мужчины и голос женщины.

«Давайте и мы сегодня, — призвал в конце своего наставления Папа, — попросим Святого Духа научить нас строить мосты, соединяющие с культурой, с неверующими, с теми, кто верует не так, как мы: всегда строить мосты, всегда протягивать руку и никогда не проявлять агрессии. Попросим у Него умения тактично инкультурировать послание веры, взирая на тех, кто не ведает о Христе, созерцательным взглядом, направляемым любовью, которая согревает даже самые окаменелые сердца».

В конце общей аудиенции 6 ноября Папа Франциск приветствовал арабоязычных паломников и призвал верующих – «перед лицом множества страданий нашего времени» – молиться, дабы Господь «открыл наши сердца для нуждающихся, беззащитных, бедных, безработных и для тех, кто стучится в нашу дверь в поисках хлеба, убежища и признания их достоинства».

Виктор Владимиров – Град Ватикан

Обращаясь к польским паломникам, Епископ Рима напомнил, что в следующее воскресенье в Польше будет отмечаться XI День солидарности со страдающей Церковью. Мероприятие организовано Папским фондом «Помощь Церкви в беде» и поместной епископской конференцией: в этом году собранные пожертвования будут направлены в Южный Судан. Святейший Отец выразил надежду, что молитвы и дела солидарности принесут облегчение многим нашим братьям, страдающим за Христа в разных частях мира.

Приветствуя итальянских паломников, Папа Франциск подчеркнул значение месяца ноября, когда Церковь охватывает особой молитвенной памятью умерших. Это благоприятная возможность, чтобы пересмотреть смысл земной и вечной жизни: она обретает ещё большую ценность, если её воспринимать как дар.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости