Папа: все мы нищие духом, но не каждый с этим согласен

Беседы о Заповедях блаженства: «Блаженны нищие духом». Полный текст катехизического наставления Папы Франциска на общей аудиенции в среду 5 февраля.

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!

Сегодня мы с вами поговорим о первой из восьми Заповедей блаженства из Евангелия от Матфея. Иисус начинает провозглашать Своей путь к счастью парадоксальным заявлением: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (5,3). Бедность – это неожиданный путь и странный предмет блаженства.

Необходимо понять, что подразумевается здесь под словом «нищие». Если бы Матфей использовал только это слово, то его значение было бы просто экономическим, то есть оно указывало бы на людей, у которых не много или вообще нет никаких средств к существованию и которые нуждаются в помощи других людей.

Но Евангелие от Матфея, в отличие от Луки, говорит о «нищих духом» (οἱ πτωχοὶ τω̣ πνεύματι, в то время каку Луки — οἱ πτωχοὶ, хотя в Синодальном переводе Библии добавлено «духом» — прим. ред.). Что это значит? Согласно Библии, дух – это дуновение жизни, переданное Богом Адаму; это наше наиболее сокровенное измерение, скажем так, измерение духовное, самое глубокое, то, которое делает людей людьми, глубочайшее ядро нашего бытия. В этом смысле «нищие духом» — это те, кто являются и чувствуют себя бедными, нищими, в глубине своего существа. Иисус провозглашает их блаженными потому, что им принадлежит Царство Небесное.

Как же часто нам говорили, что все наоборот! Что в жизни нужно быть кем-то, что нужно приобрести известность… Именно от этого и рождается одиночество и несчастье: раз я должен быть «кем-то», я состязаюсь с другими и живу навязчивой тревоге за свое эго. Если я не соглашаюсь быть бедным, то начинаю ненавидеть все, что напоминает мне о моей хрупкости, потому что эта хрупкость мешает мне стать важной персоной, богатой не только деньгами, но и славой, и всем остальным.

Перед самим собой каждый человек хорошо знает, что, как бы он ни старался, он всегда останется радикально незавершённым и уязвимым. Нет такого грима, который мог бы скрыть эту уязвимость. Каждый из нас уязвим внутри и должен знать, где именно. Как же плохо нам живется, если мы отвергаем собственные пределы! В этом случае жить трудно. Трудно выносить свои пределы, они дают о себе знать. Гордецы не просят о помощи, они не могут просить о помощи, у них не получается просить о помощи, поскольку они должны выглядеть самодостаточными. Но сколько их них нуждаются в помощи, — а гордость мешает попросить! И как же трудно признать ошибку и попросить прощения! Когда я даю советы молодоженам, спрашивающим, как им хорошо прожить в браке, я говорю: «Есть три волшебных слова: ʺпозвольʺ, ʺспасибоʺ и ʺизвиниʺ.  Эти слова происходят от нищеты духом. Не нужно быть назойливыми, но стоит спросить позволения: «Как тебе кажется, это можно сделать?». Так происходит диалог в семье, так ведут диалог супруги. «Спасибо, что ты это для меня сделал, мне это было очень нужно». Потом, мы всегда совершаем ошибки оступаемся и говорим «прости». Обычно пары новобрачных, которых здесь так много, говорят: третье слово – когда мы просим прощения — самое сложное. У гордеца это не получается. Он не может попросить прощения, ведь он всегда прав. Он не беден духом. Господь же никогда не устает прощать; это мы, к сожалению, устаем просить прощения. Устаем просить прощения: это дурная болезнь!

Почему же так трудно попросить прощения? Потому, что это унижает наш лицемерный образ. И все же жить, скрывая собственные недостатки, тяжко и мучительно. Иисус Христос говорит нам: быть бедными — это шанс для благодати; и Он показывает нам, как выйти из этого мучения. Он даровал нам право быть нищими духом, потому что это – путь Царства Божьего.

Но есть еще кое-что существенное: мы не должны преображаться, чтобы стать бедными духом, не должны видоизменяться, потому что мы уже такие! Мы нищие, точнее, мы – нищеброды по духу! Мы нуждаемся во всем. Мы все нищие духом, попрошайки, и это – человеческое состояние.

Царство Божье принадлежит нищим духом. У некоторых есть царства мира сего: блага и удобства. Но эти царства прекращаются. Власть человека и даже самые великие империи заканчиваются и исчезают. Как часто в новостях по телевизору или в газетах мы видим, как тот или иной властный правитель, то или иное правительство еще вчера было, а сегодня его уже нет, оно пало. Богатства мира сего уходят, как уходят и деньги. Старики учили нас, что у савана нет карманов, и это правда. Я никогда не видел, чтобы за похоронной процессией ехал грузовик с вещами: никто ничего не уносит с собой, и эти богатства остаются здесь.

Царство Божье принадлежит нищим духом. У некоторых есть царства мира сего, богатства и удобства, но мы знаем, чем это кончается. По-настоящему царствует тот, кто способен любить истинное благо больше себя самого. Это и есть власть Бога.

В чем же Христос проявил свою власть? Он сумел сделать то, что не делают цари земные: отдал жизнь за людей. Это и есть настоящая власть. Власть братства, власть милосердия, власть любви, власть смирения. Это и сделал Христос. В этом заключается настоящая свобода: тот, кто обладает властью смирения, служения, братства, — свободен. Именно этой свободе служит нищета, восхваленная в Заповедях блаженства. Ибо есть бедность, которую мы должны принять, — бедность нашего положения, — и есть бедность, к которой мы должны стремиться, бедность конкретная, свободная от вещей мира сего, чтобы мы были способны любить. Мы всегда должны стремиться к свободе сердца, к той свободе, которая коренится в бедности нас самих.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости