Папа: Святой Дух – Творец единства в Церкви

Утром 31 мая в Ватиканской базилике Папа Франциск совершил Святую Мессу праздника Пятидесятницы; богослужение в часовне Пресвятого Таинства проходило с участием около 50 верующих.

Виктор Владимиров – Град Ватикан

В своей проповеди Епископ Рима отметил, что, согласно апостолу Павлу, «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (см. Кор 12,4-6). Апостол настаивает на гармоничном сочетании различий, существующем благодаря Святому Духу, – именно так родилась Церковь: мы все разные в нашем единстве, подобно тому, как были совершенно разными первые христиане. Иисус не изменял их и «не превратил их в одинаковые серийные модели». Единство, подчеркнул Папа, приходит вместе с помазанием, свидетелями которого и стали апостолы в день Пятидесятницы. Святой Дух образовал из разных, непохожих друг на друга людей единый народ Божий.

Сегодняшние христиане могут задаться вопросом: на чём основано наше единство в Церкви? Между нами есть немало различий, например, во мнениях, в решениях, в чувствительности, и всегда есть соблазн неотступно защищать собственные позиции. Но есть и нечто гораздо большее: наше единство основано на  Святом Духе, «Который напоминает, что мы, прежде всего, – возлюбленные дети Божьи». Нужно смотреть на Церковь глазами Святого Духа, а не мира сего, подчеркнул Папа:

«Мир видит в нас правых и левых; Святой Дух видит нашу принадлежность к Отцу и Иисусу. Мир видит консерваторов и прогрессистов; Дух видит детей Божьих. Глаза мира сего видят структуры, которые должны быть более эффективными; духовное зрение видит братьев и сестёр, молящих о милосердии. Святой Дух любит нас и знает место каждого во всей полноте: для Него мы вовсе не конфетти, уносимые ветром, но незаменимые фрагменты Его мозаики».
 

Самая первая церковная миссия, полученная в день Пятидесятницы, отметил Папа, – это возвещение. Апостолы не готовят стратегических пастырских планов, не делят слушателей по национальности, не откладывают проповедь с намерением сперва углубить учение Иисуса, чтобы избежать рисков. Вовсе нет: Святой Дух не хочет, чтобы память об Учителе хранилась в закрытых группах, в тёплых горницах, поэтому Он выталкивает апостолов «за ограду боязливой и скрупулезной веры». Вооружённые парадоксальной логикой Бога ученики выходят в мир «вдохновлённые единственным желанием: дарить то, что они получили сами».

Секрет единства, подчеркнул Папа Франциск, заключён в даре, поскольку Святой Дух – это дар; Он передаёт Себя другим и помогает нам делиться полученным даром. Христиане должны понимать, что Бог не отнимает что-то у людей, а полностью им Себя отдает. Именно это должно служить компасом христианской жизни: смиренно любя, самоотверженно и радостно служа ближним, мы являем миру истинный образ Божий, а Дух Святой – живая память Церкви – помогает нам никогда не забывать об  этом.

Папа отметил три главных препятствия, которые мешают нам отдавать себя другим, и первым из них является нарциссизм: он делает человека безошибочным идолом для самого себя и закрывает глаза на нужды других, что особенно скверно в этот период пандемии. Не менее опасен и другой враг – виктимизм. Человек, постоянно строящий из себя жертву, всегда сетует на ближних, обвиняет их в невнимании и нелюбви к себе. Его сердце закрыто, и он вопрошает: «Почему другие не дарят мне себя?». В контексте драмы, которую теперь переживает весь мир, такой подход ужасен, подчеркнул Папа Франциск.

Наконец, третье препятствие, третий идол, – это пессимизм, который видит лишь плохое, постоянно жалуется на общество, на политику и Церковь: по своей сути он инертен и вреден, особенно теперь, когда нужно начинать всё заново. Если мы не будем ему противостоять, то надежда точно не вернётся. Мы «голодаем по надежде» и поэтому обязаны ценить дар жизни, которым является каждый из нас. Лишь Святой Дух, дар Божий, может исцелить людей от всех препятствий на пути к братскому единству.

В конце проповеди Папа Франциск призвал верующих молиться Святому Духу, дабы Он оживил в нас память о полученном даре, освободил от паралича эгоизма, воспламенил желание служить и творить добро; дабы Он сделал нас строителями единства, даровал смелость исходить из самих себя, помог любить друг друга и стать одной семьёй.

Папа: Святой Дух – Творец единства в Церкви 1

Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Царица Небесная» в торжество Пятидесятницы.

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!

Как же приятно нам ныне вернуться на эту площадь, когда она вновь открыта для посещений!

Сегодня мы празднуем великое торжество Пятидесятницы, вспоминая излияние Святого Духа на первую христианскую общину. Сегодняшнее Евангелие (Ин 20,19-23) возвращает нас к первому пасхальному вечеру и выводит на сцену Иисуса Воскресшего: Он является в горнице, в которой ученики искали себе убежища. Ученики были сильно напуганы, а Иисус пришел, встал среди них и сказал им: «Мир вам!»(Ин 20,19). Это были первые слова, произнесенные Воскресшим: «Мир вам». Их следует рассматривать не просто как обычное приветствие: в них явственно выражено прощение – прощение, дарованное Господом ученикам, которые, если называть вещи своими именами, попросту оставили Его. Это слова примирения и прощения. И мы тоже, если по-настоящему желаем мира с другими людьми, дарим им свое прощение и сами просим их о прощении. Иисус обращается со словом примирения именно к этим ученикам – перепуганным, не готовым всерьез поверить в то, что они видели, т.е. в пустую гробницу, недооценивающим свидетельство Марии Магдалины и других женщин. Иисус прощает их, потому что Он всегда прощает. Он предлагает Своим друзьям мир. Не забывайте: Иисус не устает прощать. Вот только мы порой устаем просить прощения.

Прощая учеников и собирая их вокруг Себя, Иисус делает из них Церковь – Свою Церковь, которая является внутренне примиренной общиной и как раз поэтому готова к миссии: она внутренне примирена и готова к миссии. Если община внутренне не примирена, она неготова к миссии. Оно лишь готова к внутренним дискуссиям и спорам. Встреча с Воскресшим Господом переворачивает прежнюю жизнь апостолов вверх дном, а их самих превращает в бесстрашных свидетелей. Практически тут же Господь говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 21,2). Эти слова подразумевают, что апостолам предложено продолжить ту самую миссию, которую Отец доверил Иисусу. – Я посылаю вас: сейчас не время сидеть взаперти или сожалеть, вздыхать о «добрых временах», о тех прошлых временах, когда Учитель был рядом. Радость Воскресения безмерна, но эта великая радость не может оставаться «вещью в себе», она призвана щедро себя дарить. В евангельских чтениях воскресений Пасхального времени уже воспроизводился этот же эпизод; кроме того было рассказано, как Воскресший сопутствовал ученикам, идущим в Эммаус; а также были приведены отрывки из речей Иисуса, в которых Он характеризовал Себя как Доброго Пастыря, давал прощальные наставления ученикам и обещал им Святого Духа. Всё в этой связи сказанное было призвано укрепить веру учеников, а также и нашу веру, особенно в том, что касается миссии.

По сути, это и есть оживление миссии. Иисус передает апостолам Свой дух. Евангелие говорит: «Он дунул на них и сказал им: примите Духа Святого» (Ин 20,22). Святой Дух – это огонь, испепеляющий грехи; огонь, из которого человек выходит как «новая тварь», выходит преображенным. Святой Дух – это огонь любви, коим ученики способны «подпалить» мир. Это нежная любовь, предпочитающая малых, бедных, отверженных… Нам Святой Дух со всеми Его дарами был преподан в таинствах Крещения и Миропомазания. Его дары – это мудрость, разумение, совет, стойкость, знание, благочестие, страх Божий. Этот последний дар, страх Божий, есть полная противоположность страху, прежде парализовавшему учеников: этот страх есть любовь к Господу, есть уверенность в Его милости и благости, уверенность в том, что идти в указанном Им направлении возможно при условии, что мы никогда не будем испытывать недостатка в Его присутствии и поддержке.

Праздник Пятидесятницы обновляет сознание пребывающего в нас живительного присутствия Святого Духа. Он также дает нам дерзновение, необходимое для того, чтобы выйти вовне, из-под надежных стен наших «горниц», из пределов «своего круга», не погрязая в привязанности к «спокойной жизни», не изолируя себя в обстановке стерильности. Так давайте же теперь мысленно обратимся к Марии. Она была там тогда, когда нисшел Святой Дух, Она была вместе с апостолами, была вместе с первой общиной, вместе с нею переживала чудесное событие Пятидесятницы. Так помолимся же Ей, чтобы Она испросила для Церкви пламенный миссионерский дух.

Источник:  Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости