Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Мф 7,7

23 февраля. Святой Поликарп Смирнский, епископ и мученик. Память

23.02.2019

Поликарп (это греческое имя означает «многоплодный»), вероятно, практически всю свою жизнь провел в городе Смирна (ныне – турецкий Измир). Здесь он родился около 70 г., здесь же закончил свой славный жизненный путь. Предание сообщает, что в раннем детстве он остался сиротой и воспитывался благочестивой христианкой, богатой вдовой Каллистой. После смерти своей приемной матери он роздал всё унаследованное от нее имущество бедным, а сам стал вести аскетическую жизнь. Около 110 г. Поликарп стал епископом Смирны и возглавлял христианскую общину этого города без малого 50 лет. Однако его известность и авторитет простирались куда дальше одной отдельно взятой общины. По выражению св. Иеронима, Поликарп был «вождем всей Азии», вокруг которого сложился круг преданных учеников. О высоком авторитете Поликарпа свидетельствует и тот факт, что следовавший под стражей в Рим св. Игнатий Антиохийский обращается к нему с личным посланием.

Один из наиболее известных учеников св. Поликарпа, св. Ириней Лионский, свидетельствует, что Поликарп в юности был лично знаком с тогда уже престарелым апостолом Иоанном и с кем-то еще из апостолов или непосредственных учеников Иисуса Христа. Вот как пишет об этом св. Ириней:
«Я помню тогдашние события лучше недавних (узнанное в детстве срастается с душой). Я могу показать, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу рассказать о его уходах и приходах, особенностях его жизни, его внешнем виде, о беседах, какие он вел с народом, о том, как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении. Поликарп возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, это согласно с Писанием».


Поликарпа Смирнского, наряду с Климентом Римским и Игнатием Антиохийским, относят к мужам апостольским. Это – связующее звено между Апостолами, лично посланными Христом, и Отцами Церкви, к коим принято относить уже Иринея Лионского.

Св. Ириней Лионский сообщает еще одну подробность из жизни св. Поликарпа: он ездил в Рим к Папе Аниките и вел с ним дискуссии о дате празднования Пасхи. Папа отстаивал способ исчисления Пасхалии, принятый впоследствии во всей Вселенской Церкви, к которому прибегаем и мы ныне. А Поликарп настаивал, что Пасху следует праздновать 14 нисана, как это делают иудеи, – такой тогда была традиция Поместных Церквей в Малой Азии.

«Аникита не смог убедить Поликарпа прекратить празднование Пасхи в 14-й день нисана, благо таковые вещи всегда соблюдал и Иоанн ученик Господа, и прочие апостолы, с которыми он [Поликарп] общался», — пишет св. Ириней.

Можно предположить, что, как авторитетный и широко известный на востоке учитель, Поликарп был автором ряда духовных сочинений, но до нас дошло лишь одно такое – его Послание к Филиппийцам, в котором епископ Смирны всячески превозносит апостола Павла, цитирует его писания и полемизирует с некими еретиками гностического толка. Этот текст св. Поликарпа знаменателен еще и тем, что в нем, едва ли не в первом дошедшем до нас из письменной раннехристианской традиции, содержатся прямые цитаты из Евангелий от Луки и Матфея, а также из 1-го Послания Петра и 1-го Послания Иоанна.

Послание св. Поликарпа близко лексически и по стилю Пастырским Посланиям, связываемым с именем апостола Павла – 1 и 2 Посланию к Тимофею и Посланию к Титу. По этой причине некоторые библеисты и историки Церкви высказывают гипотезу, согласно которой св. Поликарп мог быть автором и этих текстов.

Схваченный властями, Поликарп отказался отречься от Христа и принял мученическую смерть 23 февраля 156 г. на 86-м году своей жизни, будучи заживо сожжен на костре. История и все обстоятельства его мученической кончины были подробно описаны в дошедшем до нас «Окружном послании Смирнской Церкви к другим Церквам», которое цитируется также в «Церковной истории» Евсевия. Это первый по времени возникновения письменный памятник, посвященный подвигу мученика, и, следовательно, самое ранее документальное свидетельство о существовании в среде христиан культа принявших смерть за веру.

Церковь на Востоке и на Западе чтит память св. Поликарпа в «день его небесного рождения», 23 февраля.

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
03 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02
03 04 05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24 25 27 28 29 30
31  
Среда, 06 Март 2019
Воскресенье, 10 Март 2019
Воскресенье, 17 Март 2019

Мы советуем