Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

Проповедь Владыки Иосифа Верта на Мессе Навечерия Рождества. 24 декабря 2018 г.

24.12.2018

Дорогие возлюбленные во Христе Братья и Сёстры!

Вместе с вами я хочу поразмышлять о тех чудных событиях, которые произошли более 2000 лет назад.

Карл Ранер, наверное самый известный богослов в ХХ веке, немецкий иезуит, начинает говорить о Рождестве с тонкой иронией: Мы празднуем сегодня Рождество. Боже мой, какой это прекрасный обычай! Ёлка в огнях, несколько симпатичных подарков, напряжённое ожидание детей и немного рождественской музыки, — это всегда так мило и трогательно. А если ещё добавить религиозный аспект для поднятия праздничного настроения, тогда это особенно трогательно и мило. В глубине души, у нас у всех – и кто может нам это запретить – всегда есть немного сострадания к самому себе, и поэтому мы охотно позволяем себе немного настроения, которое нас успокаивает и утешает, подобно тому как гладят по головке заплаканного ребёнка и говорят ему: всё не так плохо, всё опять будет хорошо.

Это ли Рождество? Разве в этом суть Рождества? Или же эти красота и сердечность, тишина и доверие являются лишь мягким, нежным эхом события, которое собственно и празднуется в этот день, и которое происходит совершенно иным образом, гораздо выше на небесах, гораздо глубже в безднах и гораздо глубже в душе?

Рождество — это нечто большее, чем немного хорошего настроения. Младенец, один единственный Младенец играет в этот день, в эту святую Ночь, главную роль. Сын Божий, ставший человеком, и Его Рождество. Все остальное в этот праздник либо животворится этим, либо же отмирает и становится иллюзией.

Он пришел в мир. Он осветил ночь. Он преобразил ночь нашей темноты, ночь нашего непонимания, жестокую ночь наших страхов и безысходности в святую Ночь. Об этом говорит Рождество. Благодаря этому торжеству то мгновенье, когда это произошло, — действительно и навсегда, — должно стать реальностью в нашем сердце и нашем духе.

Если бы мы, люди, доверились посредственному восприятию наших слепых будней, мы должны были бы в общем и целом прийти к ужасному и отчаянному мнению, что в мире ничего хорошего не происходит. Мы можем видеть, что в мире происходит смена тех или иных исторических событий, судеб народов, личных переживаний, которые сегодня хорошие и радостные, но затем — и чаще всего — злые и печальные. В конце концов всё как будто бы без цели и направления вращается в самом себе, слепо и безысходно пожирая самого себя. Русский поэт Державин перед своей смертью писал:

Река времён в своем теченье
Уносит все дела людей;
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
От звона лиры иль трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйти судьбы.

Мы сами по себе загадка, мы – вечная, жестокая и смертельная загадка. И если бы мы всматривались в рождение этого Младенца лишь нашими глазами и нашим узким пониманием, мы могли бы тогда сказать о Нём и о нас самих мрачными и полными горечи словами 14-ой главы Книги Иова: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается». И сами по себе, мы находились бы в плену времени и событий, обременённые, сами себе в тягость и в наказание. И даже всё то, что мы называем хорошей стороной нашей жизни, было бы лишь иллюзией и самообманом.

Но если мы с Верой, с твердой и мужественной Верой говорим: пришло Рождество, тогда мы признаем: в мире и в моей личной жизни произошло событие, которое всё то, что мы называем миром и нашей жизнью, преобразило и всему дало смысл и цель. И наша ночь, страшная, холодная и пустынная ночь, в которой зябнут тело и дух, стала Рождеством, стала святой Ночью.

Ибо Господь посреди нас! Господь всего Творения и моей жизни. Он более не взирает на нашу жизнь c далеких высот Своей вечности. Вечный стал временем, Сын — Человеком, Слово стало плотью. И поэтому время и человеческая жизнь преобразились. Потому что Бог сам стал человеком. Он истинно стал человеком. И теперь этот мир и судьба этого мира касаются и Его. Теперь мир не только Его творение, но и часть Его самого. Теперь Он не только наблюдает за ходом истории, но сам находится в её водовороте, теперь Он переживает всё то, что и мы, теперь Его постигает наша доля, наша радость и наша печаль. Теперь нам не надо искать Его в бесконечности Небес, в которых наш разум и наше сердце сбиваются с пути, теперь Он сам тоже на земле, где Ему живется не лучше, чем нам, где для Него нет никаких особых привилегий, и Его ожидает доля всех нас: голод и холод, усталость, враждебность, смертельный страх и смерть в страшном одиночестве и нужде. То, что бесконечность Бога приняла на себя человеческую узость, Блаженство — смертельную земную тоску, а Жизнь — смерть: — это невероятная правда. Однако лишь эта истина — этот темный свет Веры — освещает наши ночи, она одна создает святые Ночи.

Господь явился. Он посреди нас. И поэтому всё иначе, чем мы думаем. Время из вечного монотонного потока превратилось в целенаправленное движение к определенной конечной цели, в которой мы и мир предстанем перед лицом Божиим без всякой завесы. Если мы говорим: Рождество; мы говорим тогда: Бог сказал миру свое последнее, самое глубокое, самое красивое Слово в Слове, ставшем плотью; Слово, которого уже не взять обратно, потому что Оно — окончательное действие Бога, потому что Оно — это сам Бог в нашем мире. И это слово означает: Я люблю тебя, тебя, мир, и тебя, человек. Это совершенно неожиданное, совершенно невероятное слово. Ибо как можно сказать это слово, если известно, кто такой человек и, кто такой этот мир, и известны их обоих ужасные и глубокие пропасти. А Бог знает их лучше, чем мы. И всё же Он сказал это слово в том, что Сам родился как творение. Это воплотившееся Слово любви говорит, что должно быть единство между вечным Богом и нами, да, что оно, — это единство, уже есть, и мы можем в крайнем случае лишь сопротивляться поцелую Любви. Это слово Бог сказал в рождении Сына. И весь шум, который мы гордо называем мировой историей, или личной жизнью, является лишь хитростью вечной любви, которая стремится сделать возможным свободный ответ человека на ее последнее слово.

Рождество — это не поэзия или детская романтика, но Исповедание и Вера, которая одна спасает. Если не только мерцание свечей, запах хвои и радость детей, но само сердце скажет ДА младенческому слову Божьей Любви, тогда действительно наступило Рождество, не только в настроении, но в чистейшей истине. Тогда Слово Божие родится и в нашем сердце, Бог сам вступит в наше сердце подобно тому как он в Вифлееме вступил в мир, столь истинно и столь действительно, ещё более, чем когда-либо, еще теснее, чем когда-либо. Тогда мы откроем двери нашего сердца, и Бог вступит в свои владения, как Он в первое Рождество вошел в этот мир. И затем Он скажет нам то, что Он уже сказал миру через своё благодатное рождение: Я есмь, я с Тобою. Я — Твоя жизнь, Я — твоё время. Я ненастье и бремя рабочего дня — почему Ты не хочешь их нести? Я плачу Твои слёзы — плачу Твои как Свои собственные, дитя моё. Я твоя радость, не бойся радоваться, только потому что я плакал, радость — это более реалистичный образ жизни, чем страх и горе тех, кто считает, что у них нет надежды. Я — безысходность твоих путей, ибо там, где ты не знаешь, как идти дальше, там ты уже у меня и не подозреваешь об этом. Я в твоем страхе, ибо тоже претерпел его и по суждению мира далеко не был героем. Я в темнице твоей ограниченности, ибо моя Любовь сделала меня твоим пленником. Я в твоем страдании, ибо тоже страдал; это страдание сейчас преображено, но не истёрто из моего человеческого сердца. Я в твоей смерти, ибо сегодня я начал с тобой умирать в том, что родился. Если Ты, бедный человек, празднуешь Рождество, тогда скажи ко всему, что здесь есть и что ты есть, всего лишь одно — скажи это мне: Господь посреди нас. Он пришел. Пришел даже в мою душу. Пришел даже наперекор моей греховности.

Да, возлюбленные во Христе Братья и Сестры! Наступило Рождество. И ярко горят свечи. Они имеют больше права, чем темнота. Наступило Рождество, и оно остается во веки. Аминь.

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
01 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Мы советуем