Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Вы свет мира. Мф 5,14

«О невидимом Боге и о спасении тех, кто не знает Христа»

21.12.2018

Не выглядит ли недостаточно реалистичной мысль о сокрытом присутствии Христа в иных религиях, если за двадцать столетий их последователи не почувствовали никакой потребности в Христе и в Евангелии?

«Бога не видел никто»: словами из Пролога Евангелия от Иоанна отец Раньеро Канталамесса, проповедник Папского дома, озаглавил третью проповедь Адвента, которую слушали прелаты Римской Курии и Святейший Отец.

Бог живой – это живая Троица: именно к такому итогу отец Канталамесса пришел в прошлой проповеди, произнесенной неделю назад. Однако «мы живем во времени, а Бог – в вечности»: как же преодолеть это различие? «Как перебросить мост через столь бескрайнюю пропасть? Ответ заключается в празднике, который мы собираемся отмечать: «И Слово стало плотию и обитало с нами».

Поясняя эту истину, проповедник сослался на некоторых мыслителей, философов и богословов, начав с Николая Кавасилы. Византийский писатель и богослов утверждал, что между нами и Богом были три стены разделения: стена природы, поскольку Бог – это дух, а мы – плоть, стена греха и стена смерти. Первая из этих стен была низвергнута Воплощением, когда человеческая и Божественная природа соединились в личности Иисуса Христа. Стена греха была разрушена на Кресте, а стена смерти – в воскресении. Иисус Христос, таким образом, — окончательное место встречи между живым Богом и живым человеком. В Нем далекий Бог стал близким, стал Эммануилом, «Богом-с-нами».

Цитируя «путеводитель души к Богу» святого Бонавентуры, Канталамесса отметил, что, перечислив различные средства восхождения к познанию живого Бога, святой приходит к выводу, что окончательным и верным путем является личность Иисуса Христа.

Итак, Бог больше не обращается к нам через посредника, но обращается собственной персоной, потому что Сын – это «сияние Его славы и образ Его ипостаси» (Евр 1,3). Именно в Нем теперь можно встретить Бога и поклоняться Ему в духе и истине: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14,23).

Евангелист Иоанн – подчеркнул проповедник – поставил эту истину в центр своего Евангелия. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14,6). «Прочитанные в актуальном контексте межрелигиозного диалога, эти слова ставят перед нами вопрос, который мы не можем обойти молчанием. Что сказать о той части человечества, которая не знает Христа и Его Евангелия? Неужели никто из них не придет к Отцу? Разве они исключены из посредничества Христа, а значит, и из спасения?»

Любое христианское богословское рассуждение должно исходить их истины, что Христос отдал Свою жизнь за всех людей, потому что все люди созданы Его Отцом, и они Ему братья. Он не проводил различий. Его дар спасения универсален. Но не выглядит ли недостаточно реалистичной мысль о сокрытом присутствии Христа в иных религиях, если за двадцать столетий последователи иных религий не почувствовали никакой потребности в Христе и в Евангелии?

Чтобы ответить на этот вопрос, отец Канталамесса обратился к Книге пророка Исайи, где говорится о смирении и сокрытии Бога: «Истинно Ты Бог сокровенный» (Ис 45,15). Бог – пояснил проповедник – «не ставит на всем этикетку, как это делают люди». Достаточно подумать о том, сколько времени понадобилось, чтобы люди вообще признали Бога творцом неба и земли. Вероятно, столько же времени понадобится для признания Искупления. «Христос заботится больше о том, чтобы все люди сбыли спасены, нежели о том, чтобы все узнали, кто их Спаситель».

Вместо того чтобы волноваться о спасении тех, кто не знает Христа, нужно беспокоиться о спасении тех, кто Его знает, но живет так, будто Он никогда не существовал, забыв о своем крещении и о Церкви, подчеркнул проповедник Папского дома.

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
01 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Мы советуем