Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф 28,19

Послание Папы Франциска на 52-й Всемирный день мира

01.01.2019

1. “Мир дому сему!”

Посылая Своих учеников на миссию, Иисус говорит им: «В какой дом войдёте, сперва говорите: ‘Мир дому сему’; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» (Лк 10,5-6).

Предложение мира лежит в основе миссии учеников Христа. Это предложение адресовано всем людям, которые надеются на мир посреди трагедий и насилия в человеческой истории.[1] «Дом», о котором говорит Иисус, – это каждая семья, каждая община, каждая страна, каждый континент, в их уникальности и истории; это прежде всего каждый человек, без различий и дискриминаций. Это также наш «общий дом»: планета, на которой поселил нас Бог и о которой мы призваны усердно заботиться.

Пусть это будет и моим пожеланием в начале нового года: «Мир дому сему!».

2. Задача эффективной политики

Мир подобен надежде, о которой говорит поэт Шарль Пеги;[2] он как хрупкий цветок, который пытается расцвести среди камней насилия. Мы знаем: поиск власти любой ценой ведет к злоупотреблениям и несправедливости. Политика является фундаментальным средством построения гражданственности и человеческой деятельности, но когда те, кто ею занимаются, не воспринимают её как служение человеческому обществу, она может превратиться в инструмент угнетения, маргинализации и даже разрушения.

«Кто хочет быть первым, – говорит Иисус, – будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9,35). Как подчёркивал святой Папа Римский Павел VI, «всерьёз относиться к политике на её разных уровнях – местном, региональном, национальном и всемирном – означает подтвердить, что каждый человек обязан признать конкретную реальность и ценность свободы выбора, данного ему для поиска совместного благоустройства города, народа, человечества».[3]

По сути, политическая деятельность и связанная с ней ответственность являются постоянным вызовом для всех, кто получил мандат служить своей стране, защищать её жителей и трудиться над созданием условий для достойного и справедливого будущего. Если политика реализуется с глубоким уважением к жизни, свободе и достоинству людей, она действительно может стать выдающейся формой милосердной любви.


3. Милосердие и человеческие добродетели в пользу политики, служащей правам человека и миру

Папа Римский Бенедикт XVI напоминал, что «каждый христианин призван к такой любви, согласно своей миссии и собственному положению в полисе. <…> Когда нами движет любовь, наша забота об общем благе имеет бóльшую ценность, чем чисто секулярные и политические усилия. <…> Деятельность человека на земле, если она вдохновлена и подкреплена любовью, вносит вклад в возведение вселенского града Божия, к которому движется история человеческой семьи».[4] В этой программе могут найти себя все политики, к какой бы культуре и религии они не принадлежали, которые хотят вместе трудиться на благо человеческой семьи, практикуя человеческие добродетели, лежащие в основе эффективных политических шагов: справедливость, равенство, взаимное уважение, искренность, честность, верность.

В связи с этим заслуживают упоминания «Заповеди блаженства для политика», предложенные вьетнамским кардиналом Франсуа-Ксавье Нгуен Ван Туаном, умершим в 2002 году, который был верным свидетелем Евангелия:

Блажен политик, который высоко осознает и глубоко понимает свою роль.

Блажен политик, личность которого отражает достоверность.

Блажен политик, работающий на общее благо, а не ради собственных интересов.

Блажен политик, остающийся верным и последовательным.

Блажен политик, строящий единство.

Блажен политик, проводящий радикальные перемены.

Блажен политик, умеющий слушать.

Блажен политик, который не боится.[5]

Каждое обновление избираемых должностей, каждые очередные выборы, каждый этап общественной жизни – это возможность вернуться к источнику и отношениям, которые вдохновляют справедливость и закон. Мы уверены, что эффективная политика служит миру; она уважает и поощряет основные права человека, равнозначные взаимным обязанностям, дабы между нынешним и будущими поколениями устанавливалась связь доверия и признательности.


4. Пороки политики

Помимо достоинств, к сожалению, в политике также нет недостатка в пороках, связанных как с личной некомпетентностью, так и с заблуждениями в окружении и в организации. Всем понятно, что пороки политической жизни лишают доверия системы, в которых она вершится, а также авторитет, решения и действия самих политиков. Эти пороки, подрывающие идеал подлинной демократии, являются позором общественной жизни и ставят под угрозу социальный мир: это коррупция – в её многочисленных формах незаконного присвоения общественных благ или эксплуатации людей, это отрицание закона, несоблюдение общественных норм, незаконное обогащение, оправдание власти силой или под произвольным предлогом «национальных интересов», тенденция к увековечению власти, ксенофобия и расизм, отказ от заботы о Земле, неограниченная эксплуатация природных ресурсов из расчёта немедленной выгоды, презрение к тем, кто был вынужден покинуть страну.


5. Эффективная политика способствует вовлечению молодёжи и доверию к другим

Когда осуществление политической власти направлено исключительно на защиту интересов определённых привилегированных лиц, будущее подвергается риску и молодёжь может впасть в соблазн недоверия, поскольку она обречена оставаться на обочине общества, не имея возможности участвовать в проекте будущего. Когда же, с другой стороны, политика конкретно направлена на поощрение молодых талантов и призваний, требующих реализации, мир проявляется в сознании и на лицах людей. Он становится динамичным доверием, которое можно выразить словами: «Я доверяю тебе и верю вместе с тобой» в возможность сотрудничества ради общего блага. Политика способствует миру, если она выражается в признании харизм и способностей каждого человека. «Что может быть прекраснее протянутой руки? Её возжелал Бог, чтобы давать и принимать. Бог не хотел, чтобы она убивала (см. Быт 4,1) или причиняла страдания, но чтобы она заботилась и помогала жить. Помимо сердца и интеллекта, также и рука может стать инструментом диалога».[6]

Каждый может положить свой камень в строительство общего дома. Подлинная политическая жизнь, основанная на законе и лояльном диалоге между субъектами, обновляется убеждением, что каждая женщина, каждый мужчина, каждое поколение содержит в себе обетование, способное высвободить новую реляционную, интеллектуальную, культурную и духовную энергию. Такое доверие никогда не бывает лёгким, ибо человеческие отношения сложны. В частности, теперь мы живём в атмосфере недоверия, коренящегося в страхе перед иным или чужим, в страхе лишиться собственных привилегий и, к сожалению, также проявляющемся на политическом уровне через отношения закрытости или национализма, ставящие под сомнение братство, в котором так нуждается наш глобализированный мир. Сегодня, как никогда, нашему обществу нужны «ремесленники мира», способные быть настоящими посланниками и свидетелями Бога Отца, желающего добра и счастья человеческой семье.


6. Нет войне и стратегии страха

Через столетие после Первой мировой войны, помня о молодёжи, погибшей во время этих боев, и об истерзанном гражданском населении, сегодня более чем вчера мы познаём ужасный урок братоубийственных войн: мир никогда не должен сводиться к балансу сил и страха. Держать другого под угрозой означает видеть в нём лишь объект и отрицать его достоинство. Именно по этой причине мы подтверждаем, что эскалация в плане запугивания, а также неконтролируемое распространение оружия противоречат нравственности и поискам подлинной гармонии. Террор в отношении наиболее уязвимых людей способствует изгнанию целых народов на поиски мирных земель. Нельзя поддерживать политические выступления, склонные обвинять мигрантов во всех бедах и лишать бедных надежды. Следует подчеркнуть, что мир зиждется на уважении к каждому человеку независимо от его истории, на уважении к закону и общему благу, на доверенном нам творении и на нравственном достоянии, переданном прошлыми поколениями.

Кроме того, мы думаем, в особенности, о детях, живущих в зонах нынешних конфликтов, и обо всех, кто берётся защищать их жизнь и права. В мире каждый шестой ребенок поражён насилием войны или её последствиями, если его не делают солдатом или заложником вооружённых групп. Свидетельство тех, кто защищает достоинство детей и уважительное отношение к ним, чрезвычайно ценно для будущего человечества.


7. Великий миротворческий проект

В эти дни мы отмечаем семидесятую годовщину Всеобщей декларации прав человека, принятой после второго мирового конфликта. В связи с этим мы вспоминаем замечание Папы Римского Иоанна XXIII: «Когда в людях пробуждается осознание своих прав, то под влиянием этого не может не пробудиться понимание обязанностей: в тех, кто обладает правами, – обязанности отстаивать свои права как требование и выражение собственного достоинства; в остальных – долга признавать и уважать эти права».[7]

Мир, по сути, является результатом великого политического проекта, основанного на взаимной ответственности и взаимозависимости людей. Но это также вызов, требующий ежедневного принятия. Мир – это обращение сердца и души, и легко распознать три неразрывных аспекта этого внутреннего и общего мира:

мир с самими собой, когда мы отвергаем непримиримость, гнев и нетерпение и, по совету святого Франциска Сальского, проявляем «немного мягкости к себе», дабы предложить «немного мягкости другим»;

мир с другим человеком: знакомым, другом, незнакомцем, бедняком, страдающим, когда мы осмеливаемся встретиться с ним и выслушать послание, которое он несёт с собой;

мир с Творением, когда мы заново открываем величие Божьего дара и часть ответственности, возложенной на каждого из нас, жителя мира, гражданина и деятеля будущего.

Политика мира, которая хорошо знает человеческие слабости и возлагает на себя ответственность за них, всегда может черпать из гимна «Величит душа моя Господа», который Мария, Матерь Христа-Спасителя и Царица мира, воспевает от имени всех людей: «Милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; <…> воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк 1,50-55).

 
Ватикан, 8 декабря 2018.
Папа Римский Франциск

[1] См. Лк 2,14: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

[2] См. Le Porche du mystère de la deuxième vertu, Париж 1986.

[3] Ап. послание Octogesima adveniens (14 мая 1971), 46.

[4] Энц. Caritas in veritate (29 июня 2009), 7.

[5] См. Речь по случаю выставки-симпозиума «Civitas» в Падуе: «30giorni», n. 5, 2002 г.

[6] Бенедикт XVI, Речь к гражданским властям Бенина, Котону, 19 ноября 2011.

[7] Энц. Pacem in terris (11 апреля 1963), 24.

 
Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Календарь
03 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02
03 04 05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  
Среда, 06 Март 2019
Воскресенье, 10 Март 2019
Воскресенье, 17 Март 2019

Мы советуем