Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса: Подробнее
Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Мф 9,22

Слово на 17-е рядовое воскресенье

29.07.2018

Чтение святого Евангелия от Иоанна. Ин 6, 1-15

 

В то время: Пошёл Иисус на другую сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.


Братья и сестры,
Позволю себе начать очень фамильярно: сегодняшние чтения - это одни из моих самых любимых фрагментов Библии. Размножение хлеба, о котором говорит первое чтение, и потом чтение Евангелия, это такой мощный и емкий символ, что кажется невозможностью пересказать все ассоциации и мысли. Ибо хлеб - это символ единства в многообразии, это знак тяжести человеческого труда, это знак жизни, благополучия и изобилия+ Хлеб связан с богатством земли и даром хорошей погоды. В нем и солнце и вода.+ Разве не поэтому Господь именно в знаке Хлеба оставил нам Себя самого? Но самая главная идея, самое главное действие, связано с хлебом - это, по-моему, деление его, и об этом, именно, хочу сегодня с вами говорить.

1. Жизнь
В школе на грамматике научили нас, что существенные имена делятся на исчисляемые и неисчисляемые, в зависимости от того, возможно ли их посчитать по единицам или нет. Хлеб как раз один из неисчисляемых. Можно посчитать буханки, куски, килограммы, но хлеб, как вещество, не подлежит счету.+ Так говорит грамматика. Точно так же происходит со словом "жизнь". Можно сосчитать живые существа, но жизнь не поддается никакому счету. Жизнь - это, как будто, общее качество, от которого каждый живой организм получает маленький блик. 


Хлеб поддерживает жизнь, дает нам надежду прожить следующий день. Когда я делюсь хлебом с другим человеком, то я разделяю с ним, как будто, собственную жизнь, мой собственный мир: мой труд, мою радость, мою усталость и мое счастье.+ Ведь в хлебе найдешь все: запах земли, шум машин, жесткость хозяйской ладони, ласка ветра и воды, золото солнца. Когда я делю хлеб с кем-либо, то я делю с ним мою жизнь. Не то ли символизирует сухой треск облатки, которою делимся в канун рождества? И даю жизнь и обратно ее получаю, как дар, и жизнь эта не имеет изысканного запаха ни вкуса лакомств из королевского стола. Она пахнет потом и кровью, на привкус чувствуешь в ней соль и дрожжи. 


По запаху хлеба всегда тоскуешь. В каждой стране, в каждой области, даже в другом городе, хлеб другой на запах и на вкус. Так и жизнь - в каждом месте на земле по-другому течет, другая ее мелодия и ритм.

Иисус размножил хлеб и рыбы. Таким образом, Он показал нам, что Его жизнь - это отныне и наша жизнь. Мы приняли дар Его жизни, и она оказалась так обильной, что до конца ее не вкусить. Сия новая жизнь - это для нас совершенная новость. По сути дела, в новой жизни и питаться не надо, потому, что Божья жизнь никак не связана с тем, чем мы питаемся ибо "Царствие Божие не пища и не питие" (Рим 14,17). Хлеб - это символ изобилия, могущества и многообразного единства, если можно так парадоксально выразиться.

2. Вера
Одна из современных церковных песен, говорит: "делитесь верой, как хлебом". Вера - это хлеб духовной жизни. Хлеб, который приходится есть самому - горький на вкус. Когда положишь его на праздничный стол, то хлеб трудно даже заметить в изобилии яств. Но если его вдруг не хватит - сразу почувствуешь, что его нет. Так же и вера. Если поблизости нет твоих братьев по вере, то она не блестит. Однако набирает свежести, когда есть с кем поделиться ею. 

Печь хлеб лишь для одного потребителя - это бессмыслица. Так и вера, которой живут в одиночестве, кажется так же абсурдной. Именно поэтому основным качеством Церкви является ее миссионерский характер - Церковь постоянно ищет и приглашает новых гостей на вечный пир нашей веры.

Когда садимся за стол веры, тогда становимся так же анонимными, как хлеб. Разве каждый из нас все время помнит, что в мире свыше миллиарда людей - это католики? Мы не знаем их имен, но сидим вместе с ними за тем же столом веры. Однако недостаток чьей-либо веры чувствуется сразу же, как недостаток хлеба за брачным столом. Это очень важно - делиться верой. Это признак щедрости и богатства данной Церкви. Когда из какой-либо страны отправляется в мир миссионер, то он не намерен производить в мире новых граждан своей страны. Он ищет новых, потенциальных христиан. Одновременно христианство новообращенных всегда немного отличается от того, в котором собственно миссионер был воспитан. Так как хлеб в каждом месте мира сего пахнет по-другому. И каждый запомнит навсегда запах хлеба из своего детства. Но все же это один и тот же хлеб, которому другого названия не придумаешь.

3. Изобилие
Мне кажется странной близорукость свидетелей чуда Иисуса. Они удивились, что хлеба не стало меньше, а наоборот - после еды осталось еще двенадцать коробов кусков. Божественная жизнь преобильно разливается на нас, а мы не умеем даже сказать, откуда это обилие берется. Второе чтение говорит нам сегодня: "Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас". Посмотрите на множество и разнообразие всех, которых объединяет один Господь, одна вера и одно крещение! Вы найдете среди них людей из каждого языка и каждого народа. Это многообразие является нашим богатством, а единство - могуществом.

Посмотрите вокруг! Даже в пределах нашего храма не найдете двух совершенно одинаковых людей. Бог открывается нам через многих людей, многообразно, через многие дарования и таланты. Каждый из нас по-другому о Нем говорит и по-другому славит. Но все же - это один и тот же Господь Бог, "Который над всеми, и через всех и во всех нас".

Существует ли какой-то язык, имею в виду ОДИН язык, которым возможно описать Господа? Разве существует один Его образ? Разве возможно однозначно Его описать? Нет, это невозможно. Ибо Он - как хлеб - другой в каждой стране, но все-таки всегда один и тот же. Он так же насущный и так же праздничный. Нельзя подумать о жизни без Него. Он так обильно дается нам, что никто не в состоянии вкусить Его полноту. Он насыщает и пресыщает нас. Бог, добрый как хлеб+, хлеб, добрый как Бог.

Сегодня опять возьмешь хлеб в свои руки. Прежде чем намажешь его маслом и сделаешь бутерброд, понюхай его и подумай, о чем говорит тебе его запах. Особенно внимательно подумай о Боге. Живи Богом, и Богом делись с братьями. 

Календарь
08 - 2018
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Мы советуем