Неделя молитв о единстве христиан 18-25 января

Традиционно 18-25 января в северном полушарии проходит Неделя молитв о единстве христиан (точнее: октава – восемь дней).

Неделя молитв о единстве христиан — ежегодное международное экуменическое мероприятие, в котором принимают участие представители различных христианских деноминаций.

Идея проведения молитвенных мероприятий о единстве христиан возникла в середине XIX века. В 1840 году католический священник Игнациус Спенсер предложил создать «Союз молитвы о единстве христиан», в 1867 году решение проводить молитвы о единстве христиан приняла конференция епископов Англиканской церкви. В 1894 году Папа Лев XIII рекомендовал проводить новенну о единстве христиан в период между Вознесением и Пятидесятницей.

Единая неделя молитв о христианском единстве впервые была проведена в 1908 году. Сроки с 18 по 25 января были предложены Полом Уотсоном, основателем Общества Искупления, которое было основано в рамках Англиканской церкви, позднее присоединилось к Католической церкви. Выбор этих сроков связан с тем, что традиционно на Западе 18 января отмечалось исповедание Христа как Мессии апостолом Петром (в католичестве до календарной реформы середины XX века в этот день также отмечался праздник кафедры апостола Петра), а 25 января — обращение апостола Павла на пути в Дамаск.

Важный вклад в идею недели в её современном виде внёс лионский священник Поль Ириней Кутюрье, в частности, в 1935 году он предложил сделать неделю молитв о единстве христиан всемирной. Сильный импульс идея недели молитв о единстве получила после второй мировой войны после создания Всемирного совета церквей, который горячо поддержал её проведение и с 1968 года подключился к её организации.

Организаторами недели выступают совместно комиссия «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей и Папский совет по содействию христианскому единству. Ежегодно организаторы приглашают какую-либо организацию или движение выбрать библейский текст и предложить тему для молитв и размышлений.

Мероприятия недели проходят в форме молитвенных встреч, совместных богослужений, выступлений хоровых коллективов различных христианских деноминаций и других мероприятий.

С 90-х годов XX века неделя молитв о христианском единстве проводится и в России. Центром российских мероприятий традиционно служит Католический собор Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве. Русский перевод – Станислава Зонова для Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве.

Библейский текст на 2020 год

Деяния 27, 18 — 28, 10

На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз, а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению. И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой‐нибудь остров.
В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой‐то земле, и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен. Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря и ожидали дня. Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
Когда настал день, земли́ не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто‐нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем‐нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

Введение в тему 2020 года
«Они оказали нам немалое человеколюбие» (ср. Деян 28, 2)

Материалы для Недели молитв о единстве христиан 2020 г. подготовили христианские Церкви Мальты и Гозо («Христиане вместе на Мальте»). 10 февраля многие мальтийские христиане отмечают праздник Крушения корабля св. Павла, в рамках которого они благодарят за прибытие христианской веры на эти острова.


История кораблекрушения начинается с рассказа о том, как арестованного апостола Павла отправляют в Рим (Деяния 27, 1 и далее). Павел совершает опасное путешествие в узах, но Бог по-прежнему действует через него.

На страницах Нового Завета разворачивается извечная драма человека, на которого обрушиваются ужасные удары стихий. Пассажиры лодки оказываются целиком во власти бушующих волн и ураганного ветра. Буря выбрасывает их на неизведанный берег, где они блуждают, утратив всякую надежду.

276 человек, находившихся на борту корабля, не равны между собой. Сотник и его солдаты обладают силой и властью, но их жизнь зависит от мастерства и опыта моряков. Все путники испытывают страх и подвергаются опасностям, но узники в оковах наиболее уязвимы. Жизнь заключенных ничего не стоит; их в любой момент могут казнить (27, 42). События развиваются драматически. Мы видим, что недоверие и подозрительность между стоящими на краю гибели людьми постоянно возрастают.

Замечательно, что в такой критической ситуации апостол Павел выступает как миротворец на поле сражения. Павел знает, что его жизнь зависит не от бездушных стихий, но от воли Бога, Которому апостол служит и поклоняется (см. 27, 23). Павел твердо верит, что сумеет добраться до Рима и предстать перед императором. Из этой веры он черпает силы, чтобы обратиться к своим попутчикам и возблагодарить Бога. Павлу удается приободрить людей. Вслед за Павлом путешественники совместно преломляют хлеб, объединяются в новой надежде и верят словам утешения.

Именно в Божественном Провидении заключена суть этого рассказа. Сотник рискнул выйти в море при неблагоприятном ветре, а моряки во время шторма пытались спасти корабль. Но в конце концов все человеческие планы рухнули. Людям оставалось только полагаться друг на друга, бросив на произвол судьбы тонущий корабль. Их спасло Божественное Провидение. Корабль разбился, ценный груз пошел ко дну, но все жизни были спасены, «ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы» (27, 34; см. Лк 21, 18). Стремясь к христианскому единству, мы препоручаем себя Божественному провидению. Ради этой цели нам придется отказаться от многих обычных привязанностей. Богу важны не земные блага, а спасение всех людей.

Люди разной судьбы, неспособные договориться между собой, оказываются в одной лодке, и волны выбрасывают их «на какой-то остров» (27, 26). Путники осознают свое единство благодаря гостеприимной встрече местных жителей. У костра, в окружении островитян, которые ничего не знают о чужестранцах и не говорят на их языке, различия в силе и статусе стираются. Эти 276 человек уже не во власти равнодушных стихий, но в руке любящего Бога. Они ощущают «немалое человеколюбие» местных жителей (28, 2). Замерзшие путники могут согреться и высушить одежду

у костра. Им приносят пищу, чтобы утолить голод. Им дают укрытие, где можно переждать непогоду.

Сегодня многие беженцы терпят такие же бедствия в тех же самых морях. Места, упомянутые в тексте Деяний (27, 1 — 28, 1), фигурируют и в рассказах современных мигрантов. Да и в других частях мира многие подвергаются опасностям на суше и на море, пытаясь бежать от стихийных бедствий, войн и нищеты. Их жизнь зависит от могущественных и равнодушных стихий — не только природных, но и политических, экономических и человеческих. Человеческое равнодушие принимает разнообразные формы: это безразличие тех, кто продает отчаявшимся людям места на непригодных судах; тех, кто отказывается высылать спасательные лодки; тех, кто не разрешает кораблям беженцев заходить в свои порты. Мы привели всего лишь несколько примеров. Все современные христиане так или иначе сталкиваются с миграционным кризисом. История из Нового Завета бросает нам вызов: позволяем ли мы холодному равнодушию поселиться в наших сердцах или же, оказывая «немалое человеколюбие», будем свидетельствовать всем людям о Божьем милосердии?

Гостеприимство — крайне необходимая добродетель в нашем стремлении к христианскому единству. Осуществлять гостеприимство на деле — это значит более щедро делиться с нуждающимся. Островитяне, которые с такой дружелюбной готовностью заботились о Павле и его спутниках, еще не знали Христа. Но именно благодаря их заботе ожесточенные люди сблизились. Христианское единство осуществится не только через нашу взаимную дружбу, но и через готовность с любовью принять тех, кто не разделяет наш язык, культуру или веру.

Божья воля совершается во всей своей полноте и в опасных путешествиях, и в неожиданных встречах. Это верно и для Церкви Божией, и для всех людей на земле. Добравшись до Рима, апостол Павел провозглашает: спасение Божье послано всем народам (ср. Деяния 28, 28)

Размышления и богослужения предстоящих восьми дней будут сосредоточены вокруг этого отрывка из Деяний Апостолов. Темы на каждый день:

День 1: Примирение: сбросить балласт за борт

День 2: Просвещение: найти и передать свет Христов

День 3: Надежда: весть Павла День

4: Доверие: не бойся, но веруй

День 5: Сила: преломить хлеб в пути

День 6: Гостеприимство: оказать немалое человеколюбие

День 7: Обращение: перемена наших сердец и умов

День 8: Щедрость: принимать и отдавать


Источник: Архиепархия Божией Матери в Москве, www.credonews.org/

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости