Римско - католическая Церковь на севере Кузбасса
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Мф 7,7

Католический храм в Мариинске.

(1901-1917 гг.)

      К исходу XIX века у мариинских католиков была уже достаточно богатая биография: во второй половине века сложилась немалая для уездного города колония польских ссыльных, в среде которых были и ссыльные католические священники. Некоторым из них было дозволено для местных католиков на своих квартирах проводить богослужения и осуществлять духовные обряды крещения, венчания и отпевания. Наконец, в городе было открыто свое католическое кладбище. Не было только одного - своего храма…

       В 1901 году мариинские католики обратились по инстанциям (к Томскому губернатору, Могилевскую епархию, МВД) разрешить построить в городе Мариинске свой Римско-католический молитвенный дом, а в городскую думу подали прошение для этого строительства безвозмездно выделить участок земли. Мариинская дума оперативно отреагировала на это прошение и своим постановлением от 17 октября 1901 г. решила передать для застройки католикам участок городской земли вблизи вокзала ст. Мариинск на вновь разбитых для заселения жителей участках в 36 квартале размером в 144 кв. сажени. Однако при этом поставила условие, чтобы этот молитвенный дом был построен в течение трех ближайших лет, в противном случае земля вновь отойдет городу.

       Официального разрешения высших инстанций на строительство молитвенного дома пришлось ждать дольше. Только в конце мая 1903 года из МВД в адрес томского губернатора пришло официальное разрешение на строительство храма в Мариинске и поручение самому губернскому начальству избрать под строительство подходящее место и утвердить проект постройки.[1]

       Узнав о положительном решении на своё ходатайство, 26 февраля 1903 г. группа мариинских католиков во главе с потомственным дворянином Станиславом Улановским обратилась с губернское Строительное отделение произвести освидетельствование выделенного думой под строительство участка земли и в случае признания такового подходящим для постройки молитвенного дома, разрешить представить проект на постройку дома.[2] 25 мая в Мариинск прибыл губернский инженер католик Станислав Хомич и в присутствие уездного исправника Зеленского, члена городской Управы Матвеева и группы местных католиков произвел осмотр предполагаемого участка под строительство Римско-католического молитвенного дома, признав его вполне пригодным и отвечающим своему назначению.[3]

        Через четыре дня, 29 мая 1903 года собравшись на сход, мариинские католики, решая вопрос о строительстве храма, постановили избрать строительный комитет в количестве 8 человек во главе с Томским куратом Иосифом Демикисом. Заместителем председателя комитета был избран Станислав Улановский, казначеем - коллежский секретарь Иван Заремба, секретарем – дворянин Антон Эйник. В состав комитета был избран также вновь назначенный в Томск викарным священником ксендз Павел Казюнас.[4]

        Обсуждая практические вопросы строительства молитвенного дома, члены приходского комитета пришли к мнению, что вряд ли смогут за оставшийся срок (к 17 октября 1904 г.) построить здание и таким образом выполнить условие городской думы. К тому же на деле выяснилось, что выделенный участок земли недостаточен для того, чтобы впоследствии рядом с молитвенным домом построить жилой дом для священника. В ходе обсуждения возникших проблем было решено обратиться с очередным ходатайством в городскую думу.

         Было признано необходимым просить у думы не только продлить срок аренды участка земли еще на три года, необходимых для строительства, но и «рассчитывая на гуманное отношения городской власти к столь важному для них вопросу», просить думу прирезать к выделенному участку ещё дополнительно по 8 сажень с обеих сторон. А также не чинить препятствий в строительстве на этом участке кроме молитвенного дома других строений (причтового дома). Такое обращение к думе было составлено секретарем строительного комитета Антоном Эйником и 5 июня 1903 г. передано в городскую думу.[5]

      23 июля городская дума на своем заседании вновь пошла навстречу нуждам местных католиков и удовлетворила их просьбу, постановив прирезать к выделенному им ранее участку земли дополнительно ещё 256 кв. сажень, всего 400 кв. сажень земли. Заручившись решением думы, строительный комитет поручил срочно составить с привязкой к выделенной площади земли не только проект самого молитвенного дома, но и намечаемых других причтовых построек.

        Документы не сохранили нам имя автора этого проекта, известно только, что первоначальный проект был забракован как составленный с нарушением ряда параграфов строительного устава. Так, например, и.д. губернского архитектора И. Богданов в своем отношении в Строительное отделение указывал на то, на представленных проектах крыши молитвенного дома, дома для священника и флигеля для причта спроектированы «неправильно, неумело и без знания самых элементарных требований строительного искусства. Что же касается архитектуры, то в представленных проектах она не может быть признана мало- мальски удовлетворительной и соответствующей такой постройке как молитвенный дом».[6] В итоге представленный проект был отвергнут и возвращен для переработки.

        Вызвали вопросы у томского губернатора А. Старынкевича и правомочность решения Мариинской городской думы о выделении католикам значительно большего участка земли, чем было оговорено ранее, а также основания к разрешению думой строительства кроме молитвенного дома ещё и других построек. В своем отношении от 16 ноября 1903 г. губернатор предписал Мариинскому городскому голове ответить, на каком основании городской думой было принято такое решение и было ли на это согласие городского общественного Управления.[7] Увидев в действиях Мариинской думы превышение своих полномочий, губернатор отменил решении о прирезке просимой земли католикам, ссылаясь на то, что этот участок уже был выделен другим застройщикам.[8]

       Не рассчитывая более на то, что просимый добавочный участок земли будет выделен общине за время зимы и лета собрав некоторую сумму на строительство храма, мариинские католики в начале сентября 1904 года обратились в Мариинское общественное Управление с просьбой продать общине участок пустопорожней городской земли в 200 кв. сажени на задах выделенного участка для строительства молитвенного дома. В прошении указали, что, так как община бедна, хотели бы купить этот участок по самой низшей цене, не более 50 коп. за квадратную сажень.[9] Городская дума согласилась продать общине просимый участок, но не по 50 коп. за кв. сажень, как просил строительный комитет, а в два раза дороже, по рублю за квадратную сажень земли, всего за 200 рублей с рассрочкой платежа на 4 года.[10]

       Наконец, купив просимый участок земли с рассрочкой платежа, а также ещё заняв самовольно 110 кв. сажени земли, католики Мариинска приступили к строительству. Заложен храм был, судя по всему, осенью 1904 года. Кто был автором нового переработанного проекта Мариинского храма также неизвестно, но, вероятнее всего, что это был уже другой человек, т.к. проект храма был выполнен настолько профессионально, что впоследствии стал служить образцом для строительства других католических храмов в Томской губернии, в частности, в поселке Белостокском Томского уезда и поселке Тюхтетском Мариинского уезда. Несмотря на исполнение в дереве костел был спроектирован на каменном фундаменте в неоготическом стиле с высокими стенами и высоким шпилем, у основания которого был закреплен колокол, а сам шпиль венчал католический крест. 

       Судя по изображению на открытке, здание храма состояло из трёх нарастающих по ширине с запада на восток срубов. Высота алтарного прируба вдвое меньше основного объёма храма. На его выступающей северной стене имелось окно, над которым возвышался фронтон, украшенный лучами.

       Основной объём Мариинского костёла из-за своей значительной высоты был приближен к форме куба. Его северный фасад был прорезан четырьмя высокими оконными проёмами. Два центральных проёма объединены и полностью заполнены остеклением, а боковые в средней части разделены глухими декоративными вставками, разделяющими окна на два яруса. Верхняя часть обрамлений оконных проёмов была украшена резьбой. На скате крыши устроены три слуховых окна, а в её торцах также устроены декоративно украшенные фронтоны.

      В основании западной стены сруба видны два входа: основной и боковой, ведущий на лестницу колокольни. Навес над входом в костёл украшен фронтоном, изящно заполненным расходящимися лучами. Подобные фронтоны меньших размеров устроены со всех видимых сторон в основании двух ярусов шпилевидной башни - колокольни, возвышающейся над западным срубом. В верхней части шпиля, увенчанной крестом, видна корона. Верхний ярус шпиля является декоративным завершением храма и функционально не был связан с его внутренним пространством…

       Несомненно, что с завершением строительства католических храм стал одной из архитектурных доминант города, привлекал внимание гостей города, почему и был запечатлен на одной из почтовых открыток, дошедших до нас.

       Правда, в запланированную по смете сумму уложится не удалось. Как доносил Мариинский уездный урядник Оржеховский в 1914 г. губернатору, на постройку храма в Мариинске было затрачено 4600 рублей, хотя первоначально планировали построить храм всего за 3000 рублей. [11] Скорее всего, что превышение сметы при строительстве было связано не только с ростом цен на строительные материалы, но и желанием прихожан уже в ходе процесса строительства доработать и улучшить проект. Пока шло строительство, по ходатайству прихожан произошло и изменение статуса храма. Если в начале строительства речь шла о Молитвенном доме, то с ходом строительства и ростом численности прихода храм получил статус полноценной приходской Римско-католической церкви со своим причтом, местные жители его просто называли польским костелом. При освящении 29 сентября 1905 г. церковь получила имя Св. Антония Падуанского.

       В указанный период, с 1906 по 1920 гг. в Мариинском приходе служили священники: капеллан Казимир Мустейнис (1906 г.); о. Карл Белинис (1909-1910 гг.); о. Станислав Домбровский (1909-1910 гг.); кс. Яворовский (1909-1910 гг.); о. Эдуард Шевчунас (1911-1914 гг.); о. В. Буйновский (1914 г.); о. Станислав Попалейгис (1915-1919 гг.).

         Об интенсивности религиозной жизни в приходе в значительной степени можно судить по количеству совершенных святых таинств. Так, за период с 1909-1919 гг. в метрических книгах прихода было зафиксировано 1522 случая крещения. О их распределении по годам и полу окрещенных младенцев можно судить по таблице 1.2.:

Таблица 1.2.              

 

Количество крещений в Мариинском католическом приходе в разные годы начала ХХ в.

Годы

Мальчики

Девочки.

Всего

Кто проводил обряд

1909

69

55

124

о.Карл Белинис, о.Ст. Домбровский, о. Яворовский.

1910

59

70

129

Карл Белинис, Ст. Домбровский, Яворовский.

1911

79

73

152

Эдуард Шевчунас

1912

96

77

173

Эдуард Шевчунас

1913

146

131

277

Эдуард Шевчунас

1914

 

 

211

Эдуард Шевчунас, Станислав Попалейгис

1915

 

 

188

С. Попалейгис

1916

48

56

104

С. Попалейгис

1917

36

29

65

С. Попалейгис

1918

 

 

58

С. Попалейгис

1919

 

 

41

С. Попалейгис

 

Подсчитано Г.А. Шейко по: ГАКО.Ф.Д-60.Оп.7.ДД.4,7.

        В мае 1910 г. Мариинские католики обратились в думу о безвозмездной уступке общине излишне захваченной земли для костела, церковной ограды и постройки дома. Дума постановила прошение удовлетворить, уступив им безвозмездно просимую землю, излишне занятую постройкою дома и ограды, в количестве 110, 22 кв. саж., с тем, непременным условием, чтобы «более уступленной земли, т.е. ста десяти двадцати двух сот. кв. саж. нисколько лишней не занимать и на уступленной земле никаких построек, кроме необходимых только специально для костела, не возводить».[12] 

         Однако на заседании Общего присутствия Томского губернского управления это постановление думы было отменено по формальным основаниям: при голосовании гласных думы по вопросам, связанным с приобретением или отчуждением недвижимого имущества, должно было быть при голосовании не менее 2/3 общего числа гласных. В действительности же в решении данного вопроса принимало участие всего 14 гласных, т.е. менее двух третей на 1 лицо.[13] 10 августа 1910 г. городская дума Мариинска, вновь рассмотрев предыдущее ходатайство уже при соблюдении достаточной квоты для голосования, подтвердила свое прежнее решение. Но и на этот раз в губернском Управлении не утвердили постановление думы Мариинска о безвозмездной передаче католикам участка земли, где уже были возведены костел, дом для священника, установлена костельная ограда.

      На этот раз поводом к отказу послужило утверждение о том, что дума действительно может принимать решения о расходовании городских средств «на всякие предметы закону не противные и относящиеся к пользам города», но под этими общими пользами нельзя разуметь пользу одного лица или отдельной группы лиц. Поэтому данная безвозмездная уступка городской земли католической общине «не может быть отнесена к общеполезным расходам всего городского населения как составляющая интерес незначительной группы лиц, т.е. только одних прихожан Римско-Католического костела».[14] Дальше архивные документы не прослеживают, как происходило решение вопроса о земле, занятой прихожанами Мариинского прихода «сверх установленной меры».

        Однако известно то, что в те годы католики в городе Мариинске не были «незначительной группой лиц», как это было представлено губернскими чиновниками. Так, еще в 1905 г. из общей численности городского населения Мариинска, составляющей 18878 человек, католиков было 1349 человек (770 муж. и 575 жен.), что составляло 7,15 % населения города. Таким образом, католики в Мариинске в 1905 г. составляли по численности третью группу после православных и иудеев (см. таблицу № 1.3.). 

 

Таблица № 1.3.

Численность жителей г. Мариинска по вероисповеданию

Конфессия

Хронологические срезы

1883 г.

1904 г.

1905 г.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Православные

6562

5076

7218

5602

8081

7144

 Католики

309

93

760

533

770

575

 Иудеи

279

141

876

823

885

836

Мусульмане

136

154

127

91

135

100

«Раскольники» и сектанты

100

125

87

79

92

85

Лютеране

10

5

80

33

80

33

Армяно-григориане

-

-

42

15

40

18

 

Составлена по данным источников: Памятная книжка Томской губернии на 1885 г. Томск,1885. С.8-9; ГАКО. Ф. Д-22. Оп.1. Д.351.Л.16; Д.371.Л.4.

    В 1914 году католиков в Мариинске было уже более 1700 человек и 9,5 тысяч католиков жили в сельской местности Мариинского уезда, также являясь прихожанами Мариинского костела.[15]

[1] ГАТО.Ф.3.Оп.41.Д.624.Л.2-2об.

[2] Там же. Л.1-1об.

[3] Там же. Л.9-9об.

[4] ГАТО.Ф.3.Оп.2.Д.5283.Л.25.

[5] ГАКО.Ф.Д-22.Оп.1.Д.320.Л.147-148.

[6] ГАТО.Ф.3.Оп.41.Д.624.Л.12.

[7] ГАКО.Ф.Д-22.Оп.1.Д.320.Л.204-204об.

[8] Там же. Л.204-204 об. 

[9] ГАКО.Ф.Д-22.Оп.1.Д.374.Л.28.

[10] Там же. Л.34 – 34об.

[11] ГАТО.Ф.3.Оп.77.Д.128.Л.14А.

[12] ГАКО.Ф.Д-22.Оп.1.Д.462(т-1).Л.186 -186об.

[13] Там же.

[14] ГАКО.Ф.Д-22.Оп.1.Д.462(т-А).Л.70 об.

[15] ГАТО Ф.3 Оп.77 Д.341 Л.27.


Календарь
03 - 2019
Во По Вт Ср Че Пя Су
  01 02
03 04 05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24 25 27 28 29 30
31  
Среда, 06 Март 2019
Воскресенье, 10 Март 2019
Воскресенье, 17 Март 2019

Мы советуем