«Будьте сынами Отца вашего небесного».

Евангелие от святого Матфея помещает молитву «Отче наш» в центр Нагорной проповеди (Мф 6,9-13): на этот важный контекст наставления Иисуса Христа Папа Франциск обратил внимание верующих, продолжая толкование молитвы Господней на первой общей аудиенции в новом году. В тот момент Иисус был окружен как ближайшими учениками, так и большой толпой. Именно это «разнородное собрание» принимает от Господа молитву «Отче наш», подчеркнул Папа.

Контекст Нагорной проповеди очень важен: здесь Иисус «резюмирует» основные аспекты Своего послания. Начало Нагорной проповеди подобно «празднично украшенной арке», из которой выходит евангельская новизна. Этой аркой являются Заповеди блаженства: Иисус называет счастливыми категории людей, с которыми особо не считались ни в Его, ни в нашу эпоху: блаженны нищие, кроткие, милостивые, смиренные. В этом заключается «революция Евангелия», подчеркнул Святейший Отец.

Затем Иисус говорит, что Он не пришел нарушить Закон: Закон нуждается «в новой интерпретации, которая возвращает его к изначальному смыслу». Каждое слово Бога должно быть «воплощено до самых крайних последствий»: 

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». Именно в это заключается секрет, лежащий в основе всей Нагорной проповеди: «Будьте сынами Отца вашего небесного». На первый взгляд, отметил Папа, эти слова могут показаться требовательным и практически неисполнимым нравоучением, однако речь идет не о нравоучении, а о богословии.

«Христинин – это не тот, кто старается быть лучше других: он знает, что грешен, как все люди. Христианин – это просто человек, который останавливается перед новой Неопалимой купиной, перед откровением Бога, Который не предлагает загадку непроизносимого имени, но просит Своих детей звать Его Отцом».

Именно так Иисус вводит слушателей в наставление о молитве «Отче наш». Он дистанцируется от двух группировок той эпохи: прежде всего от лицемеров, которые молятся напоказ.

«Некоторые люди возносят даже безбожные молитвы и делают это, чтобы ими восхищались. Как часто мы сталкиваемся с соблазном, исходящим от тех, кто ходит в церковь и остается там на целый день или же посещает ее ежедневно, а потом живет в ненависти к людям и злословии! Это возмутительно: лучше не ходить в церковь! Живи так, как безбожник. Но если ты ходишь в церковь, то живи как сын, как брат, давай подлинное свидетельство вместо антисвидетельства».

Вторая категория, от которой дистанцируется Господь, — это язычники: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Иисус, возможно, имеет в виду captatio benevolentiae – своего рода предисловие к молитве, которым язычники должны были снискать расположение божества. Молясь, мы должны обращаться к Богу как дети к Своему Отцу, Который знает, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения у Него (ср. Мф 6,8).

«ʺОтче нашʺ может быть даже молитвой безмолвной: в конечном счете, достаточно предстать перед взглядом Бога, вспомнить о Его отеческой любви, — этого достаточно, чтобы быть услышанными. Как отрадно, что наш Бог не нуждается в жертвах для того, чтобы мы завоевали Его милость! Ему, нашему Богу, не нужно ничего: в молитве Он просит только о том, чтобы мы держали открытым русло общения с Ним, чтобы всегда чувствовали себя Его возлюбленными чадами».

Ольга Сакун — vaticannews

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости