Богослужение Крестного пути

Богослужение Крестного пути или Крестный путь (лат.Via Crucis) — традиционное католическое богослужение, воссоздающее в памяти христианосновные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа.

Крестный путь – это характерное для Великого поста богослужение, древняя благочестивая практика, очень любимая и переживаемая многими верующими, не просто собирающая миллионы человек, но действительно завоевывающая их сердца. Эта практика, сохранившаяся на христианском Западе, характерна для традиции именно Католической Церкви, но также весьма распространена и среди англикан. В этой статье мы остановимся на истории становления этой традиции, на том, как выглядит Крестный путь, и рассмотрим ряд моментов, связанных с этим богослужением.

Прежде всего, надо начать с того, к чему восходит эта благочестивая практика, то есть, с евангельской истории. В том, что касается народного благочестия, очень много обрядов и традиций принято связывать с Пресвятой Богородицей. Так, считается, что у истоков Крестного пути стоит Матерь Божия, Которая после Страстей Христовых, после Его Воскресения ходила по Иерусалиму, по местам страданий Своего Сына. Но большинство исследователей склоняется к тому, что эта традиция сформировалась позже. Хотя нельзя отрицать, что в Иерусалиме уже первые христиане почитали святые места, связанные со Страстями Господа Иисуса, держали их в памяти, охотно показывали своим единоверцам и ходили по ним сами. С этим почитанием связан также факт обретения Святого Креста Господня. Важно то, что традиция почитания мест, связанных со Страстями Господними, была жива в Иерусалиме. И верующие продолжали всей общиной вспоминать и переживать один раз в год, в Страстную Пятницу, страдания Господа нашего Иисуса Христа. Ходили по этим местам, с плачем вознося молитвы. На Пасху прибывали паломники. Одно из древнейших свидетельств такого паломничества оставила нам Эгерия. Она очень подробно описывает в дошедшем до нас письме, датируемом 381-384 гг., свое путешествие, паломничество, все обряды и традиции, которые были характерны для Иерусалима. И там мы можем найти описание практики, имеющей много общего с Крестным путем. Паломников со временем становилось больше, особенно почитание Страстей Христовых и количество паломников в Иерусалиме увеличилось к концу XI – началу XII вв. после завоевания Гроба Господня крестоносцами. И люди старались найти святые места, пройти по ним и максимально точно зафиксировать.

Богослужение Крестного пути 1

Однако традиции были разные, и какой-то четкой организации или литургического обустройства такого всенародного почитания не было. Лишь в 1294 г. паломник-доминиканец Рикольдо да Монтекроче описывает свое паломничество ко Гробу Господню и говорит, что он совершил его по тому пути, по которому восшел Христос, неся крест. В этом описании он представляет различные моменты своего пути, в котором подражает Иисусу Христу и называет это stationes, «стояниями». В частности, такими стояниями отмечались места, где Иисус был приговорен к смерти, встретился с плачущими женщинами, где Симона Киринеянина заставили помочь Иисусу нести крест, и другие описанные в Евангелии события, о которых сохранилась память вплоть до смерти Иисуса на кресте.

В середине XIV века происходит очень важное событие в жизни Святой Земли – туда прибывают францисканцы, которым вверяется духовное попечение над местами Страстей Господних в Иерусалиме. И тогда все начинает оформляться. Больше фиксируются места стояний. Первоначальная традиция однозначна – для того, чтобы пройти Крестным путем, нужно отправиться в Иерусалим и там физически, своими ногами пройти по следам Спасителя. Францисканцы отличались человечностью и отзывчивостью к людским нуждам. Они понимали, что далеко не всем по силам такое паломничество в Святую Землю и осуществление этого духовного подвига хотя бы один раз в жизни. Для тех людей, которые почитали Страсти Христовы, но не могли отправиться в Иерусалим или повторно совершить паломничество в Святую Землю, монахи старались организовать в духовном единении такие Крестные пути, прежде всего там, где рельеф местности напоминал Иерусалим, и монахи вместе с верующими сами переживали эти события.

Возникает не только традиция такого хождения, этой благочестивой практики, но также и традиция обозначать эти места часовенками либо какими-то изображениями. А затем практика идет дальше. Мы видим, что эти стояния, отмечаемые барельефами или даже просто крестами, все чаще появляются в храмах. Так что на сегодняшний день почти обязательным атрибутом любого храма является Крестный путь.

Сначала складываются двенадцать стояний Крестного пути. Такой первый Крестный путь, состоящий из двенадцати стояний, мы находим в XVI веке в Голландии. И лишь позже, в XVII веке, добавляются еще два стояния, связанные со Снятием с Креста и с Погребением Иисуса, и Крестный Путь приобретает ту форму, которую мы сегодня называем традиционной. Эта благочестивая практика получила очень широкое распространение, так что Папам приходилось даже немного вмешиваться в этот процесс, и не то, чтобы «притормаживать», но несколько упорядочивать его.

Говоря о распространении традиции богослужения Крестного пути, мы не можем не вспомнить святого Леонарда Порто-Маурицкого, который только в Италии в свое время установил 572 Крестных пути. С такой практикой связывались также духовные блага, которые верующие получали, потому что Папы данной им властью подтверждали, что тот, кто благочестиво и должным образом совершает такой Крестный путь, получает те же самые духовые блага, что и человек, который отправился в Святую землю и прошел именно по пути.

В том, что касается традиционных стояний, важно отметить, что в них переплетаются и евангельская история, и традиция, христианское предание.

Причем интересно, что в Крестном пути отражена не вся евангельская история. В то же время есть моменты, которые в Евангелии не описываются, но присутствуют в этих стояниях. Стояний, опирающихся на евангельские тексты, всего девять. Пять стояний никак в Евангелии не отражены. Это три падения Иисуса Христа, Вероника и встреча с Пресвятой Богородицей.

Стояния крестного пути:

  • I: Иисуса Христа осуждают на смерть
  • II: Иисус Христос берёт крест на свои плечи
  • III: Иисус Христос падает в первый раз
  • IV: Иисус Христос встречает свою Мать по пути на Голгофу
  • V: Симон Кириниянин помогает Иисусу Христу нести крест
  • VI: Св. Вероника отирает лицо Иисусу Христу
  • VII: Иисус Христос падает второй раз
  • VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
  • IX: Иисус Христос падает третий раз.
  • X: Иисуса Христа обнажают.
  • XI: Иисуса Христа прибивают ко кресту.
  • XII: Иисус Христос умирает на кресте.
  • XIII: Иисуса Христа снимают с креста.
  • XIV: Погребение Иисуса Христа.

Вот таким образом по событиям, описанным в Евангелиях, можно составить Крестный путь, что и было сделано. И следует заметить, что на разных уровнях такой ход Крестного пути приобретает все бо́льшую популярность и признание.

Однако наше почитание Страстей Иисуса не заканчивается с Его погребением. Мы христиане потому, что верим: Христос воскрес, и без Воскресения Страстная Пятница, смерть Иисуса, Его погребение были бы просто поражением и не имели бы никакого смысла. По словам апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15, 14). Поэтому люди, совершая Крестный путь, задумываются: а где же Воскресение?

И вот в середине XX века начинает складываться традиция пятнадцатого стояния Крестного пути,Воскресения Христова, что придает этому богослужению пасхальное измерение. Однако в настоящее время речь идет о том, чтобы количество стояний не увеличивалось, и можно сказать, что по большому счету это стояние не прижилось. С другой стороны, внимание именно к Воскресению Христову проявляется в заключительной молитве, где все более ярко звучит именно пасхальное измерение, которое помогает нам сквозь призму Креста смотреть на эту радость, ликование – на триумф Воскресения Христова.

Богослужение Крестного пути 2

В свою очередь развивается другая традиция, параллельная. Если мы так созерцаем Страсти Христовы, то почему не созерцаем то, что произошло после Воскресения Христова? Поэтому не то чтобы в противовес, скорее, в дополнение к Крестному пути рождается так называемый Светлый путь. Этот Светлый путь тоже состоит из четырнадцати стояний, основой которых также служат как сюжеты из Нового Завета, так и связанные с различными традициями и преданиями Церкви. И естественно, совершается Светлый путь прежде всего в Пасхальное время, хотя традиция эта также не предписана и, конечно же, по своему распространению с Крестным путем не сравнится.

Остановимся на очень важном вопросе, касающемся связи прохождения Крестного пути с получением индульгенций. С совершением Крестного пути всегда была и остается связанной полная индульгенция при обычных условиях. То есть для того, чтобы с помощью Крестного пути получить полную индульгенцию, верующий должен пройти по всем четырнадцати стояниям, размышляя о страданиях Христовых. Ничего не говорится о том, сколько нужно размышлять над каждым стоянием, сколько молитв и какие именно нужно прочитать на каждом стоянии, и даже о том, что проходить следует только по традиционным стояниям. Таким образом, верующий, в определенном смысле, свободен в выборе. Не регламентируется и форма изображений, а также изображения сами по себе.

Что делать, если у человека нет физической возможности посетить храм и пройти по этому установленному Крестному пути? У нас в стране это довольно частое явление. Кому-то далеко ехать, кто-то может болеть, и так далее. Но если есть возможность в другое время, не обязательно в пятницу вечером вместе со всеми, индивидуально совершить Крестный путь – хорошо. Если возможности посетить храм нет, то те же самые духовные блага и такую же индульгенцию получает человек, который в доступных ему условиях совершает размышления Крестного пути, и это благочестивое упражнение длится не менее 30 минут.

Обычно Крестный путь совершается по пятницам, прежде всего по пятницам Великого поста. Хотя может совершаться не только по пятницам, и не только в Великий Пост. В некоторых приходах это круглогодичная практика. Единственное, что может вызвать недоумение, это когда Крестный путь совершается в Светлую Пасхальную неделю и затем все пасхальное время по пятницам. Ведь если проходить в это время, то Светлым путем, потому что свет Воскресения побеждает кровь и тьму Креста и страданий.

Участие в богослужении Крестного пути помогает нам воспринять нашу жизнь именно как путь, на котором мы призваны следовать за Христом. Помогает нам понять тайну Креста и тайну страдания. И помогает нам ощутить себя в ситуации учеников Христовых, к которым обращен призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). То есть переживать все эти тайны в нашей жизни и, конечно, получать обильные духовные плоды, чего я всем от всего сердца желаю во время этого Великого поста.

о. Николай Дубинин OFMConv
Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2011

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости