Апостольское обращение Папы Франциска «Christus vivit» 3 глава

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Вы – настоящее Бога

64. Бегло взглянув на Слово Божие, мы не сможем утверждать, что молодые люди – это лишь будущее этого мира. Они его настоящее; они обогащают его своим вкладом. Молодой человек больше не ребенок, он находится на том этапе жизни, когда начинает брать на себя различные обязанности, со взрослыми участвуя в развитии семьи, общества и Церкви. Но времена меняются, и возникает вопрос: Каковы молодые люди сегодня, что с ними происходит сейчас?

Положительное

65. Синод признал, что верующие Церкви не всегда обладают подходом Иисуса. Вместо того чтобы быть готовыми к тому, чтоб внимательно слушать молодых людей, «часто господствует тенденция давать готовые ответы и решения, не позволяя возникать вопросам молодежи с их новизной и не принимая их вызов» [24]. Напротив, когда Церковь отказывается от жестких схем и открывается, чтобы внимательно выслушать молодых людей, это сопереживание обогащает ее, потому что «позволяет молодым людям вносить свой вклад в общину, помогая ей открываться новым чувствам и задавать себе новые вопросы» [25].

66. Сегодня мы, взрослые, подвергаемся риску составлять список проблем и недостатков сегодняшней молодежи. Некоторые могли бы поаплодировать нам, поскольку мы кажемся экспертами в нахождении негативных моментов и опасностей. Но каким будет результат такого отношения? Всё большая и большая дистанция и всё меньшая близость и взаимопомощь.

67. Прозорливость человека, призванного стать отцом, пастырем или наставником молодежи, заключается в том, чтобы найти небольшое пламя, которое продолжает гореть, трость, которая, кажется надломленной (ср.: Ис 42, 3), но не переламывается. Это способность находить пути там, где другие видят только стены; это способность распознавать возможности там, где другие видят только опасности. Таков взгляд Бога-Отца, способный ценить и питать семена добра, посеянные в сердцах молодых людей. Поэтому сердце каждого молодого человека должно считаться «священной землей», носителем семян божественной жизни, перед которыми мы должны «разуться», чтобы приблизиться и углубиться в Тайну.

Множество молодых людей

68. Мы могли бы попытаться описать характеристики сегодняшней молодежи, но прежде всего я хотел бы привести замечание синодальных Отцов: «В составе Синода стало видимым присутствие и вклад различных регионов мира, что подчеркнуло красоту того, что мы являемся Вселенской Церковью. Несмотря на обстановку растущей глобализации, отцы Синода призвали отметить множество различий между контекстами и культурами, наличествующими даже в пределах одной страны. Существует такое многообразие молодых миров, что в некоторых странах понятие «молодежь» часто используется во множественном числе. Кроме того, возрастной диапазон, рассматриваемый этим Синодом (16-29 лет), не представляет собой однородную группу, а состоит из отдельных групп, которые переживают собственные жизненные ситуации характерные для каждой из них» [26].

69. С демографической точки зрения в некоторых странах много молодежи, тогда как в других уровень рождаемости очень низок. Но «другое различие исходит из истории, которая отличает страны и континенты древней христианской традиции, чья культура несет в себе память, которая не должна быть потеряна, и страны и континенты, которые, напротив, отмечены иными религиозными традициями, и в которых христианство исповедуется меньшинством, и возникло, подчас, недавно. Кроме того, на иных территориях христианские общины и молодежь, являющаяся их частью, становятся объектом преследований» [27]. Также следует отличать молодых людей, «которым глобализация предлагает большее число возможностей, от тех, кто живет на окраине общества или в сельских областях и подвергается различным формам отвержения и пренебрежения» [28].

70. Есть еще много других различий, которые было бы сложно детально описать здесь. Поэтому я не считаю уместным останавливаться, предлагая исчерпывающий анализ молодежи в современном мире, и того, как она живет, и что с ней происходит. Но поскольку я также не могу не смотреть на реальность, я изложу вкратце некоторые материалы, полученные перед Синодом, а также иные материалы, которые мне удалось получить во время его работы.

Некоторые вещи, которые случаются с молодыми людьми

71. Молодежь – это не что-то такое, что можно анализировать абстрактно. В реальности «молодежи» не существует, но существуют молодые люди со своей конкретной жизнью. В современном мире, полном прогресса, многие из этих жизней подвергаются страданиям и манипуляциям.

Молодые люди из мира, находящегося в кризисе

72. Синодальные Отцы с болью подтвердили, что «многие молодые люди живут в условиях войны и подвергаются насилию во множестве его форм: в виде похищения людей, вымогательства, организованной преступности, торговли людьми, рабства, сексуального насилия в военное время и т.д. Другим же молодым людям из-за их веры трудно найти место в своем обществе, и они становятся жертвами различных видов преследований и даже убийств. Есть множество молодых людей, которые из-за ограниченности или отсутствия альтернатив живут, совершая преступления и акты насилия. Речь идет о детях-солдатах, вооруженных бандах и преступниках, незаконном обороте наркотиков, терроризме и т. д. Это насилие разрушает многие молодые жизни. Злоупотребления и зависимости, а также насилие и деструктивное поведение являются одними из причин, которые приводят молодых людей в тюрьму, что особенно часто случается в определенных этнических и социальных группах» [29].

73. Многие молодые люди идеологизируются, используются и эксплуатируются в качестве пушечного мяса или в качестве ударной силы для уничтожения, запугивания или насмешек над другими. И хуже всего то, что многие превращаются в индивидуалистов, враждебных и недоверчивых ко всем, становясь таким образом легкой мишенью для бесчеловечных предложений и деструктивных планов, которые разрабатывают политические группы или экономические силы.

74. Еще больше в мире «молодых людей, которые страдают от различных форм маргинализации и социальной изоляции по религиозным, этническим или экономическим причинам. Вспомним о тяжелой ситуации, в которой оказываются подростки и молодые люди, которые беременеют, о биче абортов, а также о распространении ВИЧ, различных зависимостей (наркотиков, азартных игр, порнографии и т.д.). Кроме того, нельзя забывать о том положении, в котором находятся дети и молодежь, живущие на улице, у которых нет ни дома, ни материальных средств» [30]. В том случае, если они являются женщинами, эти ситуации маргинализации становятся вдвойне болезненными и трудными.

75. Давайте не будем Церковью, которая не плачет перед этими драмами своих юных детей. Давайте не будем привыкать к этому, поскольку тот, кто не умеет плакать – не мать. Мы хотим плакать, чтобы общество тоже стало «материнским», чтобы вместо того, чтобы убивать, оно учило рожать, чтобы оно стало обещанием жизни. Мы плачем, когда вспоминаем о молодых людях, которые уже умерли от нищеты и насилия, и просим общество научиться быть «солидарной матерью». Эта боль не уходит, она остается с нами, потому что реальность нельзя скрыть. Худшее, что мы можем сделать – это воспользоваться решением, предлагаемым мирским духом, которое состоит в обезболивании молодых людей другими новостями, другими отвлекающими факторами и банальностями.

76. Возможно, «те из нас, кто живет более или менее без нужды, не умеют плакать. Некоторые реалии жизни видны только глазами, очищенными слезами. Я приглашаю каждого из вас спросить себя: Научился ли я плакать? Научился ли я плакать, когда вижу голодного ребенка; ребенка-наркомана на улице; ребенка, у которого нет дома; ребенка покинутого и подвергшегося насилию; ребенка, которым общество воспользовалось как рабом? Или же мой плач – это плач капризного человека, который плачет потому, что ему бы хотелось иметь что-то еще?» [31]. Попробуйте научиться плакать за молодых людей, которым хуже, чем вам. Милосердие и сострадание также выражаются плачем. Если у вас не выходит, помолитесь Господу о том, чтобы Он дал вам благодати пролить слезы за страдания других. Когда вы научитесь плакать, вы сможете делать что-либо для других от сердца.

77. Иногда боль некоторых молодых людей очень остра. Эту боль нельзя выразить словами, она дает нам пощечину. Эти молодые люди могут только сказать Богу, что сильно страдают, что им слишком трудно продолжать идти вперед, что они больше ни в кого не верят. Но в этом душераздирающем плаче слышатся слова Иисуса: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5, 4). Есть молодые люди, которым удалось проложить себе путь в жизни, потому что они услышали это Божье обещание. Пусть же рядом со страдающим молодым человеком всегда будет христианская община, которая сможет жестами, объятиями и конкретной помощью заставить звучать эти слова.

78. Это правда, что сильные мира сего оказывают некоторую помощь, но часто это достается большой ценой. Во многих бедных странах экономическая помощь, оказываемая более богатыми странами или международными организациями, связана с принуждением к принятию предложений Запада относительно сексуальности, брака, жизни или социальной справедливости. Эта идеологическая колонизация наносит особенный урон молодежи. Вместе с тем мы видим, как определенная реклама учит людей всегда быть неудовлетворенными и вносит свой вклад в культуру отбросов, в которой сами молодые люди превращаются в одноразовый материал.

79. Нынешняя культура представляет в качестве образца человека образ, связанный с молодостью. Себя чувствует красивым тот, кто выглядит молодо; кто делает различные процедуры, чтобы избавиться от следов времени. Молодые тела постоянно используются в рекламе, для продажи. Образцом красоты является молодость, но будьте внимательны, ведь это не похвала молодежи. Это лишь означает, что взрослые хотят украсть молодость для себя, что они не уважают, не любят и не заботятся о молодежи.

80. Некоторые молодые люди «ощущают семейные традиции, как угнетение, и бегут от них, подталкиваемые глобализованной культурой, которая порой оставляет их без ориентиров. Напротив, в других частях света, между молодежью и взрослыми нет настоящего конфликта поколений, но есть взаимная отчужденность. Иногда взрослые не пытаются передать фундаментальные жизненные ценности, им это не удается, или же они перенимают стиль [поведения] молодых людей, переворачивая отношения между поколениями. Таким образом, существует риск того, что отношения между молодыми людьми и взрослыми останутся лишь на эмоциональном уровне, не затронув культурный и воспитательный аспект» [32]. Сколько вреда это наносит молодым людям, хотя некоторые этого не замечают! Сами молодые люди указывали нам на то, что это крайне затрудняет передачу веры «в некоторых странах, где нет свободы слова, и где им запрещено участвовать в жизни Церкви» [33].

Желания, раны и поиски

81. Молодые люди признают, что тело и сексуальность имеют основополагающее значение для их жизни и процесса развития их идентичности. Тем не менее в мире, который чрезмерно подчеркивает сексуальность, трудно поддерживать хорошие отношения с собственным телом и спокойно переживать эмоциональные отношения. По этой и по другим причинам сексуальная мораль очень часто является «причиной непонимания и отдаленности от Церкви, поскольку она воспринимается как место суда и осуждения». В то же время молодые люди выражают «явное желание дискутировать по вопросам, связанным с различиями между мужской и женской идентичностью, взаимодополняемостью между мужчинами и женщинами и гомосексуализмом» [34].

82. В наше время «прогресс науки и биомедицинских технологий оказывает влияние на восприятие тела, приводя к мысли о том, что его можно модифицировать без ограничений. Способность вмешиваться в работу ДНК, возможность внедрения искусственных элементов в организм (и появление киборгов), а также развитие нейронаук является огромным ресурсом, но в то же время поднимает антропологические и этические вопросы» [35]. Это может заставить нас забыть о том, что жизнь – это дар, что мы были созданы, и что мы ограничены, и легко можем быть использованы теми, кто обладает технологической мощью [36]. «Кроме того, в определенных кругах молодежи распространяется определенное влечение к рискованному поведению, которое распространяется как инструмент для исследования себя, поиска сильных эмоций и получения признания» […]. Эти явления, которым подвержены новые поколения, являются препятствием для спокойного достижения зрелости» [37].

83. Молодые люди также испытывают удары и неудачи, а их душу пронзают печальные воспоминания. Очень часто это «раны от поражений в собственной истории; от перенесенной дискриминации и несправедливости; от того, что они чувствовали себя нелюбимыми или непризнанными». Кроме того, это «моральные раны, тяжесть собственных ошибок, чувство вины за их совершение» [38]. Иисус присутствует в этих крестах молодых людей, чтобы предложить им Свою дружбу, облегчение, Свое исцеляющее общество, а Церковь хочет быть Его орудием на этом пути к внутреннему восстановлению и сердечному миру.

84. В некоторых молодых людях мы распознаём желание Бога, хотя в нём и нет всех очертаний открывшего Себя Бога. В других мы можем различить мечту о братстве, что уже немало. В третьих есть реальное желание развивать имеющиеся у них способности, чтобы предложить что-то миру. В четвертых мы видим особую художественную чувствительность или поиск гармонии с природой. У пятых же, вероятно, есть большая потребность в общении. Во многих из них мы найдем глубокое стремление к другой жизни. Речь идет о настоящих отправных точках, фибрах души, которые открыто ожидают побуждающих слов, слов света и вдохновения.

85. Синод особо рассматривал три важнейших вопроса, выводы которых я хочу привести дословно, хотя они по-прежнему будут требовать от нас более глубокого анализа и развития способности дать более адекватный и эффективный ответ.

Цифровая среда

86. «Цифровая среда характеризует современный мир. Для значительной части человечества погружение в нее обычно и непрерывно. Это уже не просто вопрос «использования» инструментов коммуникации, а вопрос жизни в широко оцифрованной культуре, которая глубоко влияет на представление о времени и пространстве, восприятие себя, других и мира, манеру общения, обучения, получения информации и вступления в отношения с другими. Это подход к реальности, который обычно отдает предпочтение образам перед чтением и письмом и оказывает влияние на обучение, а также развитие критического мышления» [39].

87. Интернет и социальные сети создали новый способ общения и установления связей, и «являются местом, где молодые люди проводят много времени и легко находят друг друга, хотя не все имеют к ним одинаковый доступ, особенно в определенных регионах мира. В любом случае они представляют собой уникальную возможность для диалога, встреч и обмена между людьми, а также для доступа к информации и знаниям. С другой стороны, цифровая среда является пространством для вовлечения в социальные и политические вопросы и местом для проявления активной гражданской позиции и может способствовать распространению независимой информации, обеспечивающей эффективную защиту наиболее уязвимых людей, выявляя нарушения их прав. Во многих странах, интернет и социальные сети представляют собой ставшее неотъемлемой частью жизни место, охвата и вовлечения в какую-либо деятельность молодых людей, включая и пастырские инициативы» [40].

88. Но чтобы понять это явление в его целостности, необходимо признать, что, как и все человеческие реалии, оно отмечено ограничениями и недостатками. Нездорово путать общение с простым виртуальным контактом. Фактически, «цифровая среда – это также территория одиночества, манипуляций, эксплуатации и насилия, вплоть до крайнего случая – даркнета. Цифровые средства коммуникации могут подвергать людей риску зависимости, изоляции и постепенной потери контакта с реальностью, препятствуя развитию подлинных межличностных отношений. Через социальные сети распространяются новые формы насилия, такие как интернет-травля. Кроме того, интернет – это также канал по распространению порнографии и эксплуатации людей в сексуальных целях или же через азартные игры» [41].

89. Не следует забывать, что «в цифровой мир втянуты огромные экономические интересы, способные как к едва заметным, так и к агрессивным формам контроля, создавая механизмы для манипулирования совестью и демократическим процессом. Устройство многих платформ в конечном счете зачастую благоприятствует встрече людей, которые думают схоже, препятствуя столкновению различных позиций. Эти замкнутые системы способствуют распространению ложной информации и новостей, поощряя предрассудки и ненависть. Распространение «фейковых» новостей является выражением культуры, которая утратила чувство истины и подчиняет факты личным интересам. Репутация людей находится под угрозой из-за скоропостижных суждений в интернете. Это явление затрагивает также Церковь и ее пастырей» [42].

90. В документе, подготовленном перед Синодом 300 молодыми людьми со всего мира, они указали, что «онлайн-отношения могут стать бесчеловечными. Цифровые пространства делают нас слепыми перед уязвимостью других людей и затрудняют наши способности к саморефлексии. Такие проблемы, как порнография извращают восприятие молодым человеком человеческой сексуальности. Используемая таким образом, она создает иллюзорную параллельную реальность, игнорирующую человеческое достоинство» [43]. Погружение в виртуальный мир приводит к своего рода «цифровой миграции», то есть к отдалению от семьи, а также от культурных и религиозных ценностей, что приводит многих людей в мир одиночества и замещения себя созданным образом, вплоть до того, что люди чувствуют отсутствие корней, хотя и остаются физически на том же месте. Новая и бьющая через край жизнь молодых людей, подталкивающая к поиску самоутверждения, сталкивается сегодня с новым вызовом: проблемой взаимодействия с реальным и виртуальным миром, в который они ступают одни, как на неизвестный континент. Сегодняшняя молодежь первой делает синтез между личным, свойственным каждой конкретной культуре, и глобальным. Но для этого необходимо, чтобы ей удалось перейти от виртуального контакта к хорошему и здоровому общению.

Мигранты как парадигма нашего времени

91. Как не вспомнить о стольких молодых людях, затронутых миграцией? Миграционные явления «не представляют собой временную чрезвычайную ситуацию, но носят структурный характер. Миграции могут происходить в пределах одной страны или же между разными странами. Особое беспокойство Церкви вызывают те, кто бежит от войны, насилия, политических или религиозных преследований, природных катастроф, – вызванных среди прочего климатическими изменениями, – а также от крайней нищеты: многие из них – молодые люди. В целом они ищут возможности для себя и своих семей. Они мечтают о лучшем будущем и хотят создать условия для того, чтобы оно стало реальностью» [44]. Мигранты «напоминают нам об изначальном состоянии веры, то есть о том, что мы «странники и пришельцы на земле» (Евр 11, 13)» [45].

92. Других мигрантов «привлекает западная культура, что порой связано с малореалистичными ожиданиями, которые подвергают их большим разочарованиям. Бессовестные торговцы людьми, часто связанные с наркокартелями и контрабандой оружия, используют слабое положение иммигрантов, которые на протяжении своей поездки очень часто сталкиваются с агрессией, торговлей людьми, психологическим и физическим насилием и неописуемыми страданиями. Стоит отметить особую уязвимость несовершеннолетних иммигрантов, не сопровождаемых родителями, а также положение тех, кого обязывают проводить много лет в лагерях для беженцев, или же тех, кто на долгое время оказывается запертым в транзитных странах, не имея возможности ни продолжать свою учебу, ни развивать свои таланты. В некоторых странах, куда они прибывают, миграционные явления вызывают тревогу и страх, часто нагнетаемые и используемые в политических целях. Таким образом, распространяется ксенофобский менталитет, менталитет закрытых и сосредоточенных на себе людей, на который необходимо решительно реагировать» [46].

93. «Эмигрирующим молодым людям приходится отделяться от своей среды происхождения, и они часто испытывают отрыв от своих культурных и религиозных корней. Этот разрыв также затрагивает их родные общины, которые теряют наиболее энергичные и инициативные элементы, а также их семьи, особенно когда один или оба родителя эмигрируют, оставляя детей в стране происхождения. Церковь играет важную роль ориентира для молодых людей из этих разбитых семей. Однако истории мигрантов – это также истории встреч между людьми и культурами: новому окружению и обществу, в которое они приезжают, мигранты дают возможность обогащения и всеобщего целостного человеческого развития. В этом контексте, важную роль играют инициативы по приему мигрантов, связанные с Церковью, которые могут оживить общины, способные их осуществить» [47].

94. «Благодаря различному происхождению синодальных отцов, вопрос о мигрантах удалось рассмотреть с различных точек зрения, как со стороны стран происхождения, так и стран прибытия. Кроме того, тревожный крик также прозвучал от тех Церквей, члены которых вынуждены бежать от войны и преследований, и которые видят в этих вынужденных миграциях угрозу своему существованию. Именно принятие во внимание всех этих точек зрения Церковью дает ей возможность играть в обществе пророческую роль в вопросе миграции» [48]. Я особенно прошу молодых людей стараться не попадать в сети тех, кто хочет настроить их против других молодых людей, приезжающих в их страны, заставляя считать приезжих опасными существами, словно они не обладают таким же неотъемлемым человеческим достоинством.

Положить конец любым видам насилия и злоупотреблений

95. В последнее время раздаются настоятельные требования, призывающие нас услышать крики жертв различных видов насилия, которое было причинено им некоторыми епископами, священниками, монашествующими и мирянами. Эти грехи вызывают у их жертв «страдания, которые могут длиться всю жизнь, и которые не может устранить никакое покаяние. Это явление очень широко распространено в обществе, и также влияет на Церковь, представляя собой серьезное препятствие для ее миссии» [49].

96. Верно, что «бедствие сексуальных надругательств над несовершеннолетними является, к сожалению, исторически распространенным явлением во всех культурах и обществах», особенно внутри самих семей и в различных институтах. Распространенность этого явления была выявлена прежде всего «благодаря изменению чувствительности общественного мнения». Но «несмотря на всеобщий характер этого бедствия, подтверждающий серьезность этой проблемы в наших обществах, это не уменьшает его чудовищности, когда оно имеет место внутри Церкви», и «в оправданном гневе людей Церковь видит отражение гнева Бога, Которого предали и Которому дали пощечину» [50].

97. «Синод вновь заявляет о своей твердой приверженности принятию строгих превентивных мер, предотвращающих повторение подобных случаев, начиная с отбора и подготовки тех, кому будут вверены ответственные и образовательные задачи» [51]. В то же время больше нельзя отказываться от решения о применении «столь необходимых действий и санкций» [52]. И всё это с Христовой благодатью. Пути назад нет.

98. «Существуют различные виды насилия и злоупотреблений: злоупотребления властью и совестью, финансовые злоупотребления и сексуальное насилие. Очевидна необходимость искоренить те формы осуществления власти, в которых они насаждаются, и противодействовать недостаточной ответственности и прозрачности, с которыми рассматриваются многие случаи. Жажда власти, отсутствие диалога и прозрачности, различные формы двойной жизни, духовная пустота, а также психологические слабости – вот та почва, на которой процветает порок» [53]. Клерикализм – это постоянное искушение священников, которые истолковывают «полученное служение как власть, которую нужно использовать, а не как безвозмездное и щедрое служение, которое нужно предлагать, что заставляет нас думать, что мы принадлежим к группе, которая имеет ответы на все вопросы и не нуждается ни в том, чтобы слушать, ни в том, чтобы учиться чему-либо» [54]. Без сомнения, клерикальный дух подвергает людей, посвятивших себя Богу, опасности потерять уважение к священной и неотъемлемой ценности каждого человека и его свободы.

99. Вместе с синодальными отцами я хочу с любовью и признательностью выразить свою «благодарность тем, у кого хватило мужества сообщить о перенесенном зле: они помогают Церкви осознавать произошедшее и необходимость решительной реакции» [55]. Но также заслуживает особого признания «искренняя преданность бесчисленных мирян, священников, Богу посвященных и епископов, которые каждый день честно и преданно служат молодежи. Их работа, словно большой лес, растущий бесшумно. Многие молодые люди, присутствовавшие на Синоде, также выразили благодарность тем, кто их сопровождал, и подчеркнули огромную потребность в людях, способных служить ориентиром» [56].

100. Слава Богу, что священники, совершившие эти ужасные преступления, не являются большинством, которое осуществляет верное и щедрое служение. Я прошу молодых людей вдохновляться этим большинством. В любом случае, когда вы видите священника, находящегося в опасности, потому что он потерял радость своего служения, ищет эмоциональную компенсацию или сбился с пути, осмельтесь напомнить ему о его обязательствах перед Богом и Его народом, возвестите ему Евангелие и вдохновите его остаться на правильном пути. Таким образом, вы окажите неоценимую помощь в таком фундаментальном вопросе, как предотвращение повторения этой жестокости. Это черное облако также становится вызовом для молодых людей, которые любят Иисуса Христа и Его Церковь, потому что они могут внести большой вклад в исцеление этой раны, если используют свою способность обновлять, требовать последовательности и свидетельства, вновь и вновь мечтать и изобретать.

101. Это не единственный грех членов Церкви, в чьей долгой истории немало теней. Наши грехи у всех перед глазами, они безжалостно отражаются в морщинах векового лица нашей Наставницы и Матери, ведь она странствует уже две тысячи лет, разделяя радости и надежды, скорби и тревоги людей [57], и делает это не прибегая к косметической хирургии. Она не боится показывать грехи своих членов, которые иногда некоторые из них пытаются скрыть перед горящим светом Евангельского Слова, которое очищает. Она также не перестает ежедневно повторять со стыдом: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей […] ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс 50(51), 3. 5). Тем не менее, давайте не будем забывать, что раненую Мать не оставляют, но сопровождают ее, чтобы она могла извлечь всю свою силу и способность начинать всё сначала.

102. Среди этой драмы, которая справедливо причиняет боль нашей душе, находится «Господь наш, Иисус, Который никогда не оставляет Своей Церкви, и дает ей силы и средства, чтобы отправиться в новый путь» [58]. Так этот темный момент, «не без ценной помощи со стороны молодежи, может действительно стать возможностью для реформы исторического значения» [59], чтобы открыться новой Пятидесятнице и начать этап очищения и перемен, которые наделят Церковь обновленной молодостью. Но молодые люди могут помочь гораздо больше, если они сердцем своим чувствуют себя частью «святого и терпеливого верного народа Божьего, поддерживаемого и животворимого Святым Духом, Который освобождает нас от напасти клерикализма, являющегося благодатной почвой для всех этих мерзостей» [60].

Выход есть

103. В этой главе я решил остановиться на реальности, в которой находятся молодые люди в современном мире. Как я уже говорил, я не претендую на исчерпывающий анализ. Я призываю общины с уважением и серьезностью рассмотреть реальное положение более близкой к ним молодежи, чтобы иметь возможность распознать наиболее подходящие пастырские пути. Однако я не хочу заканчивать эту главу, не обратившись со словами к каждому из вас.

104. Я напоминаю вам о доброй вести, которую нам подарило утро Воскресения: из всех темных и болезненных ситуаций, о которых мы упоминали, есть выход. Например, это правда, что цифровой мир может подвергнуть вас риску погрузиться в себя, в изоляцию и пустые удовольствия. Но не забывайте, что даже в такой среде есть креативные, а иногда даже гениальные молодые люди. Именно таким был достопочтимый молодой человек Карло Акутис.

105. Карло прекрасно понимал, что эти средства коммуникации и рекламы и механизмы социальных сетей могут использоваться для того, чтобы притупить наши чувства, сделать нас зависимыми от потребления и новинок, которые мы можем купить, сделать нас одержимыми своим свободным временем и запертыми в негативе. Но он был способен использовать эти новые методы коммуникации для передачи Евангелия, ценностей и красоты.

106. Карло не попал в ловушку. Он видел, что многие молодые люди, хотя и кажутся разными, на самом деле оказываются одинаковыми, гонясь за тем, что им навязывают сильные мира сего посредством механизмов потребления и одурачивания. Таким образом, они не позволяют расцвести дарам, которыми наделил их Господь, не предлагают этому миру те столь личные и уникальные способности, которые Бог посеял в каждом из них. Таким образом, по словам Карло, получается так, что «все рождаются оригинальными, но многие умирают ксерокопиями». Не позволяйте этому случиться с вами!

107. Не позволяйте украсть у вас надежду и радость, не позволяйте одурманить себя, чтобы поработить для использования в своих интересах. Отважьтесь быть выше этого, ведь вы важнее, чем любая вещь. Вам не принесет пользы то, чем вы обладаете или то, чем кажетесь. Вы можете стать такими, какими Бог, ваш Творец знает вас, если признаете, что призваны к большему. Взывайте к Святому Духу и с доверием устремляйтесь к великой цели: святости. Так вы не будете ксерокопией. Вы будете в полной мере самими собой.

108. Для этого вам необходимо признать нечто фундаментальное: молодость – это не просто поиск преходящих удовольствий и поверхностных успехов. Для того чтобы молодые люди могли достичь цели, которую они ставят на своем жизненном пути, молодость должна быть временем щедрой отдачи, искренней жертвы, которая причиняет боль, но заставляет нас приносить плоды. Это подобно тому, что говорил великий поэт:

«Коль скоро, чтоб вернуть, что возвратил я,

Пришлось сначала потерять мне то, что потерял я;

Коль скоро, чтоб обресть мне то, что приобрел я,

Пришлось сначала вынести всё то, что перенес я;

Коль скоро, чтобы быть теперь влюбленным,

Мне прежде раненым пришлось быть –

Считаю благом то, что претерпел я,

Считаю благом то, о чём рыдал я.

Ведь после этого всего я убедился,

Что мы не можем вдоволь насладиться чем-то,

Коль скоро прежде не страдали для того.

Ведь после этого всего уразумел я,

Что дерева прекрасное цветенье

Живет за счет того, что захоронено под ним» [61].

109. Если вы молоды, но чувствуете себя слабым, уставшим или разочарованным, просите Иисуса обновлять вас. С Ним нет недостатка в надежде. То же самое можно делать, если вы чувствуете себя погруженными в пороки, дурные привычки, эгоизм или нездоровый комфорт. Иисус, полный жизни, хочет помочь вам, чтобы ваша молодость имела смысл. Поэтому, не лишайте мир того вклада, который можете внести только вы, будучи уникальными и неповторимыми, какими вы и являетесь.

110. Но я хочу также напомнить вам, что «очень трудно бороться против собственной похоти, ловушек и искушений дьявола и эгоистичного мира, если мы изолированы. Нас бомбардируют соблазнами столь сильно, что если мы слишком одиноки, то легко теряем чувство реальности и внутренней ясности и поддаемся» [62]. Это особенно верно для молодых людей, потому что, когда вы едины, вы обладаете изумительной силой. Когда вы вдохновляетесь общественной жизнью, вы становитесь способны на большие жертвы ради других людей и своей общины. Напротив, изоляция ослабляет вас и делает вас уязвимыми перед худшими видами зла нашего времени.








Источник: КРЕДО

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости