1 МАРТА 1 воскресенье Великого Поста

В связи с «Прощённым воскресеньем» рекомендуется во время обряда покаяния призвать верных простить друг другу взаимные обиды и помириться с родственниками и соседями, чтобы достойно начать Великий Пост и получить Божие прощение.

ВХОДНОЙ АНТИФОН
Ср. Пс 91, 15-16

Воззовёт ко Мне, и услышу его; * избавлю его и прославлю его; * долготою дней насыщу его.

Не произносится гимн «Слава»

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

Всемогущий Боже, † помоги нам во время ежегодного поста святой Четыредесятницы достичь сокровенного познания Христа * и являть его достойной жизнью. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Быт 2, 7-9; 3, 1-7

Чтение книги Бытия.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 51

Припев: Господи, помилуй, все мы согрешили.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, *
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, *
и от греха моего очисти меня.

Ибо беззакония мои я сознаю, *
и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я, *
и лукавое пред очами Твоими сделал.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *
и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего, *
и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего, *
и Духом владычественным утверди меня.
Господи! отверзи уста мои, *
и уста мои возвестят хвалу Твою.

Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов второго чтения.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 5, 12-19

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья: Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд для одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

Слово Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 4, 1-11

Слава Тебе, Слово Божие.

Не хлебом одним будет жить человек, * но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Слава Тебе, Слово Божие.

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол; и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Слово Господне.

Размышление:

Сегодняшнее Евангелие дается нам в начале Великого поста, на пути покаяния и обращения, времени благодати. Искушения, которым подвергся Иисус, Сын Божий, также присутствуют в жизни каждого человека. В начале Иисус был возведен в пустыню Духом. В этот трудный момент Своей жизни Он был не одинок, Его сопровождал Святой Дух. Искуситель приступил к Нему после того, как Он постился сорок дней и сорок ночей. В сцене искушения дьявол дважды использует условное предложение: «если Ты Сын Божий» (Мф 4,3 и 6). Здесь у нас есть упоминание о крещении Иисуса в Иордане, где Он слышит голос с неба: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17). Иисус не поддается искушениям и уловкам сатаны, Он тверд, верен и послушен Отцу. Первый человек Адам не прошел испытание искушением в раю, также как и избранный народ, скитавшийся по пустыне в течение сорока лет. В Иисусе Израиль и человечество возвращаются на путь верности Божьему слову и подчинения Его господству. Обратите внимание, что в своем искушении дьявол ссылается на власть Иисуса: если Ты Сын Божий. «Если Ты действительно Сын Божий, докажи это, покажи свою власть, сотвори чудо, яви свою силу. Можешь превратить камни в хлеб, можешь броситься с крыла храма и рассчитывать на чудо, что ангелы придут Тебе на помощь. Ты имеешь власть, но Ты можешь иметь еще больше, если поклонишься мне». Искуситель ссылается не на то, что слабое, но на то, что является сильным. Подобно и в нашей жизни бьет по тому, что является нашей сильной стороной: власть, таланты, предрасположенность, деньги, красота, сила характера, способности, здоровье и т.д. Власть над кем-то можно продемонстрировать через гордость, тщеславие, эгоизм и использование. В трудном переживании, болезни, требовать эффектного чуда, незамедлительного действия Бога, без усилий несения креста. Не прилагать усилий, чтобы искать Его волю в Слове Божьем, в жизненных обстоятельствах, но подвергать Бога испытанию. Жажда материальных благ должна быть удовлетворена немедленно. Человек гонится за чудесами без терпеливого подражания Господу. Поставив себя в центр своей жизни, боготворит себя, не задумываясь о недостатках, слабостях и грехах. Обретение власти над другими и над собой, самодостаточность – это современное опасное искушение, которое устраняет Бога и Его план, полный любви, из человеческой жизни. Сатана бьет именно по тому, что в нас сильное, использует то, что склоняет нас к гордыне и господству над другими, подсовывая нам различные возможности, предложения: если ты кто-то, имеешь что-то, сделай это, покажи, докажи любой ценой что ты можешь…

Слово Божье в сегодняшнем Евангелии, называя злого духа, использует три термина: искуситель, дьявол и сатана. Греческие аналоги: peirazon, diabolos, satanas. Первый термин означает: подвергающий очень тяжелому испытанию; второй: тот, кто разделяет, клеветник; третий: противник Бога и всего, что Божие. Именно так действует злой дух, противник Бога и человека. Атака против Бога направлена против человека, потому что Бог стал Человеком! Каждый христианин (каждый человек) должен вести духовную борьбу, потому что он будет бороться с искушением до конца своей жизни. В этой борьбе Иисус показал нам, что не может быть никакого компромисса со злым и злом. На предложения злого духа, которые всегда являются иллюзией, ложью и клеветой, необходимо реагировать категорическим «нет», отвечая Божьим Словом, которое в Послании к Ефесянам названо мечом духовным: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей  тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякой молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф 6,10–18). Иисус победил сатану на крестном древе (см. Ин 16,33). Он единственный Спаситель и Господь! Он любит нас, всегда желает нам добра, защищая нас силой своего святого Имени и слова. Бог–Отец хочет сформировать в нас нового человека, нового Адама по образу своего возлюбленного Сына. Поэтому Он дает нам Своего Духа, который через Слово Божье и голос нашей совести делает нас способными к правильному выбору в соответствии с Его волей, к отвержению зла, к следованию по пути Божьих заповедей. Путь нашего обращения ведет к воскресению, победа нашего Господа – наша победа, потому что Он сделал это для нас! Он Единственный Праведник, который не совершил греха, но победил его, будучи послушным Отцу и выбранному им пути. Сегодня стоит спросить себя, какое место в моей жизни, в борьбе с искушениями и пути обращения, имеет слово Божье? Читаю ли я его постоянно, систематически? Молюсь ли я им, размышляю над ним, опираюсь ли на него когда делаю свой выбор? Хочу ли я сознательно подражать Иисусу в ежедневном самоотречении, творении добра, принимая крест служения? Джон Уотсон писал: «Будь добр ко всем. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт свой тяжёлый бой».

Господи, дай нам своего Святого Духа. Позволь нам питаться каждым словом, которое исходит из Твоих уст. Помоги руководствоваться любовью не только в великих делах, но и в обычных обстоятельствах повседневной жизни. Научи нас отказываться от ненужных вещей, чтобы мы могли прийти на помощь всем нуждающимся. Позволь нам через умерщвление плоти иметь удел в смерти Твоего Сына, поскольку в Нем Ты дал нам новую жизнь.

Будем бдительны, потому что наш противник, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Твердые в вере будем противостоять ему (ср. 1 Петр 5,8–9)!

Произносится «Верую»

МОЛИТВА ВЕРНЫХ

Братья и сёстры, вспоминая обеты, данные нами в день крещения, просим Господа, дабы во время этого сорокадневного поста мы обрели благодать и достойно приготовили души наши к воспоминанию пасхальной тайны:

Спаси нас, Боже, Твоею благодатью.

1. Господи, Церковь Твоя должна постоянно обновляться через покаяние. Даруй всем смиренное и сокрушённое сердце.

2. Господи, сохрани Папу нашего N. и епископа нашего N., дай им силы в жизненных испытаниях.

3. Господи, сотворивший человека по образу и подобию Своему, охрани всех людей от греха и духовных опасностей.

4. Господи, Ты дал заповедь любви; прости нас, что мы не увидели присутствие Христа в бедных и скорбящих и не послужили Твоему Сыну в наших братьях.

5. Отче, Сын Твой учит нас, как должно превозмогать искушения. Соделай так, чтобы мы постом и молитвой сокрушали нашу гордыню и все сети лукавого.

6. Господи, Ты призываешь всех к духовному обновлению; помоги нам совлечь с себя ветхого человека и облечься во Христа, Сына Твоего.

Боже милосердный, услышь наши молитвы, удали от нас похоть очей и плоти и гордыню духа, чтобы мы служили и поклонялись Тебе одному. Через Христа, Господа нашего.

МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

Молим Тебя, Господи, † сподобь нас достойно принести Тебе эту жертву, * которой мы начинаем спасительный путь Великого поста. Через Христа, Господа нашего.

ПРЕФАЦИЯ 1 ВОСКРЕСЕНЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Он, воздерживаясь сорок дней от пищи земной, Своим постом освятил это время покаяния и, разрушив все козни древнего змия, научил нас одолевать искушение зла, чтобы, с чистым сердцем празднуя Пасхальную Тайну, мы смогли достичь Вечной Пасхи. Поэтому мы с ликами ангелов и святых песнь хвалы Тебе воспеваем, непрестанно взывая: Свят…

ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН
Мф 4, 4

Не хлебом одним будет жить человек, * но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Насыщенные небесным Хлебом, который питает веру, усиливает надежду и укрепляет любовь, просим Тебя, Господи, † научи нас всегда жаждать Христа, Хлеба живого и истинного, * и жить всяким словом, исходящим из уст Твоих. Через Христа, Господа нашего.

Размышление: Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского – Наталья Килина. По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости